Возрастной период | Описание социальной ситуации | Ведущий вид деятельности | Описание новообразований всех сфер психики: - новообразования познавательной сферы; - новообразования эмоционально-волевой сферы; - новообразования в структуре личности | Особенности возрастного кризиса (содержание и признаки) |
Младенчество (от 0 до 1 г.) | Общая жизнь с матерью, (ситуация «Мы») | Непосредственно – эмоциональное общение с матерью, предметная деятельность | Элементарные формы восприятия и мышления, первые самостоятельные шаги, слова, активная потребность в познании окружающего мира, потребность в общении и хватании, доверие к миру, автономная речь, представление о себе. | «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания. Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий, которые раньше спокойно выполнял. Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия. Повышенная капризность. |
Раннее детство (от 1 до 3 лет) | Совместная деятельность со взрослыми, познание мира окружающих вещей. Ситуативно – деловое общение в сотрудничестве со взрослым. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый» | Предметно – манипулятивная, предметно – орудийная деятельность | Новообразование – самосознание «Я сам» Активная речь, накопление словаря. | Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели. Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого. Своеволие — стремление ребёнка всё делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»). Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается всё то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать всё, что он требует. |
Дошкольничество (от 3 лет до 6-7 лет) | Познание мира человеческих отношений и их имитация. | Сюжетно – ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением), дидактическая деятельность, игра с правилами. | Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения. | Непослушание Хочет казаться взрослее (отказ от детских игр) Не отвечает на просьбы Упрямство, капризы Не переносит критику Копирование взрослых, подражание их манерам Потеря спонтанности в поступках и словах Л. С. Выготский выделил несколько особенностей, которые характеризуют кризис семи лет. Переживания приобретают смысл (Сердящийся ребенок понимает, что он сердит) Возникает обобщение переживаний, логика чувств (многократно повторяющаяся ситуация, обобщается ребенком) |
Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет) | Социальный статус школьника: освоение знаний, развитие интеллектуальной деятельности | Учебно – познавательная деятельность. | Новообразование – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости. | переживания школьная дезадаптация завышенная самооценка чувство некомпетентности проблема оценки |
Подростковый возраст (от 10-11 лет до 15 лет) | Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Освоение норм и отношений между людьми. | Интимно – личностное общение, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками. Профессионально – личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам. | Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. | «уже не ребенок, еще не взрослый» снижение учебной мотивации; стремление быть взрослым, настаивание на новых правах; конфликт с родителями и учителями; протестное поведение. Одна из характеристик подросткового кризиса — чувство взрослости. Виды взрослости: Подражание внешним признакам взрослости. Подросток сравнивает себя со взрослыми и понимает, что ничем от них не отличается. Он начинает требовать, чтобы его не считали маленьким, претендует на наличие тех же прав. Ребенок стремится походить на взрослых, зачастую используя лишь внешние признаки «взрослости» — употребление спиртных напитков, курение, специфический лексикон, мода в одежде и т. д.[4] Социальная зрелость. Характеризуется участием в делах взрослых, всевозможной помощью им. Зачастую наблюдается в семьях, где подросток вынужден занять позицию взрослого. Забота о близких и помощь им становится основной жизненной ценностью подростка. Интеллектуальная взрослость. Выражается в стремлении что-то знать и уметь. Данное стремление мотивирует подростка на саморазвитие, познавательную деятельность за пределами школьной программы. |
Юношеский возраст (от 15 до 18-20 лет) | Первоначальный выбор жизненного пути. Освоение профессиональных знаний, умений. Профессиональная учеба, освоение профессионально – трудовых умений. Трудовая деятельность, освоение норм отношений между людьми. Ситуация выбора жизненного пути. | Учебно – профессиональная деятельность. Морально – личностное общение. Трудовая деятельность, профессиональная учеба. Учебно – профессиональная деятельность. | Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив (профессиональное и личностное самоопределение). Формирование жизненных планов, мировоззрения, готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным «я», независимо от изменения ситуации). Окончательное самоопределение. Понимание необходимости учебы. Готовность и фактическая способность к различным видам научения. | Впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути, разочарование в намеченных планах, и в самом себе . Кризис 17 лет: страх перед выбором, перед взрослой жизнью. Новая жизненная ситуация, чувство некомпетентности, поступление в вуз. юношеский максимализм, материальная независимость |
