СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №2 по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №2 по географии»




Пояснения к вариантам контрольных измерительных материалов

внутренней системы оценки качества образования в МОУ «СОШ № 34» г.Магнитогорска

по географии для 9 класса

Контрольная работа№2Третичный сектор экономики России


Назначение контрольной работы

Задачи проведения контрольной работы:

– определить уровень усвоения содержания образования по географии России;

– установить уровень овладения ключевыми умениями: работать с текстом, анализировать схемы, рисунки и карты;

− определить пути совершенствования преподавания курса географии России с учетом НРЭО Челябинской области.


2. Характеристика оценочных материалов

На выполнение контрольной работы отводится 45 мин. Контрольная работа состоит из 13 заданий, из них 7 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр, 4 задания с кратким ответом в виде слова, словосочетания, 2 задания с развернутым ответом в виде предложения. В работе содержатся задания базового и повышенного уровней сложности. Для выполнения заданий можно использовать географический атлас для 8−9 классов. Выполнение задания в зависимости от типа и сложности оценивается разным количеством баллов. Максимальный балл за выполнение всей контрольной работы – 20 баллов.


3.План (спецификация) контрольной работы


№ п/п

Проверяемые виды деятельности

Проверяемое содержание – раздел курса

Уровень сложности задания

Максимальный балл за задание

1

Сформированность умений использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни

Железнодорожный / водный транспорт

П

2

2

Сформированность умений использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве; сформированность знаний о размещении основных географических объектов, знаний о роли географии в решении современных практических задач России, всего человечества, в том числе задачи устойчивого развития

Наукограды

Б

1

3

Сформированность базовых географических понятий и знания географической терминологии; сформированность умений устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами

Грузооборот / пассажирооборот

П

2

4

Сформированность умений использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве; сформированность умений сравнивать изученные географические объекты и явления на основе выделения их существенных признаков

План и карта

П

1

5

Сформированность умений объяснять изученные географические объекты и явления и их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды

План и карта

П

2

6

Сформированность знаний о размещении основных географических объектов, знаний о роли географии в решении современных практических задач России, всего человечества, в том числе задачи устойчивого развития

Транспорт и связь

П

2

7

Сформированность знаний о размещении основных географических объектов, знаний о роли географии в решении современных практических задач России, всего человечества, в том числе задачи устойчивого развития

Водный / железнодорожный транспорт

Б

2

8

Сформированность умений сравнивать изученные географические объекты и явления на основе выделения их существенных признаков

Инфраструктура

П

1

9

Сформированность базовых географических понятий и знания географической терминологии

Инфраструктура

Б

1

10

Сформированность базовых географических понятий и знания географической терминологии; сформированность умений устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами

Инфраструктура услуг

П

2

11

Сформированность знаний о размещении основных географических объектов, знаний о роли географии в решении современных практических задач России, всего человечества, в том числе задачи устойчивого развития; понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин; или сформированность умений использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

Транспортная система Челябинской области

Б

1

12

Сформированность умений объяснять изученные географические объекты и явления и их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды; сформированность умений решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности; путей ее сохранения и улучшения

Транспортная система Челябинской области

П

2

13

Сформированность умений использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни

Речной / морской транспорт

П

1

Всего заданий – 13; по уровню сложности: Б – 4; П – 9.

Общее время выполнения работы – 45 минут.

Максимальный первичный балл – 20.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 1 урок (45 минут). Контрольная работа по географии состоит из 13 заданий. Краткие ответы к заданиям 1−4, 6–11 и 13 записываются в виде цифры, слова (словосочетания) или последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. Развернутые ответы к заданиям 5 и 12 записываются в виде предложения. При выполнении заданий разрешается использовать географический атлас для 8−9 классов, линейки, транспортиры, непрограммируемые калькуляторы и черновик. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!



Вариант I


1.

Туристические фирмы разных субъектов Российской федерации разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения интересующихся промышленным туризмом людей. Установите соответствие между слоганом и субъектом РФ.





СЛОГАН

А) Приезжайте в столицу БАМа!

Б) Посетите крупнейший порт нашей страны!

СУБЪЕКТ РФ

1) Амурская область

2) Иркутская область

3) Краснодарский край

4) Приморский край




Ответ:

А

Б






2.

Учреждения науки и образования первоначально создавались в столицах. В крупнейших городах и агломерациях сосредоточены главные потребители научных разработок – предприятия наукоемких отраслей и оборонного комплекса. Для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому большинство научных учреждений сконцентрировано в … и …




Ответ:___________________________________________________________



3.

