Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку 10 класс»
Контрольная работа по русскому языку 10 класс 1.Списать, вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, раскрыть скобки Море и лес
(1) М..хнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуга(нн,н)ых птиц, ни..ко несутся над морем. (2) Пр..нзительный резкий ветер с океана то (с,з)бивает их в тёмную сплошную ма(сс,с)у, то словно играя разрывает и мечет громоздя в причудливые очертания.
(3) Побелело море, зашумело (не)погодой. (4) Тяжко встают свинцовые воды и клубясь клокочущей пеной с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5) Ветер злобно роется по их к..сматой поверхности, далеко ра..нося солёные брызги. (6) А вдоль излучистого берега коло(сс,с)альным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождё(нн,н)ого на отмелях льда. (7) Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гига(нт, н)ские обломки.
(8) Обрываясь крутыми уступами с пр..брежных высот к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9) Ветер гудит красными стволами вековых сосен кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.
(10) Бе(сс,с)ледно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11) Ещё ни один его могучий ствол (не)упал под дер..ким топором алчного лесопромышленника топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12) А там где столетние сосны перешли в мелкий кустарник мёртвым простором потянулась бе..жизненная тундра и потерялась бе..конечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. (По А. Серафимовичу.)
(190 слов.)
2.Задания к тексту
В1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?
В2. Какой тип речи представлен в тексте?
В3. Объясните лексическое значение слов «титаны», «алчного».
В4. Из 12 предложения выпишите слова, образованные разными способами.
В5. Выпишите из 2 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.
В6. Из 1 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование.
В7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.
В8. Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми. Напишите их номера.
В9. Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.
В10. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?