Спецификация
контрольно-измерительных материалов для проведения входной контрольной работы по биологии в 8 классе
1. Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры входного контроля индивидуальных достижений учащихся 8 класса в образовательном учреждении по предмету «Биология».
2. Документы, определяющие содержание КИМ:
Содержание и структура входной контрольной работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень.
3. Структура работы
Диагностическая работа состоит из трёх частей.
Часть 1 содержит 15 заданий базового уровня сложности с выбором одного правильного ответа.
Часть 2 содержит 5 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом: 2 задания с выбором трех правильных ответов из шести, 1 задание на соответствие, 1 задание на установление правильной последовательности, 1 задание – вставить в текст пропущенные термины из предложенного списка.
Часть 3 содержит 1 задание высокого уровня сложности, на которое следует дать развернутый ответ.
4. Распределение заданий по содержанию
№ п/п | Раздел курса | Число заданий |
1. | Введение | 1 |
2 | Царство Бактерии | 1 |
3. | Царство Грибы | 1 |
4. | Царство Растения | 7 |
5. | Царство Животные | 11 |
| Итого: | 21 |
5. Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | % от общего количества |
Базовый | 15 | 15 | 71% |
Повышенный | 5 | 10 | 24% |
Высокий | 1 | 3 | 5% |
Итого: | 21 | 28 | 100% |
6. Предметные умения
№ п/п | Предметные умения | № заданий | Количество заданий | % от общего количества |
1. | Владение биологической терминологией и символикой | 1 | 1 | 5% |
2. | Понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущностей биологических законов и явлений | 2-15 | 14 | 67% |
3. | Умение определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы | 16-20 | 5 | 24% |
4. | Умение устанавливать взаимосвязи процессов, явлений | 1 | 1 | 5% |
5. | Умение устанавливать причинно- следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания |
7. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – 1 минута;
2) для заданий повышенного уровня сложности – от 2 до 3 минут;
для заданий высокого уровня сложности – до 5 минут.
8. Нормы оценивания
1. За верное выполнение каждого из заданий части 1 (15 заданий) выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
2. За верное выполнение каждого из заданий части 2 выставляется 2 балла.
За ответ на задания 16-17 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если учащийся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
За ответ на задания 18, 20 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
За ответ на задание 19 выставляется 2 балла и 0 баллов, если допущена хоть одна ошибка.
3. Задание 21 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальное количество баллов – 3.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 28.
Шкала перевода первичного балла в отметку по 5-балльной шкале
Отметка по 5-балльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл | 0-9 | 10-17 | 18-23 | 24-28 |
Кодификатор
контрольно-измерительных материалов для проведения входной контрольной работы по биологии в 8 классе
Перечень элементов содержания, проверяемых на входной контрольной работе
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы |
1. | | Введение |
2. | | Царство Бактерии |
| 2.1 | Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов. |
3. | | Царство Грибы |
| 3.1 | Общая характеристика грибов. Лишайники. |
4. | | Царство Растения |
| 4.1 | Низшие растения. |
| 4.2 | Высшие споровые растения. |
| 4.3 | Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения. |
| 4.4 | Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. |
5. | | Царство Животные |
| 5.1 | Подцарство Одноклеточные. |
| 5.2 | Тип Кишечнополостные. |
| 5.3 | Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип кольчатые черви. |
| 5.4 | Тип Членистоногие. |
| 5.5 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. |
| 5.6 | Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы. |
| 5.7 | Класс Земноводные. |
| 5.8 | Класс Пресмыкающиеся. |
| 5.9 | Класс Птицы. |
| 5.10 | Класс Млекопитающие. |
Перечень требований к уровню подготовки учащихся
Код требований | Требования к уровню подготовки учащихся |
1. | | Знать/понимать: |
| 1.1 | названия основных таксономических единиц; |
| 1.2 | иметь представление о строении и многообразии прокариотических организмов; |
| 1.3 | особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников; |
| 1.4 | строение и циклы развития высших споровых растений; |
| 1.5 | характерные особенности строения разнообразных представителей покрытосеменных растений; |
| 1.6 | строение и процессы жизнедеятельности типа Кишечнополостные; |
| 1.7 | строение и развитие типа Плоские, Круглые и Кольчатые черви; |
| 1.8 | общую характеристику типа Членистоногие; |
| 1.9 | особенности строения и многообразия надкласса Рыбы; |
| 1.10 | особенности строения и жизнедеятельности класса Птицы; |
| 1.11 | особенности строения и многообразие класса Млекопитающие. |
2. | | Уметь: |
| 2.1 | определять особенности строения и стадии развития водорослей; |
| 2.2 | характеризовать процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений; |
| 2.3 | устанавливать взаимосвязи между характеристиками и организмами простейших; |
| 2.4 | объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания пресмыкающихся; |
| 2.5 | строить речевое высказывание в письменной форме; |
| 2.6 | владеть основами смыслового чтения научного текста, выделять существенную информацию; |
| 2.7 | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
| 2.8 | проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; |
| 2.9 | соотносить объекты с их характеристиками; |
| 2.10 | формулировать понятия. |
3. | | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
| 3.1 | проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; |
| 3.2 | проведения экологического мониторинга в окружающей среде; |
| 3.3 | сохранения биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; |
| 3.4 | рационального природопользования. |
Входная контрольная работа по биологии для учащихся 8 класса
Вариант 1.
