СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ. 9 класс. Вариант 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ. 9 класс. Вариант 1»

Контрольная работа на промежуточной аттестации. 9 класс. Вариант 2

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения  — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

(1)Шапка Мономаха  — одна из древнейших русских корон, которая в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения император Константинополя. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону.


2.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

1)  которая хранится (предложение 1)

2)  подарил император (предложение 2)

3)  шапка стала (предложение 3)

4)  передавали память (предложение 4)

5)  решили венчать (предложение 5)


3.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.

1)  Предложение 1 простое, осложнённое однородными сказуемыми.

2)  Предложение 2 простое двусоставное.

3)  В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.

4)  Предложение 4 сложное.

5)  Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.


4.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.

Б)  Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

В)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  В воздухе стояла мгла, из белесоватого небо стало синим, дальних гор совсем не было видно.

2)  Однажды после обеда  — обедали в полдень  — Митя вышел из дома и, никуда не торопясь, вышел в сад.

3)  Облако пройдёт  — озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.

4)  Дожди смочили землю, и теперь она скрадывает и топот конских копыт, и шорох собачьих лап.

5)  Родная земля  — самое дорогое, что нам дано для жизни.

 

А

Б

В





5.   Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Музей льна и берёсты в Костроме (1) один из тех музеев (2) которые можно найти только в таких старых городах. Примечательно (3) что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами (4) но (5) если вспомнить (6) что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви (8) становится понятно (9) почему лён и берёста соседствуют в одном музее.


6.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ОТДАТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.

2)  ПРИМЕРЯТЬ (платье)  — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге.

3)  ПОДДЕРЖАННЫЙ (друзьями)  — в имени прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется НН.

4)  МОРЕХОДНЫЙ  — в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.

5)  НЕВЗРАЧНЫЙ  — НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.


7.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Я, как н(1).. всматр(2)..вался в вечерн(3)..е сумерки, к сож(4)..лен(5)..ю, н(6)..чего вп(7)..реди не вид(8)..л. И это не могло н(9).. волновать меня, поскольку в т(10)..мноте в(11)..сьма легко можно было сбиться с пути и заблудиться.


8.   Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев.


9.   Замените словосочетание «яростно рычал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.


(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.

(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

—  (8)Заходите, товарищ лейтенант.

(9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не думаешь там. (11)Это здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся  — мы возвращаемся живые...

(17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали.

(23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов.

(27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28)3ажмурюсь  — и опять всё это перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами...

(29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.

(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.

(По Г. Бакланову) *

* Бакланов Григорий Яковлевич (1923—2009)  — писатель-фронтовик.


10.   Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1)  До войны, по мнению автора-рассказчика, люди не понимали и не ценили многих простых вещей, например чистых простыней.

2)  Герой-рассказчик проснулся от того, что его переполняло чувство радости, что он вернулся с задания живым.

3)  Герой-рассказчик уезжал из дома два раза: первый раз  — в пионерский лагерь, второй  — уже на фронт.

4)  Герой-рассказчик на момент повествования воюет уже пятый год.

5)  В школьные годы ученикам казалось, что время до них бежало с удивительной быстротой и только теперь пошло своим нормальным ходом.


11.   Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

2)  Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

3)  Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

4)  И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

5)  Зажмурюсь  — и опять всё это стоит перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами...

12.   Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


13. 1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я воюю уже третий год. Неужто и прежде годы были такие длинные?..»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.3.  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как война меняет взгляд человека на жизненные ценности?». Дайте определение выражению ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.