М
ИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
Факультет истории, философии и права
Кафедра правоведения, государственного и муниципального управления
Контрольная работа на тему:
«КОНТРАКТНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ: ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
направленность (профиль) «Региональное управление»
Выполнил: студент группы МАГ-22,
заочной формы обучения
Ф.И.О.
_______________________________
(подпись)
Преподаватель:
Ф.И.О.
(подпись)
Омск, 2020
Введение…………………………………………………………………………. .3
1. Понятие контрактной службы (контрактного управляющего).. 4
2. Функции и права контрактной службы (контрактного управляющего)....5
3. Обязанности контрактной службы (контрактного управляющего)…… 6
4. Ответственность ………………………………………………………………11
5.Заключение 13
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день особое внимание уделяется контрактной системе в
сфере закупок в России, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг нагосударственном и муниципальном уровнеспособствует повышениюкачества и эффективности обеспечения. Так же в сфере закупок происходит движениефинансовых потоков в различные секторах экономики, от эффективностиработы государственного и муниципального заказа зависит успешностьфункционирования государственного и муниципального сектора в целом.
Эффективная контрактная система в сфере закупок способствуеткачественному функционированию государственного аппарата, чтообеспечивает всем гражданам России справедливое отношение,целенаправленность, согласованность, правообязанность, безопасность ижизненно-важную тенденцию к совершенствованию общества и государства,деятельности и взаимосотрудничества.Российской Федерации в целом необходимо сильное государство,способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразиевзглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой стороны— общественный порядок, безопасность, правовое урегулирование
общественных связей, соблюдение законов.
Понятие контрактной службы (контрактного управляющего)
Введение институтов контрактной службы и контрактного управляющего является реализацией принципа профессионализма заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг, который согласно статье 9 Закона № 44-ФЗ предусматривает осуществление деятельности заказчика (наряду со специализированной организацией и контрольным органом) на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, при этом заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.
В силу части 23 статьи 112 Закона до 01 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Основные положения, регулирующие деятельность контрактной службы, закреплены в статье 38 Закона № 44-ФЗ.
В частях 1 и 2 названной статьи предусмотрено, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий).
Приведенные нормы позволяют сделать вывод о том, что при создании контрактной службы не является обязательным создание специального структурного подразделения. Это означает, что создание контрактной службы не всегда будет связано с внесением изменений в штатное расписание заказчика и не предполагает в обязательном порядке перепрофилирование его структурных подразделений. Такой подход для ряда заказчиков можно расценить как вполне обоснованный и разумный. При этом необходимо помнить, что для изменения (расширения) трудовой функции работника необходимо его согласие и такие изменения сопряжены с внесением соответствующих изменений в трудовой договор и должностные инструкции.
Следует обратить внимание на то, что если заказчик не создает контрактную службу, а назначает контрактного управляющего, то последний может назначаться как под одну, так и под несколько закупок (контрактов), при этом у одного заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, курирующих отдельные сектора.
Создание контрактной службы осуществляется посредством издания заказчиком исполнительно-распорядительных актов, в том числе утверждения положения в соответствии с которым контрактная служба будет осуществлять свою деятельность. Названное положение разрабатывается и утверждается заказчиком на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (часть 3 статьи 38 Закона № 44-ФЗ). Такое типовое положение утверждено Приказом Минэконом Развития России от 29.10.2013 № 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" (зарегистрировано в Минюсте России от 26.11.2013 № 30456) (далее - Типовое положение). При разработке и утверждении положений (регламентов) заказчикам необходимо обращать внимание на строгое соответствие своих актов утвержденной форме.
2. Функции и права контрактной службы (контрактного управляющего)
В своей деятельности контрактная служба должна руководствоваться следующими правовыми нормами, нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1. Конституцией.
2. Гражданским законодательством.
3. Бюджетным законодательством.
4. Федеральным законом № 44-ФЗ.
5. Иными нормативными правовыми актами.