Сравните себестоимость грузоперевозок по отдельным видам транспорта. Запишите цифры, которыми обозначены виды транспорта, в правильной последовательности, от наиболее экономичного до самого дорогого, в таблицу.

1) авиационный

2) автомобильный

3) железнодорожный

4) морской




Ответ:






Задания 4, 5 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.



4.

В каком направлении от церкви расположен мост?



Ответ: _____________

5.

Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Запишите в ответе номер фотографии. Обоснуйте свой ответ.



1 2


Ответ. Объект - _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.

Определите верное утверждение.

А)

Конфигурация железных дорог в европейской части России напоминает гигантское колесо

Б)

Россия заметно уступает развитым странам мира по числу абонентов сотовой связи на каждые 100 чел.




1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба утверждения

4)

оба утверждения неверны




Ответ:______________

7.

Порты Тихоокеанского бассейна снабжают товарами северо-восток России, осуществляют связи со странами Азии и Австралией. Во многие районы Дальнего Востока можно добраться только по воздуху или морем. Укажите три порта Тихоокеанского бассейна.

1) Калининград 2) Новороссийск

3) Туапсе 4) Находка

5) Владивосток 6) Восточный




Ответ:

4

5

6


Задания 8, 9 выполняются с использованием приведённого ниже график



8.

В каком году из указанных на графике число исторических и археологических музеев в России было наибольшим?




Ответ:________________


9.

Определите величину прироста числа естественно-научных музеев в России в 1992–2016 г. Ответ запишите в виде числа.




Ответ:________________


10.

Установите соответствие между отраслями сферы услуг и объектами инфраструктуры, которые к ним относятся: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ОТРАСЛЬ

А) услуги связи

Б) бытовое обслуживание

В) социальное обеспечение

ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1) киоски, кафе, рестораны

2) интернаты, дома престарелых

3) почта, телеграф, телефония

4) парикмахерские, химчистки, ателье



Ответ:

А

Б

В








Задания 11, 12 выполняются с использованием приведённого ниже текста.


Станция Карталы возникла в 1914–1915 гг. поблизости казачьего посёлка Полта́вский в ходе строительства железной дороги. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от больших дорог. В те годы населённый пункт состоял из небольших островков: станция с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, казачий поселок да скопище землянок вокруг четырёх шахт каменноугольного рудника «Пионер». Большой вклад в разведку здешних угольных запасов еще в 1870-х гг. внес молодой Александр Карпинский, будущий президент Академии наук СССР. Железнодорожное строительство и расширение станции продолжалось и позднее, даже в годы Великой Отечественной войны, вплоть до начала 1970-х гг. Современный город Карталы (53° с.ш. 60° в.д.) – крупный железнодорожный узел. Здесь функционирует пограничный пункт, обслуживающий граждан всех стран мира.



11.

В каком субъекте РФ находится г. Карталы, о котором говорится в тексте?



Ответ: _________________________________________________________

12.

Какие особенности географического положения и природно-ресурсной базы региона, в котором находится г. Карталы, способствовали становлению железнодорожного узла?



Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.

Определите город России по его краткому описанию.


Эта область относится к числу наиболее крупных по площади территории административных образований России. Её побережье омывается водами нескольких морей. В области много рек, болот и заболоченных земель. Бóльшую часть территории занимает тайга. Административный центр – одновременно речной и морской порт. Средняя плотность населения менее 2 человек на 1 км2.



Ответ: ___________________________.область.

Вариант II


1.

Туристические фирмы разных субъектов Российской Федерации разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения интересующихся событийным туризмом людей. Установите соответствие между слоганом и субъектом Российской Федерации.



СЛОГАН

А) Совершите путешествие по Беломоро-Балтийскому каналу!

Б) Посетите уральский исток Транссиба!

СУБЪЕКТ РФ

1) Республика Карелия

2) Санкт-Петербург

3) Свердловская область

4) Челябинская область



Ответ:

А

Б








2.

Наукограды – это населенные пункты, основная функция которых – проведение научных исследований, наиболее важных для модернизации экономики страны. В России официальный статус присвоен 14 наукоградам, еще 70 городов являются претендентами. Сейчас в … области формируется инновационный центр …, главная задача которого – разработка новейших технологий на основе достижений современной науки.






Ответ:_________________________________________________________





3.

Сравните различные виды транспорта по пассажирообороту. Запишите цифры, которыми обозначены виды транспорта, в правильной последовательности от наибольшей доли в пассажирообороте до наименьшей, в таблицу.

