Концепция
духовно-нравственного
воспитания российских
школьников
г. Самара. ЦРО. Ушакова О.Б. 20 10 г.
Стандарты второго поколения
Духовный –
- относящийся к умственной деятельности;
к области духа;
- церковный, относящийся к духовенству.
Нравственность –
- правила, определяющие поведение;
- духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
(Словарь русского языка С.И.Ожегов )
Стандарты второго поколения
ДУХОВНОСТЬ – 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов.
НРАВСТВЕННОСТЬ – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д.; система внутренних прав человека, основанных на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
(Педагогический словарь. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров ).
Стандарты второго поколения
Духовность – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
- идеальная потребность познания;
- социальная потребность жить и действовать «для других».
Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, а вторая под душевностью .
(Словарь практического психолога. С.Ю. Головин)
Стандарты второго поколения
Воспитание — это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях .
Общие положения
Концепция является методологической основой разработки и реализации ф едерального г осударственного о бразовательного с тандарта общего образования.
Общие положения
Концепция определяет:
- Характер современного национального воспитательного идеала;
- Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- Систему базовых национальных ценностей;
- Основные социально – педагогические условия и принципы духовно – нравственного развития и воспитания детей и молодежи.
Общие положения
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
- Нация;
- Национальное государство;
- Национальное самосознание ( идентичность):
- Формирование национальной идентичности;
- Патриотизм;
- Гражданское общество;
- Многообразие культур и народов;
- Межэтнический мир и согласие;
Общие положения
- Социализация;
- Развитие;
- Воспитание;
- Национальный воспитательный идеал;
- Базовые национальные ценности;
- Духовно – нравственное развитие личности;
- Духовно – нравственное развитие личности гражданина России
1. Национальный воспитательный идеал
- 16-17 ВЕК честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.(Русь)
- 18 ВЕК человек государственный, слуга царю и Отечеству.
- 19 ВЕК честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.(РОССИЯ)
- СОВЕТСКИЙ ПЕРИД СМЫСЛ ЖИЗНИ сжимается до веры в коммунизм и служения партии.(СССР)
- СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ свободная в своем самоопределении и развитии личность??? (Россия)
1. Национальный воспитательный идеал
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
2. Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания
- Определены в сфере личностного развития;
- Определены в сфере общественных отношений;
- Определены в сфере государственных отношений
3. Духовно – нравственное развитие и воспитание
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные, эт y ические и конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно – нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей:
- семейной жизни;
- культурно – регионального сообщества;
- культуры своего народа;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества
4.Базовые национальные ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
5.Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания
Каждая из базовых ценностей , педагогически определяемая
как вопрос, превращается в воспитательную задачу . Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию :
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений литературы и искусства для детей и юношества;
- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- традиционных российских религий;
- фольклора народов России;
- истории своей семьи, рода;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
5.Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания
Интеграция всех основных видов деятельности школьников:
- уроки;
- внеурочная (культурные практики);
- внешкольная (социальные практики);
- семейная;
- общественно полезная.
ПРОГРАММА
Духовно – нравственного
развития и воспитания
обучающихся на ступени
начального общего образования
В основе программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на стадии начального общего образования лежат следующие принципы
- Принцип ориентации на идеал
- Аксиологический принцип
- Принцип следования нравственному примеру
- Принцип идентификации (персонификации)
- Принцип диалогического общения
- Принцип полисубъектности воспитания
- Принцип системно – деятельностной организации воспитания
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности : любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям .
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности : нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость .
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности : здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности : жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности : красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество .
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности :
- любовь к России, к своему народу, к своей
малой родине;
- служение Отечеству;
- правовое государство;
- гражданское общество;
- долг перед Отечеством,
старшими поколениями, семьей;
- закон и правопорядок;
- межэтнический мир;
- свобода и ответственность;
- доверие к людям .
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания .
Ценности :
- нравственный выбор;
- смысл жизни;
- справедливость;
- милосердие;
- честь;
- достоинство;
- любовь;
- почитание родителей;
- забота о старших и младших;
- свобода совести и вероисповедания, представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира .
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания .
ЗАДАЧИ:
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- почтительное отношение к родителям;
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания .
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи,
- умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
2.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы по направлению - воспитание нравственных чувств и этического сознания
- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);
2.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы по направлению - воспитание нравственных чувств и этического сознания
- получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России);
2.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы по направлению - воспитание нравственных чувств и этического сознания
- ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
2.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы по направлению - воспитание нравственных чувств и этического сознания
- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
- освоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
2.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы по направлению - воспитание нравственных чувств и этического сознания
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Воспитательные результаты
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням
- Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням
- Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности
- трудолюбие;
- творчество;
- познание;
- истина;
- созидание;
- целеустремленность;
- настойчивость в достижении целей; бережливость .
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности :
- здоровье физическое,
- здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива),
- активный, здоровый образ жизни.
5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Ценности :
- жизнь;
- родная земля;
- заповедная природа;
- планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Ценности :
- гармония;
- духовный мир человека;
- эстетическое развитие;
- художественное творчество .