Кроме того, сотрудники контрактной службы руководствуется Типовым положением, утвержденным Минэкономразвития РФ приказом № 631 от 29 октября 2013 г.
Основной функционал контрактной службы закреплен в части 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия.
В Типовом положении обозначены основные принципы создания контрактной службы, а также порядок ее функционирования при планировании, проведении закупок, осуществляемых для государственных, муниципальных нужд:
1. Сотрудники контрактной службы должны быть квалифицированными специалистами, обладать знанием теоретической базы и практическими навыками в сфере закупок.
2. Доступ к информации о планировании, осуществлении закупок должен быть свободным для всех заинтересованных лиц, а сведения - достоверными.
3. Контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях, обеспечивающих эффективность, высокую результативность закупок.
Более подробно о функциях, полномочиях и обязанностях контрактной службы (контрактного управляющего) будет рассказано в следующем разделе настоящей работы.
3 Обязанности контрактной службы (контрактного управляющего).
Согласно статье 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1. Разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения.
2. Разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения.
Указанные в пунктах 1 и 2 функций возлагаются на контрактные службы и управляющих с 01 января 2015 года.
Указанные функции прогнозирования и планирования составляют начальный этап подготовки к процедурам закупки. При составлении планов-графиков закупок, в которых заказчики будут определять свои потребности, способы закупок, формировать и обосновывать начальную цену контракта, предполагается соотнесение осуществляемых закупок с основными целями и задачами деятельности данных государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ в частности в перечень докуметов, которые должны учитываться при планировании закупок, входят государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы. Таким образом, создается единая система, при которой должно четко прослеживаться целевое назначение закупок и их роль в решении стоящих перед государством или муниципальным органом задач.
Целесообразно отметить, что Законом № 44-ФЗ определяется ограниченный перечень товаров, закупки которых могут производиться заказчиком вне плана-графика, а также устанавливается закрытый перечень случаев, при которых возможно внесение изменений в план-график.
В Типовом положении функции, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 4 статьи 38 Закона изложены более подробно и нашли развитие. Установлено, что при планировании закупок в функции контрактной службы входит:
- разработка плана закупок. Подготовка изменений с целью их внесения в план,
- размещение плана закупок, а также внесенных в него изменений в ЕИС,
- размещение плана закупок на официальном сайте Заказчика в Интернете. Организация публикации плана закупок в печатных СМИ,
- подготовка обоснования закупок,
- разработка плана-графика, подготовка изменений и их внесение,
- публикация в единой информационной системе плана-графика и внесенных изменений,
- решение организационных вопросов по утверждению плана закупок, плана-графика,
- определение стартовой цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
3. Осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами.
4. Обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.
При определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей контрактная служба:
- осуществляет выбор способа определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
- в рамках обоснования уточняет цену контракта, а также ее обоснование в:
а) конкурсной документации,
б) извещениях о проведении закупки,
в) приглашениях к участию в определении поставщиков закрытым способом,
г) документации об аукционе.
- в рамках обоснования уточняет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком,
- подготавливает извещения о проведении закупки, соответствующую документацию (не включая описание закупаемого объекта), проекты контрактов, а также изменения в извещениях о проведении закупки, в соответствующей документации, в приглашениях к участию в определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей закрытым способом.