1) автомобильный (автобус, такси, троллейбус)

2) водный (морской и речной)

3) воздушный

4) железнодорожный (железные дороги и метрополитен)






Ответ:







Задания 4, 5 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.







4.

На каком берегу реки Кузнецовки находится башня?




Ответ: _____________


5.

Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён в месте, показанном на карте точкой А? Запишите в ответе номер фотографии. Обоснуйте свой ответ.





1


2




Ответ. Объект - ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________


6.

Определите верное утверждение.

А)

Железные дороги в азиатской России протянулись в основном в широтном направлении.

Б)

Линии электронной связи России не входят в состав мирового волоконно-оптического кольца.






1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба утверждения

4)

оба утверждения неверны





Ответ:_________________________________



7.

В России высокоскоростное движение только начинает внедряться. Поезда «Сапсан» могут развивать скорость до 250 км/ч. Но они движутся по старым магистралям, по которым идут обычные пассажирские и грузовые поезда. Для скоростного движения необходима прокладка специальных путей, строительство которых намечается в ближайшем будущем. Между какими городами курсируют скоростные поезда?

1) Калининград

2) Москва

3) Нижний Новгород

4) Новосибирск

5) Уфа

6) Санкт-Петербург





Ответ:






Задания 8, 9 выполняются с использованием приведённой ниже диаграмм







8.

В каком году из указанных на диаграмме число профессиональных театров юного зрителя в России было наибольшим?






Ответ:________________





9.

Определите величину прироста числа профессиональных театров в России 1992–2016 г. Ответ запишите в виде числа.






Ответ:________________



10.

Установите соответствие между отраслями сферы услуг и объектами инфраструктуры, которые к ним относятся: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.





ОТРАСЛЬ

А) культурное обслуживание

Б) рекреационное обслуживание

В) жилищно-коммунальные услуги

ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1) аптеки, поликлиники, больницы

2) музеи, цирки, кинотеатры

3) канализация, отопление, лифты

4) пансионаты, дома отдыха




Ответ:

А

Б

В










Задания 11–12 выполняются с использованием приведённого ниже текста.



В рамках осуществления долговременной программы освоения природных богатств Урала и Сибири в 2005 г. было начато обсуждение Проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». В концепции комплексного освоения Приполярного Урала в эксплуатацию участок железнодорожной магистрали на территории Югры, где имеются месторождения бурого угля, руды чёрных и цветных металлов.





11.

Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы детально изучить территорию, по которой будет проложена железнодорожная магистраль?




Ответ:_________________________________________________________



12.

Чем объяснить заинтересованность южно-уральской промышленности в реализации мега-проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», в частности в строительстве железнодорожной магистрали?






Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________



13.

Определите город России по его краткому описанию.



Этот город возник при пересечении железнодорожной магистрали с великой сибирской рекой и стал третьим по численности населения в России. Расположен рядом с водохранилищем, образованным плотиной ГЭС. Знаменитые городские достопримечательности – Академгородок, ботанический сад, оперный театр и пять памятников.




Ответ: город ___________________________.


Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Каждое из заданий 1−4, 6–11, 13 считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр или слово. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 4, 8, 9, 11, 13 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задания 1, 3, 5, 6, 7 оценивается 2 баллами; за один правильный элемент ответа – 1 балл; неверные ответы или полное отсутствие ответа – 0 баллов.

Задания 5, 12 с развёрнутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Названы все элементы – 2 балла, неполный ответ – 1 балл.

задания

Вариант I

Вариант II

1.

13

14

2.

в Москве и Санкт-Петербурге

в Московской области, «Сколково»

3.

4321

3412

4.

На север

На правом

5.

Каток (рисунок 1), т.к. по карте видно, что в этом месте отсутствует перепад высот и находится открытая площадка без деревьев и кустарников

Бензоколонка / АЗС (рисунок 2), т.к. точка А на карте указана возле шоссе

6.

1

1

7.

456

136

8.

2015 г.

2015 г.

9.

73

70

10.

342

243

11.

Челябинская область

Западная Сибирь

12.

В разных направлениях от Карталов построены железные дороги, связывающие с Магнитогорском, Челябинском, Орском и Астаной. Решающим фактором послужило наличие каменного угля, а также леса.

Потребность предприятий Челябинской области в рудном сырье, необходимость заказов на поставки для строительства

13.

Архангельск

Новосибирск


Полученные обучающимся баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл переводится в отметку по пятибалльной шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода:

Суммарный балл

% выполнения

Отметка по 5-балльной шкале

16−20

80−100

«5»

11−15

55−75

«4»

8−10

40−50

«3»

1−6

0−36

«2»