СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексика".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по теме "Лексика" представлена в двух вариантах. Категория учащихся: 5 класс. Время выполнения: 40 минут.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика".»

Контрольная работа по теме «Лексика». 5 класс.

Вариант 1.


1. Выберите правильное определение термина ЛЕКСИКА

1) все слова языка 2) словарный запас одного человека

3) раздел лингвистики, изучающий все слова языка

4) слова, имеющие несколько лексических значений


2. Выберите правильное определение термина ЛЕКСИКОН

1) слова, имеющие несколько лексических значений

2) словарный запас одного человека

3) слова, имеющие одно лексическое значение

4) все слова языка


3. Выберите правильное определение термина ОМОНИМЫ

1) слова одной части речи с противоположным значением

2) слова, имеющие несколько лексических значений

3) слова, имеющие одно лексическое значение

4) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению


4. Выберите правильное определение термина МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

1) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

2) слова, имеющие несколько лексических значений

3) слова, имеющие одно лексическое значение

4) слова одной части речи с противоположным значением


5. Определите слово по его лексическому значению «соответствующий действительности, реальному состоянию дел»

1) достоверный 2) фантастический

3) надежный 4) истинный


6. В каком словаре можно узнать объяснение лексического значения слова

1) этимологическом 2) орфоэпическом

3) толковом 4) орфоэпическом


7. Запишите к словосочетаниям синонимы:

Сверкать на солнце - …; железный характер - …; храбрость друга - …; смотреть по сторонам - …; грустно говорить - …


8. Выпишите словосочетания, употреблённые в переносном значении:

Зашумели листья, жёлтые листья, поздняя осень, горят глаза, холодный взгляд, тёплая встреча, горячий чай, шумели в классе.



Контрольная работа по теме «Лексика». 5 класс.

Вариант 2.


1. Что такое лексическое значение слова?

1) Смысл слова; то, что слово обозначает; 2) Это корень слова;

3) Наука, которая изучает лексические значения слов;

4) Так называют состав слова.


2. Однозначные слова – это:

1) Слова, имеющие два и более значений;

2) Слова, не имеющие лексического значения;

3) Слова, схожие по смыслу;

4) Слова, имеющие одно лексическое значение.


3. Омонимы – это:

1) слова, разные по лексическому значению.

2) слова, которые одинаково пишутся и произносятся.

3) слова одной части речи и разные по лексическому значению.

4) слова одной части речи, которые одинаково произносятся и пишутся, но разные по лексическому значению.

4. Что такое лексикология?

1) Словарный запас одного человека

2) Раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы

3) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка

4) Слова, имеющие одно лексическое значение


5. Как называются словари, в которых можно посмотреть лексическое значение слов?

1) Толковые словари 2) Словари антонимов

3) Словари синонимов 4) Словообразовательные словари

6. Определите слово по его лексическому значению «то, что ученику каждый день нужно приготовить, но съесть нельзя».

1) кашу б) дневник в) уроки г) ужин


7. Запишите к словосочетаниям синонимы.

Туманный ответ - …; бегать по дорожке - …; грустить о друге - …; тёплые отношения - …; красивое платье - …; течёт из крана - …




Вариант 2.


8. Выпишите словосочетания, употреблённые в переносном значении:

Крылатый хищник, разбить палатку, лёгкий ящик, пустые глаза, тонкий звук, чайник бормочет, тонкая линия, острый нож.


9. Найдите синонимы.

1) сладкий – горький 2) разговор – болтать

3) свет – тьма 4) глаза - очи


10. Найдите антонимы:

1) холод - жаркий; 2) громадный - огромный;

3) яркий - тусклый; 4) серый - серебряный.


11. Составьте со словами такие словосочетания, чтобы данные ниже слова стали омонимами.

Образец: ключ от двери, ключ к решению.

Клетка - …; бор - …; клещи - …


12. Запишите к словосочетаниям антонимы.

Здоровый вид - …; жёсткий матрац - …; холодный взгляд - …; завязывать бант - …; подниматься в гору - …; говорить глухо - …


Часть II. Работа с текстом.

  1. Дом был маленький, старый. (2) Он стоял в глухом саду. (3)Каждую ночь нас будил стук переспелых яблок. (4) Они падали на большую железную крышу. (5) В доме мы только ночевали, а все дни проводили со старинными друзьями на берегах прекрасных речек и озёр.


13. Из предложений 4, 5 выпишите многозначное слово, докажите, что оно многозначное (составьте с ним 1-2 словосочетания).


14. Найдите в тексте паронимы, выпишите их.


15. Запишите синоним к словосочетанию глухой сад (предложение 2).







Вариант 1.


9. Найдите пару слов, не являющихся антонимами

1) ругать – спорить 2) ненавидеть – любить

3) найти – искать 4) работать – отдыхать


10. Выберите предложение, к котором прилагательное ТЯЖЕЛЫЙ используется в значении «болезненное состояние, опасное, очень серьезное»

1) Носильщик с трудом поднял тяжелый чемодан.

2) Тяжелая обязанность была перед ним – заботиться о своей маленькой сестренке.

3) Рана оказалась весьма тяжелой.

4) Человек он был тяжелый, его не любили.


11. Запишите к словам и словосочетаниям антонимы.

Ближний - …; брать - …; весело - …; пустой класс - …; острое зрение - …; горячий приём - …


12. Составьте со словами такие словосочетания, чтобы данные ниже слова стали омонимами.

Образец: ключ от двери, ключ к решению.

Лист - …; вид - …; мир - …


Часть II. Работа с текстом.

(1) Деревья шумели и словно возмущались. (2) Ярик остановился, обнюхал место, затем опасливо посмотрел вокруг. (3) Вскоре мы пришли к густым зарослям. (4) Собаку туда пустить я не решался: Ярик мог увлечься птицами, а это опасно. (5) Вдруг он вильнул своим великолепным хвостом, а мы ушли в глубь глухого леса.


13. Из предложений 3, 4 выпишите многозначное слово, докажите, что оно многозначное (составьте с ним 1-2 словосочетания).


14. Найдите в тексте паронимы, выпишите их.


15. Запишите антоним к словосочетанию густым зарослям (предложение 3).