- подготавливает протоколы заседаний комиссии на основании принятых ею решений,
- подготавливает описание объекта закупки,
- решает организационные и технические вопросы по обеспечению деятельности комиссий, в частности проверяет:
1) выполнение требований действующего законодательства к участникам закупки, осуществляющим поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг;
2) наличие полномочий на заключение контракта у участника закупки;
3) полномочия участника закупки как такового: не проводилась ли ликвидация юридического лица;
4) нет ли положительных решений арбитражного суда о несостоятельности юридического лица;
5) не приостановлена ли (на дату подачи заявки) деятельность участника закупки в соответствии с какой-либо статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях;
6) нет ли у участника невыполненных налоговых обязательств и бюджетных задолженностей;
7) не занесен ли участник закупки в реестр недобросовестных поставщиков;
8) отсутствие судимости за экономическое преступление у участника закупки;
9) наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности;
10) выполнены ли другие требования, изложенные в части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ,
- привлекает в соответствии с условиями контракта специализированную организацию для выполнения некоторых функций по определению поставщика,
- предоставляет преимущества организациям, имеющим на них право согласно статьям 28-29 Закона № 44-ФЗ (учреждениям уголовно-исполнительной системы, обществам и организациям инвалидов), относительно предлагаемой цены контракта,
- осуществляет закупку в надлежащем объеме у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в частности устанавливает требование о привлечении как субподрядчиков субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
- публикует в ЕИС извещения о проведении закупки, надлежащую документацию, проекты контрактов, протоколы. До того как будет введена в эксплуатацию ЕИС, публикация осуществляется на официальном сайте в Интернете zakupki.gov.ru.
- публикует документацию в СМИ по решению главы контрактной службы,
- подготавливает и отправляет разъяснения положений документов о закупке.
-обеспечивает безопасность для конвертов или электронных документов, содержащих заявки на участие: сохранность, полные неприкосновенность и конфиденциальность, рассмотрение поступивших заявок только после вскрытия конвертов или предоставления доступа к документации в электронной форме.
- предоставляет возможность присутствия на вскрытии конвертов или открытии доступа к электронным документам всем участникам, подавшим заявки, или их официальным представителям,
- обеспечивает возможность ознакомления с информацией о предоставлении доступа в режиме реального времени,
- организует проведение аудиозаписи процесса вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам,
- обеспечивает хранение протоколов, составляемых в процессе проведения закупок, поданных заявок на участие, надлежащей документации по закупкам, а также всех изменений и разъяснений, аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме, в течение сроков, установленных законодательством,
- привлекает к работе экспертные группы, экспертные организации,
- проводит согласование использования закрытых способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в соответствии с частью 3 статьи 84 Закона № 44-ФЗ,
- направляет в соответствующие органы надлежащую документацию для заключения контракта с единственным поставщиком в случае, когда процедура определения поставщика признана несостоявшейся.
- подготавливает обоснование нецелесообразности или невозможности применения других способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя, кроме как закупка у единственного поставщика.
- подготавливает обоснование цены контракта и других значительных его пунктов при осуществлении закупки у единственного поставщика,заключает контракт.
- участников, уклоняющихся от заключения контракта, включает в реестр недобросовестных поставщиков.
При выполнении условий, изменении, а также расторжении контракта в круг обязанностей контрактной службы входит:
- Обеспечение приемки поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, включая отдельные этапы контракта.
- Организация движения финансовых средств, направленных на оплату поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
- Взаимодействие с поставщиком, подрядчиком, исполнителем при формировании изменений, расторжении контракта.
- Направление в адрес поставщика/подрядчика/исполнителя требования о выплате неустойки, наложенных штрафов, начисленных пени в случае невыполнении таковым обязательств по контракту, а также совершение других действий (в соответствии с правовыми нормами законодательства РФ) при допущении со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя нарушений условий контракта.
- Организация проведения экспертизы поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг с привлечением компетентных лиц - экспертов, экспертных организаций.
- Работа по созданию приемной комиссии в составе, минимум, пяти членов, целью которой будет приемка поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, результата исполнения отдельных этапов контракта.
- Подготовка документа (акта приемки) о результатах исполнения отдельных этапов контракта, а также документа о приемке продукции, выполненных работ, услуг.
- Размещение в единой информационной системе отчета, содержащего детальную информацию о выполнении условий контракта, а также его промежуточных этапов, соблюдении установленных сроков. В случае допущения нарушений, публикуется информация о таковых, а также о примененных к нарушителю санкциях. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы публикация осуществляется на официальном сайте zakupki.gov.ru. Исключение составляют сведения под грифом «государственная тайна».