Молодость (от 18-20 лет до 30 лет) | Выбор спутника жизни, создание семьи, утверждение себя в профессии, выбор жизненного пути. | Вхождение в трудовой коллектив и овладение избранной профессией, создание семьи. | Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности, мастерство, отцовство. | Проблема смысла жизни -кризис 30, переоценка ценностей, нереализованности жизненного замысла. Трудности в профессиональном становлении поглощенность собой и избегание межличностных отношений, |
Взрослость (зрелость) (от 30лет до 55-65 лет) | Полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых. | Профессиональная деятельность и семейные отношения,. | Переосмысление жизненных целей, осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми, продуктивность. Коррективы жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции". | Сомнение в правильности прожитой жизни и значимость для близких. Поиск нового смысла жизни. Одиночество в зрелом возрасте, выход на пенсию, Продуктивность — застой. Кризис 40-смысла жизни, обострением семейных отношений . |
Старение (старость) (60-65 лет до …) | Переориентация социальной активности и адаптация к новой жизни пенсионера. | Смена ведущей деятельности: удовлетворение одного значимого или сущностного мотива , обеспечение удовольствий и развлечений | Отношение к смерти, переосмысление жизни, осознание ценности содержания жизни. | Уход на пенсию, нарушение привычного режима и уклада жизни, ухудшение материального положения, смерть супруга и близких. Отношение к смерти, отчаяние. |
Возрастной кризис | Автор. Произведение. | Отрывок из текста описывающий особенности возрастного кризиса. |
1 – 3года. | Анна Сальникова «Сказка про мальчика, который кричал и топал ногами» Светлана Арсентиева: Записки САМостоЯтельного ребенка | Жил - был мальчик . Звали его Андрейка. Он был очень непослушным мальчиком . Чаще всего он говорил - "не хочу, не буду" и топал ногами . Утром мама будила Андрейку и звала его завтракать. Андрейка садился за стол и говорил :" Это гречневая каша, а я хотел манную. А эту не хочу!" Если была манная каша, то ему хотелось пшенную. Когда мама собирала его в детский сад, он кричал :"Я не буду одевать этот свитер! Я не хочу эти ботинки!" А когда Андрейка приходил в детский сад, он отбирал у детей игрушки, дрался и на каждом шагу кричал - "Не хочу, не буду!..... |
от 3 лет до 6-7 лет | Виктор Драгунский «Денискины рассказы» | Драгунский в своих рассказах остроумно воссоздает характерные особенности детской речи, ее эмоциональность и своеобразную логику, «общедетскую» доверчивость и непосредственность, задающие тон всему повествованию. «Чего я люблю» и «…И чего не люблю!» Раскрываются возростные кризисы у Дениски, а также способы их решения со стороны мамы, папы, бабушки и его друзей. |
от 6-7 лет до 10-11 лет | А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» | Особенности младшего школьного возраста, особое внимание уделено кризису 7 лет. Автор раскрывает проблемы одиночества ребенка данного возраста, которое возникает из-за недостаточного внимания родителей к жизни ребенка. - Послушай, папа, — сказал вдруг Малыш — если я действительно стою сто тысяч миллионов, то не могу ли я получить сейчас наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка?.... |
от 10-11 лет до 15 лет | Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» | Джульетта Капулетти, по сути, еще ребенок. По характеру добрая и спокойная. Родители для нее считаются неоспоримым авторитетом. Девушка полностью подчиняется их воле и не противится родительским решениям. Но так было до встречи с Ромео. Когда молодой человек появился в ее жизни, она пошла наперекор близким, и отказалась от брака с именитым графом. Ради Ромео, Джульетта готова даже на самый отчаянный шаг. Буквально в один миг, милый ребенок превращается в мудрую и рассудительную женщину. |
от 15 до 18-20 лет | Альбер Камю «Жена» И.С. Тургенев «Ася» | Жанна: Ощущение освобождения, к которому стремится человек, переживающий кризис, описано в рассказе А. Камю «Жена». Муж и жена жили друг с другом, убегая от страха и от одиночества. Жена однажды поняла, что она ничего не преодолела в жизни, что она не была счастлива, что она умрет, так и не узнав освобождения. И она бросилась в холодную, сухую ночь, подчиняясь внутреннему зову. «Жанна, не отрывая глаз, следила за плавным течением светил. Она поворачивалась вместе с ними, их общее неподвижное перемещение возвращало ее к тайнам глубинам собственного существа, где яростно боролись холод и желание. Перед ней одна за другой падали звезды и угасали среди камней пустыни, и всякий раз Жанна все больше и больше разворачивалась навстречу ночи. Она дышала, она забыла все: холод, тяготы существования, бессмысленную