СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепт «ребёнок» в лексике русской народной сказки (на материале «северных сказок» е.н. ончукова)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Концепт «ребёнок» в лексике русской народной сказки (на материале «северных сказок» е.н. ончукова)»

КОНЦЕПТ «РЕБЁНОК» В ЛЕКСИКЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ (НА МАТЕРИАЛЕ «СЕВЕРНЫХ СКАЗОК» Е.Н. ОНЧУКОВА)


Каждая эпоха по-своему характеризует человека. Вопрос о его природе является одним из важнейших в истории развития человечества. Древние люди объясняли модель мироздания при помощи исключительно мифологических категорий. Мир представлялся им единым космическим телом. Этим было обусловлено отношение к собственному телу, как к чему-то целому и неделимому.

Восприятие человеческого тела меняется в период средневековья, когда тело рассматривается в качестве сосуда, в котором живёт душа. В эпоху Ренессанса канон телесности претерпевает изменения. Великая эпоха требовала великих людей – сильных духом и развитых физически. В период развития науки и техники (XVIII-XX вв.) человек представлял собой неразрывное единство индивидуального и коллективного.

Проблема телесности в гуманитарном знании всегда привлекала учёных. Однако особый интерес к телу человека возник в XX веке. И.В. Розин утверждает, что «телесность – это новообразование, конституированное поведением, то, без чего это поведение не могло бы состояться, это реализация определенной культурной и семиотической схемы (концепта), наконец, это именно телесность, т. е. модус тела». Этот феномен стал основой многих исследований в различных научных областях – филологии, культурологии, религоведении и т.д. С.Н. Ярёменко писал, что «тело человека словно разнимают на составные части возникшие новые науки».

С точки зрения лингвоантропологии, образ «человека телесного» является одним из наиболее значимых фрагментов языковой картины мира. Он связан с национальной психологией, историческим и культурным развитием народа. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегов даёт следующие толкования понятию «тело»:

1. Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-н. веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Геометрическое т.

2. Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Части тела. Войти в т. (пополнеть; прост.). Спасть с тела (похудеть; прост.). В теле (полный, тучный; прост.). Голое т. (без одежды). Мёртвое т. (труп).

3. Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела.

4. Основная часть, корпус чего-н. (спец.). Т. орудия (ствол). Т. мины. Т. поршня. Т. плотины (её основная часть). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (скопление руды). Т. дерева (ствол).

В данной статье мы будем понимать под «телом» организм человека в его внешних и физических формах. Для того чтобы понять, как русский человек определял своё место в мире, рассмотрим соматическую лексику русской сказки на примере концепта «ребёнок». Образ ребёнка занимает одно из центральных мест в языковой картине мира любого народа. Это связано с особым отношением к детям и заботой о них.

В.И. Даль рассматривал слова ребёнок и ребя (робя) как тождественные (Ребенкомъ зовут младенца, отрока или отроковицу, до юношества; мальчика или девочку). С точки зрения семантики В.И. Даль выделял у слова два компонента. Один указывал на пол (отрок – отроковица, мальчик – девочка), другой – на возраст (младенец – отрок). В словарях советского периода слово ребёнок квалифицируется как многозначное. Д.Н. Ушаков приводит три толкования:

1. Мальчик или девочка в грудном возрасте. Грудной ребёнок.

2. Сын или дочь. У нас есть ребёнок.

3. Тот, кто поступает по-детски, наивно, не рассуждая. Какой она ещё ребёнок!

В словаре С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова слову ребёнок даётся одно толкование: мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. Ребёнок дошкольного возраста.

Репрезентуя образ ребёнка, С.И. Ожегов и Ю.Н. Шведова представляют две лексико-семантические группы:

  1. слова, в значении которых содержится сема ребёнок (безотцовщина, дитя, малыш и т.д.);

  2. слова, которые контекстуально относятся с семантическому полю ребёнок (всхлипывать, игрушка, заботиться, капризный, оборвыш и т.д.)

В «Северных сказках» Е.Н. Ончукова лексема ребёнок встречается 8 раз. В сказках «Лиса, петух и журавль» (хотела съись из телят­ника телёнка, из курятника курёнка, от бабы ребёнка), «Фома и Хавронья» (да ребёночка качай), «Невестины загадки» (на дворе уши, в избе глаза – на дворе собака, в избе на окне ребёнок), «Иван-царевич и купеческая дочь» (и этого ребёнка) лексема ребёнок встречается единично в значении младенец. В сказке «Оклеветанная сестра» лексема имеет другое значение. Под ребёнком понимается не мальчик или девочка в грудном возрасте, а сын или дочь (и эта сестра ребёнка оченно любила).

Наиболее часто лексема встречается в сказке «Судьбы на коне не объедешь» (взял ребёнка в беремя себекова; и под сосной ребёнок; приносит этого ребёнка с-под сосны; штобы ребёнок не зазябнул). Это объясняется ее использованием для описания поступков героев (сюжет строится вокруг продажи ребёнка барину), в остальных же сказках ребёнок либо играл второстепенную роль, либо лексема использовалась в составе присказок.

Таким образом, лексема ребёнок не является часто употребительной в сказках народов севера. Встречается в двух значениях – грудной ребёнок и сын (дочь). В значении «наивный, поступающий по-детски» в рассмотренном материале не встречалась.