Часть 1. При выполнении заданий 1-15 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
1. К какому отделу растений относится маршанция?
1) Бурые водоросли 2) Зелёные водоросли
3) Мхи 4) Папоротникообразные
2. Лишайники не растут в крупных городах потому, что там:
1) загрязнён воздух 2) недостаточная влажность
3) нет водорослей 4) нет грибов
3. Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде:
1) спор 2) вегетативных клеток
3) симбиоза с грибами 4) множественных колоний
4. Для какого класса хордовых характерно наличие двойного дыхания?
1) Рыбы 2) Земноводные 3) Рептилии 4) Птицы
5. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается (-ются):
1) заросток в виде зелёной пластины 2) растения с листьями
3) предросток в виде зелёных нитей 4) семена будущего растения
6. У представителей семейства Сложноцветные, например, у подсолнечника, тип плода — 1) коробочка 2) стручок 3) зерновка 4) семянка
7. При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества из: 1) семядоли 2) зародышевого корешка 3) эндосперма 4) почвы
8. У насекомых дыхание происходит:
1) при помощи трахей 2) через всю поверхность тела
3) при помощи лёгочных мешков 4) при помощи жабр
9. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни у ленточных червей исчезли органы:
1) пищеварения 2) выделения 3) дыхания 4) нервной системы
10. Имеющиеся у рыб органы боковой линии выполняют функции:
1) опоры и движения 2) ощущения температуры воды
3
) обоняния 4) ощущения направления и силы течения воды
11. Какие органы дыхания характерны для изображённого животного?
1) жабры 2) лёгкие 3) воздушные мешки 4) трахеи
12. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему органов:
1) кровообращения 2) пищеварения 3) дыхания 4) выделения
13. Водоросли размножаются:
1) только спорами 2) половым и бесполым путем
3) почкованием 3) семенами
14. Клетки внутреннего слоя гидры осуществляют:
1) половое размножение 2) захват добычи
3) переваривание пищи 4) перемещение в пространстве
15. Центральная нервная система позвоночных животных представлена:
1) нервными стволами 2) окологлоточным кольцом
3) спинным и головным мозгом 4) брюшной нервной цепочкой
Часть 2. При выполнении заданий 16-20 запишите ответ так, как указано в тексте задания
16. Какие из приведённых характеристик характерны для однодольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проводящие пучки содержат камбий
2) одна семядоля
3) стержневая корневая система
4) мочковатая корневая система
5) параллельное жилкование листьев
6) число частей цветка кратно четырём или пяти
17. В теле планарии отсутствуют? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) органы дыхания
2) глотка и кишечник
3) нервные узлы
4) кровеносные сосуды
5) половые железы
6) кости скелета
18. Установите соответствие между особенностями строения животного и его видом. Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Характеристика | Животные |
А. Наличие ресничек Б. Светочувствительный глазок В. Хлоропласт Г. Содержит два ядра | 1) Эвглена 2) Инфузория-туфелька |
19. Установите последовательность расположения органов, образующих пищеварительный канал в теле лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) желудок
2) ротоглотка
3) кишечник
4) пищевод
5) клоака
20. Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр (по тексту).
ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Большую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ___________ (А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ___________ (Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая __________ (В), а также кустарник ___________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) коробочка 2) можжевельник 3) плод 4) сосна | 5) споровое 6) хвойное 7) цветковое 8) шишка |
Часть 3. При выполнении задания этой части необходимо дать развернутый ответ на поставленный вопрос
21. Почему находки древних кистеперых рыб подтвердили предположение ученых о родстве рыб и земноводных?
Входная контрольная работа по биологии для учащихся 8 класса
Вариант 2.
Часть 1. При выполнении заданий 1 – 15 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
1. Самая маленькая систематическая единица:
1) отдел 2) вид 3) класс 4) род
2. Какие грибы не образуют микоризы с древесными растениями?
1) трутовики 2) подберёзовики 3) лисички 4) подосиновики
3. Какие бактерии считают «санитарами планеты»?