застывшую жизнь, обезумев, бежала, не ведая куда, - и наконец остановилась. Теперь она вновь обрела свои корни, жизненные соки струились по телу, и оно перестало дрожать. Прильнув животом к парапету, устремившись вслед за движением неба, она ждала, пока успокоится ее потрясенное сердце и в ней самой настанет тишина. Последние звезды осыпались с грозди созвездий и замерли над горизонтом пустыни. Тогда с почти невыносимой нежностью вода ночи стала заливать Жанну, побеждая холод, поднимаясь из темной глуби ее существа, волной подступая к горлу, стоном слетая с губ. И огромное небо склонилось над ней, навзничь упавшей на холодную землю». Она была не готова сделать выбор. Несмотря на юный возраст и, казалось бы, ребяческие шалости, девушка всерьез задумывается о своем предназначении в жизни, мечтая о подвиге «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье» |
от 18-20 лет до 30 лет | Илья Ильфа и Евгений Петров «Золотой теленок» Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» | В «Золотом теленке» герой говорит: «Мне 33 года — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор? Учения не создал, учеников разбазарил, мертвого Паниковского не воскресил». Главный герой достаточно юн, чем можно частично объяснить некоторые его опрометчивые поступки и горячность характера. К 26 годам он проходит долгий путь, убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов он понимает что ему так и не удается окончательно стать здоровой самодостаточной личностью. Григорий Печорин: "...Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия..." "...как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам..." "...по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя..." "...я никогда ничем очень не дорожу..." "...во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать..." Родиона Раскольников. Молодой ученый посвятил себя всецело науке, отвергая религию, любовь, искусство, все прекрасное. Природа для него “мастерская”. Он все свое время отдает научным исследованиям, изучению медицины, ботаники, биологии. Мы видим, что деревенские мальчишки приносят ему лягушек для препарирования. Мир и покой царят в его душе, пока он не встречает Анну Одинцову. В душе Базарова вспыхивают любовь, огонь, страсть. Евгений, отрицая эти чувства, глубоко переживает их. Это послужило причиной внутреннего кризиса героя |
от 30лет до 55-65 лет | И.С. Тургенев «Отцы и Дети» И.С. Тургенев «Ася» | Евгений Базаров: Кризис зрелости у героя возник из-за переосмысления ценностей, собственных идеалов, убеждений. Герой не выдержал испытания любовью. Молодой ученый посвятил себя всецело науке, отвергая религию, любовь, искусство, все прекрасное. Природа для него “мастерская”. Он все свое время отдает научным исследованиям, изучению медицины, ботаники, биологии. Мы видим, что деревенские мальчишки приносят ему лягушек для препарирования. Мир и покой царят в его душе, пока он не встречает Анну Одинцову. В душе Базарова вспыхивают любовь, огонь, страсть. Евгений, отрицая эти чувства, глубоко переживает их. Это послужило причиной кризиса героя Господин Н.Н. по прошествии многих лет, так и оставшись одиноким, главный герой понимает, что лишил себя истинного счастья и сожалеет о своем решении. «Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!» Н.Н. «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом» Н.Н. |
60-65 лет до … | А.С. Пушкин «Воспоминание» Е. В. Гришковец пьеса «Город» Джек Лондон «Мартин Иден» А.С.Пушкин «Станционный смотритель» И.С. Тургенев «Отцы и Дети» Эрнест Хемингуэй «Старик и море» А.П. Чехов «Вишневый сад» | Воспоминание безмолвно предо мною Свой длинный развивает свиток; И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. «А самое главное – время. Вот, казалось бы, совсем недавно, я ощущал время так: что-то было давно, что-то не очень давно, а что-то вчера… А сейчас для меня все давно. Все…» «А между тем в его мозгу шла непрерывная, сверхнапряженная работа. Все та же неотступная мысль сверлила его: «давным-давно». С этой мыслью Мартин просыпался по утрам, эта мысль преследовала его во сне. Чем бы ни начинал он заниматься, он тотчас же говорил себе: «Все было давнымдавно сделано». Во время кризиса меняется и отношение человека к будущему. …«свежего и бодрого» мужчины превратился в «хилого старика» с глубокими морщинами и давно небритым лицом. Теперь станционный смотритель практически все время спит под тулупом, много пьет, а о своей Дуне решается вспомнить лишь после стакана пунша. Так Вырин и умирает в одиночестве Василий Иванович старается заниматься самообразованием – время от времени он интересуется новомодными тенденциями в области науки и искусства – это позволяет ему «не зарастать» мхом и «не отставать от своего века». «Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно.» «Он почувствовал, как приятно, когда есть с кем поговорить, кроме самого себя и моря.» Фирс Николаевич. "...Жизнь‑то прошла, словно и не жил… Я полежу… Силушки‑то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотепа!.. (Лежит неподвижно.).." |