- Занесение поставщиков, подрядчиков, исполнителей, нарушивших условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков. Внесению в реестр подлежат все нарушители как те, с кем заказчик отказался сотрудничать в одностороннем порядке, так и те, с кем контракт был расторгнут согласно решению судебной инстанции.
- Составление отчета об объеме закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
- Публикация отчета в ЕИС.
5. Участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы.
6. Организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В целях полной реализации перечисленных функций и полномочий, касающихся планирования, проведения закупок, заключения, изменения, расторжения контрактов, взаимодействия с поставщиками, подрядчиками, исполнителями, иных полномочий сотрудники контрактной службы обязаны строго соблюдать требования Закона № 44-ФЗ, в частности следующие:
1. Сведения, полученные в процессе осуществления определения поставщика, подрядчика, исполнителя не подлежат разглашению. Как исключительные расцениваются случаи, прямо предусмотренные правовыми нормами законодательства РФ.
2. Переговоры с участниками закупки запрещены вплоть до определения поставщика, подрядчика, исполнителя. Как исключительные расцениваются случаи, прямо предусмотренные правовыми нормами законодательства РФ.
3. Привлечение к работе компетентных лиц, экспертов, экспертных организаций обязательно в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, в частности Законом № 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ, в целях централизации закупок возможно создание государственного, муниципального органов, казенного учреждения, уполномоченных на определение поставщиков. Полномочия могут быть переданы одному или нескольким органам. В таких случаях контрактная служба осуществляет не переданные функции и полномочия. Такие функции, как обоснование закупок, установление максимальной (стартовой) цены контракта, определение его условий, подписание документа не могут быть переданы уполномоченным органам. Контракты подписывают Заказчики. Остальные функции выполняют сотрудники контрактной службы.
При этом при централизации закупок контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, и несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. Представляется, что речь идет не только об административной ответственности, но и об ответственности дисциплинарной.
Из указанного перечня полномочий видно, что данные специалисты будут отвечать за осуществление всех закупочных процедур в организации. Таким образом, законом предпринята попытка сформировать структуру, которая будет управлять всеми вопросами, связанными с закупками. Данная мера во многом продиктована существующей практикой, при которой большинство жалоб представляют собой результат неправильной подготовки извещений и документации, проектов контрактов и технических заданий. Также предусмотрена персональная ответственность данных специалистов за допущенные ими нарушения при осуществлении закупок.
Принципиально важным представляется то, что перечень полномочий контрактной службы, контрактного управляющего не является закрытым, кроме того, закон не содержит запрета на осуществление контрактной службой, отдельными ее сотрудниками или контрактным управляющим иных обязанностей, не имеющих прямого отношения к закупкам (например, юрист может быть как сотрудником контрактной службы, так и заниматься претензионно-исковой работой, не связанной с исполнением контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе).
Вместе с тем сам перечень полномочий, закрепленных за контрактной службой, контрактным управляющим, их объем и значимость так-же безусловно свидетельствуют о том, что их реализация возможна исключительно на профессиональной основе, специалистами, имеющими достаточную квалификацию, опыт и специальные знания в области закупок.
Формирование организационной структуры является обязанностью руководителя контрактной службы. Круг должностных обязанностей, персональная ответственность каждого сотрудника определяются с учетом основного принципа - рост эффективности, увеличение результативности осуществления закупок для государственных, муниципальных нужд.
Согласно типовому положению в функциональные обязанности контрактной службы входит:
1. Планирование закупок.
2. Организация (на стадии планирования) и проведение консультационных мероприятий с участием поставщиков/подрядчиков/исполнителей. Участие в консультациях в целях определения наиболее подходящих технологий, лучших решений на рынках; мониторинга конкурентной среды.
3. Обоснование закупок.