1) молочнокислые 2) гниения 3) уксуснокислые 4) клубеньковые
4. Мускульный отдел желудка образовался у птиц в связи с:
1) питанием сочными ягодами 2) уменьшением длины толстой кишки
3
) отсутствием зубов 4) наличием клоаки
5. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?
1) Покрытосеменные 2) Моховидные
3) Голосеменные 4) Папоротниковидные
6. У представителей семейства Злаковые плод называют:
1) зерновка 2) семянка 3) ягода 4) орех
7. Укажите растение, для которого характерно самостоятельное распространение плодов и семян.
1) клён остролистный 2) ландыш обыкновенный
3) берёза бородавчатая 4) бешеный огурец
8. К насекомым с полным превращением относится:
1) кузнечик 2) тля 3) саранча 4) бабочка-капустница
9. Нервная система у плоских червей состоит из:
1) нервных клеток, образующих нервную сеть
2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями
3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов
4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки
10. Какой из органов присутствует только у представителей рыб?
1) жабры 2) сердце 3) боковая линия 4) мышцы
11. Пресмыкающимся, в отличие от земноводных, свойственно:
1) наружное оплодотворение
2) разделение тела на голову, туловище и хвост
3) развитие с образованием личинки
4) внутреннее оплодотворение
12. Летучие мыши в тёмных пещерах ориентируются в полёте с помощью:
1) органа зрения 2) осязания, улавливающего воздушные потоки
3) острого обоняния 4) ультразвука, улавливаемого органами слуха
13. В клетках водорослей синтез органических веществ происходит в:
1) хлоропласте 2) ядре 3) вакуоле 4) клеточной стенки
14. Разные типы клеток гидры могут формироваться из:
1) кишечной полости 2) нервных клеток
2) стрекательных клеток 4) промежуточных клеток
15. Скопление нервных клеток у хордовых животных образует:
1) узлы 2) трубку 3) стволы 4) брюшную цепочку
Часть 2. При выполнении заданий 16-20 запишите ответ так, как указано в тексте задания
16. В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способны образовывать обширные леса
2) характеризуются многообразием жизненных форм
3) размножаются семенами
4) опыляются насекомыми и птицами
5) имеют хорошо развитые вегетативные органы
6) образуют сочные и сухие плоды
17. Какие из перечисленных свойств характерны для представителей типа кольчатые черви? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тело не разделено на сегменты
2) имеют кровеносную систему
3) нервная система узлового типа
4) дыхание жаберное
5) не имеют вторичной полости тела
6) пищеварительная система сквозная
18. Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен. Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Характеристика | Организм |
А. Форма тела постоянная Б. Передвигается при помощи образования ложноножек В. В цитоплазме имеются хлоропласты Г. Образует на свету органические вещества из неорганических | 1) Эвглена 2) Амеба |
19. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) замена жаберного дыхания лёгочным
2) откладка икры самкой в воду
3) развитие жабр, мускулатуры и скелета
4) оплодотворение икры самцами
5) появление личинки
20. Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр (по тексту).
ХВОЩИ
Хвощи — это ___________ (А) растения, размножающиеся при участии ___________ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: ___________ (В), на котором развиваются споры, и ___________ (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях — признак избыточного содержания кислот в почве.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) весенний 2) семейные 3) корневище 4) насекомое | 5) летний 6) осенний 7) вода 8) споровые |
Часть 3. При выполнении задания этой части необходимо дать развернутый ответ на поставленный вопрос
21. Какие существуют доказательства происхождения млекопитающих от зверозубых ящеров?
Система оценивания входной контрольной работы по биологии
Вариант 1.
Часть 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
3 | 1 | 1 | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Часть 2.
16. | 245 |
17. | 146 |
18. | 2112 |
19. | 24135 |
20. | 6842 |
Часть3.
21. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Имеют легочное дыхание. 2) Скелет парных плавников у них напоминает скелет конечности наземных позвоночных. 3) Основу плавников составляет мясистая лопасть. | |
Правильно указаны все 3 элемента | 3 |
Правильно указаны 2 элемента | 2 |
Правильно указан 1 элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Вариант 2.
Часть 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 1 | 4 | 2 |
Часть 2.
16. | 135 |
17. | 236 |
18. | 1211 |
19. | 24531 |
20. | 8751 |
Часть3.
21. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Относительные размеры мозгового отдела черепа были больше, чем у других древних ящеров. 2) Зубы в ячейках. 3) Дифференциация зубов на клыки, резцы и коренные. | |
Правильно указаны все 3 элемента | 3 |
Правильно указаны 2 элемента | 2 |
Правильно указан 1 элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |