«Обобщение» 9 класс
Вариант № 1
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала на долю Михаила Пришвина.
(2) Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца».(3) В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. (4) Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник.
(5) Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6) Во всяком случае, он вряд ли бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. (7) Просто на это у него не хватило бы времени. (8) Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».
(К. Паустовский)
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «просто не хватило».
Ответ:____________________________________________
2. Замените словосочетание «по велению сердца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________
3. Выпишите из первого (1) предложения словосочетание со связью согласование.
Ответ:____________________________________________
4. Выпишите грамматическую основу четвёртого (4) предложения.
Ответ:____________________________________________
5. Из предложений 1 – 4 выпишите составные глагольные сказуемые.
Ответ:____________________________________________
6. Найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________
7. Определите вид(-ы) осложнения четвёртого (4) предложения.
Ответ:____________________________________________
8. Определите тип восьмого (8) предложения и запишите этот тип.
Ответ:____________________________________________
9. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Напишите номера этих предложений.
Ответ:____________________________________________
10. Определите вид подчинения в пятом (5) предложении.
Ответ:____________________________________________
11. Определите виды придаточных предложений в первом (1) предложении.
Ответ:____________________________________________
Вариант № 2
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Мир вещей обновляется всё быстрее, заступают новые и новые марки электроплит, холодильников, телевизоров, автомобилей, пылесосов. (2) Куда-то деваются старые, появляются усовершенствованные. (3) Мы всё время избавляемся от забот, связанных с вещами. (4) К вещам не успеваешь привязаться, подружиться. (5) Старые вещи всего лишь знаки, оставленные прошлой жизнью. (6) Иному кажется, что они торчат как ненужные пни, но для внимательной души годовые кольца хранят размах тенистых крон, что шумели тут, треск морозов, иссушающий зной давнего лета.
(7) Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. (8) Вещи могут вернуться. (9) С прошлым не стоит окончательно прощаться. (10) Детство рано или поздно напомнит о себе. (11) Дело не в ностальгии. (12) Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба.
(По Д. Гранину)
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «вспоминается ярко».
Ответ:____________________________________________
2. Замените словосочетание «мальчишечья жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________
3. Выпишите из девятого (9) предложения словосочетание со связью управление.
Ответ:____________________________________________
4. Выпишите грамматическую основу десятого (10) предложения.
Ответ:____________________________________________
5. Из предложений 5 – 8 выпишите составное(-ые) глагольное(-ые) сказуемое(-ые).
Ответ:____________________________________________
6. Найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________
7. Найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
Ответ:____________________________________________
8. Определите тип первого (1) предложения и запишите этот тип.
Ответ:____________________________________________
9. Определите тип двенадцатого (12) предложения и запишите этот тип.
Ответ:____________________________________________
10. Найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________
11. Определите тип(-ы) придаточных в шестом (6) предложении и запишите его (их).
Ответ:____________________________________________
Вариант № 3
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) С удивлением смотрю я на толпы туристов, поспешно пробегающих по залам картинной галереи. (2) Что же можно увидеть, что же можно постичь? (3) Название картин? (4) Рамы?(5) Внешний сюжет? (6) Суриков часами сидел в одиночестве перед грандиозным полотном А.Иванова в Третьяковской галерее. (7) Павел Дмитриевич Корин проводил в неподвижности часы перед полотнами Сурикова, перед мастерами Возрождения Италии.
(8) Однажды, будучи ещё студентами, мы с товарищем (теперь известным писателем) провели эксперимент, уговорились и простояли полдня перед картиной Левитана «Над вечным покоем», хоть и до этого знали её наизусть. (9) В конце концов я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчётной готовности к любому свершению. (10) В это время товарищ повернулся ко мне, и я увидел в его глазах слёзы. (11) А сколько раз до этого останавливались перед картиной, говорили: «Да, здорово» - и бежали дальше?
(12) Надо дождаться, когда красота сама пригласит тебя в собеседники, а не скользить по ней суетливым, поспешным взглядом.
(По В. Солоухину)
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «вспоминается ярко».
Ответ:____________________________________________
2. Замените словосочетание «с удивлением смотрю», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________
3. Выпишите подлежащее из восьмого (8) предложения.
Ответ:____________________________________________
4. Выпишите грамматическую основу девятого (9) предложения.
Ответ:____________________________________________
5. Из предложений 1 – 6 выпишите составные глагольные сказуемые.
Ответ:____________________________________________
6. Определите тип односоставного предложения, входящего в состав двенадцатого(12) предложения. Запишите его.
Ответ:____________________________________________
7. Среди предложений 8 - 11. Найдите предложение, осложнённое однородными несогласованными определениями.
Ответ:____________________________________________
8. Определите тип девятого (9) предложения и запишите этот тип.
Ответ:____________________________________________
9. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________
10. Среди предложений 1 – 7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________
11. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
Вариант № 4
Прочитайте текст и выполните задания:
(1)Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2) Во всяком случае, я не знала. (3) Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4) И ещё: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлось бы, что ответить. (6) Внутренний мир – это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству – так я думала.
(7) И получилось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8) Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде.
(10) Когда я читала о Левине, слышавшем, как растёт трава, или о Печорине, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской природе, я думала: это люди особенные, необыкновенные. (11) С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдёт в эту душу.
(Н. Долинина)
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «внутренний мир».
Ответ:____________________________________________
2. Замените словосочетание «в кавказской природе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________
3. Выпишите подлежащее из восьмого (8) предложения.
Ответ:____________________________________________
4. Выпишите грамматическую основу первого (1) предложения.
Ответ:____________________________________________
5. Определите тип сказуемого в восьмом (8) предложении.
Ответ:____________________________________________
6. Определите тип односоставного предложения, входящего в состав седьмого (7) предложения. Запишите его.
Ответ:____________________________________________
7. Среди предложений 1 – 7 найдите предложение, одна из частей которого осложнена однородными составными именными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________
8. Определите тип седьмого (7) предложения и запишите этот тип.
Ответ:____________________________________________
9. Найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное условия. Напишите номера этих предложений.
Ответ:____________________________________________
10. Среди предложений 5 – 11 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.
Ответ:____________________________________________
11. Найдите сложное (-ые) предложение(-ия) с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:____________________________________________
Вариант №5
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго, желаю добра и счастья. (2) Это не просто выражение вежливости. (3) В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. (4) Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. (5) Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих себя людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
(6) Равнодушие к нуждающимся в помощи – это один из самых опасных пороков. (7) Быть равнодушным – значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. (8) Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью к злу, умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.
(По В. Сухомлинскому)
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «желаю тебе».
Ответ:____________________________________________
2. Замените словосочетание «человеческую сущность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________
3. Выпишите подлежащее из шестого (6) предложения.
Ответ:____________________________________________
4. Выпишите грамматическую основу шестого (6) предложения.
Ответ:____________________________________________
5. Найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое включают инфинитив. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________
6. Определите тип (-ы) односоставных предложений, входящего в состав четвёртого (4) предложения. Запишите его (их).
Ответ:____________________________________________
7. Найдите простое предложение, осложненное однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________
8. Укажите количество грамматических основ 4 (четвёртого) предложения.
Ответ:____________________________________________
9. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточными цели. Напишите номера этих предложений.
Ответ:____________________________________________
10. Найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________
11. Дайте характеристику 5 (пятому) предложению.
Ответ:____________________________________________