4. Обоснование максимальной (стартовой) цены контракта.
5. Проведение общественных обсуждений закупок (этот пункт обязательный).
6. Обеспечение (как техническое, так и организационное) деятельности комиссий по закупкам.
7. Привлечение компетентных специалистов, экспертов, экспертных групп.
8. Подготовка к размещению документации о закупках, извещений о их осуществлении, проектов контрактов.
9. Опубликование документации о закупках, извещений о их осуществлении, проектов контрактов в ЕИС.
10. Подготовка и рассылка извещений об определении поставщика закрытым способом, приглашений к участию.
11. Работа с банковским гарантиями: их рассмотрение, организация движения финансовых средств, оплата по банковским гарантиям.
12. Заключение контрактов.
13. Решение организационных вопросов по приемке поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Осуществление контроля за качественными характеристиками продукции, работ, услуг, в частности проведение экспертизы согласно Федеральному закону.
14. Обеспечение создания комиссии по приемке и контроль за исполнением этапов контракта.
15. Решение финансовых вопросов: организация движения средств в счет оплаты продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
16. Взаимодействие с поставщиком, подрядчиком, исполнителем при подготовке и осуществлении изменений контракта, а также при его расторжении.
17. В случае невыполнения условий контракта, организация занесения нарушителя в реестр недобросовестных поставщиков, а также распространение информации о нарушителе согласно регламенту.
18. При начислении оговоренных контрактом пени, направление в адрес нарушившей условия стороны требования о выплате неустойки.
19. Подготовка материалов для выполнения работы по претензиям, участие в рассмотрении таковых, а также в делах об обжаловании действий.
Согласно положению составляется регламент, в котором прописывается порядок действий сотрудников контрактной службы, а также порядок действий службы при взаимодействии с другими подразделениями. Регламент утверждается заказчиком.
3.Ответственность
Отдельно хотелось осветить вопрос ответственности контрактной службы (контрактного управляющего).В пункте 18 Типового положения ответственность работников контрактной службы сформулирована в общем виде, как административная ответственность. «Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном Федеральным законом, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) должностных лиц контрактной службы, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки».
Очевидно, что обжалование действий работников как должностных лиц возможно, если контрактная служба это отдельное организационное подразделение. Если она сформирована из привлеченных сотрудников, обжалование действий членов контрактной службы будет сомнительным с точки зрения трудового законодательства в связи с отсутствием субъекта - должностного лица. Видимо, в этой связи из окончательного текста Типового положения исключены нормы о персональной ответственности членов контрактной службы. Ответственность привлеченных работников должна остаться только дисциплинарной на основе трудовых договоров и Трудового кодекса Российской Федерации. Такой подход продиктован юридической теорией. На этом же основании можно сделать вывод, что в пункте Типового положения об определении руководителем контрактной службы персональной ответственности работников речь идет о должностных лицах контрактной службы, образованной как отдельное структурное подразделение заказчика.
Заключение:
В основу построения контрактной системы в России лег проверенный многолетним опытом ведущих стран принцип — регулировать не только выбор поставщика, но и весь цикл снабжения (планирование – выбор поставщика – исполнение контракта), с надстройкой из контроля, мониторинга и аудита. Полная и открытая информационная среда (реализованная при помощи Единой информационный системы) должна была обеспечить высокую прозрачность, конкурентность и эффективность.
Закон № 44-ФЗ корректировался уже более 10 раз, причем половина из этих правок носили принципиальный характер, иногда радикально изменяя существующие нормы.
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что принятие закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стало важнейшим шагом на пути становления системы государственных закупок.
Список использованной литературы
1. Воробьева О. В. Контрактная служба и контрактные управляющие. Комиссии по закупкам. Эксперты и экспертные организации / Государственные имуниципальные закупки – 2016. Сборник докладов. – М.: ИД «Юриспруденция», 2016. Официальный сайт "Консультант-Плюс".
2. Федеральный Закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».