Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина (8 класс)
I. Соотнесите названия литературоведческих терминов
реализм, историзм, роман с их определениями.
1. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях.
2. Большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени или в течение целой человеческой жизни.
3. Художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение «типических характеров в типических обстоятельствах».
II. Прочитайте строфу из стихотворения Пушкина «19 октября»:
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этой строфе:
1) анафора;
2) гипербола;
3) метафора;
4) эпитет;
5) аллегория.
III. Проанализируйте эпизод из романа «Капитанская дочка» (глава I со слов «В то время воспитывались мы не по-нонешнему…» до слов «Другого ментора я и не желал»):
— Как обучение и воспитание Петруши Гринёва характеризует быт и нравы поместного дворянства времён Екатерины II?
— Какие детали эпизода говорят об ироническом отношении автора к подобному воспитанию?
— Сравните воспитание и обучение Петруши Гринёва с обучением и воспитанием Митрофана Простакова (Д. И. Фонвизин. «Недоросль», действие I, явление VI, монолог госпожи Простаковой со слов «Ах, батюшка братец!..» до слов «Чем же плоше их Митрофанушка?»). В чём сходство и различие обучения и воспитания Митрофана и Петруши?
IV. Проанализируйте стихотворение Пушкина «Туча», ответив на следующие вопросы:
— С какой целью автор соединяет в стихотворении черты пейзажной зарисовки и отклик на десятилетие восстания декабристов?
— В чём аллегорический смысл стихотворения?
— Сравните стихотворение Пушкина «Туча» со стихотворением Лермонтова «Тучи». В чём сходство и различие центральных образов стихотворений?
V. Установите соответствие между тремя главными героями романа «Капитанская дочка» и их поступками. К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Герои Их поступки
А) Пётр Гринёв 1) Дарит коня и овчинный тулуп
Б) Маша Миронова 2) Остаётся верным присяге
В) Пугачёв 3) Вызывает соперника на дуэль
4) Отправляется в Петербург
VI. Проанализируйте стихотворение Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), ответив на следующие вопросы:
— Как сочетаются в стихотворении автобиографический аспект и тема поэтического вдохновения?
— Почему лирический герой стихотворения считает гармонию человека с миром основой мироздания?
— Сравните стихотворение Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») со стихотворением Пастернака «Никого не будет в доме». В чём сходство и различие состояния лирического я в каждом стихотворении? Почему любовь вносит в жизнь каждого лирического я гармонию и красоту?
ОТВЕТЫ: I. 1- ИСТОРИЗМ, 2-РОМАН, 3-РЕАЛИЗМ
II. 1,3,4 V А-2, Б-4, В-1