СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция инклюзивной школы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция развития инклюзивной школы

Просмотр содержимого документа
«Концепция инклюзивной школы»

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №101»



Всегда рядом с нами есть те, кому можно помочь

И всегда, помогая кому-то, мы немножечко,

может быть совсем чуть-чуть,

но исцеляемся

Исцеляемся от лени, обыденности, рутины,

серости, неверия в себя самих и в других

И в этом контексте нельзя сказать точно, кто кому помогает

Наверное, выигрывает каждый...

"Просто вместе немного теплей"...

Эрик Берн



«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире... школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»

Дмитрий Медведев, Президент Российской Федерации(2008-2012)

Средняя школа № 101 города Новокузнецка была основана в 1967 году. Является одной из старейших в городе, со своими традициями, сформировавшимся педагогическим коллективом. Еще до того момента как термин «инклюзивное образование» вошел в наш лексикон, в школе на протяжении нескольких лет обучались и общались со сверстниками, получали адаптацию, участвовали во внеклассных мероприятиях, выбирали будущую профессию, дети инвалиды.

Миссия школы- предоставление обучающимся, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, качественного образования, формирование и развитие ключевых компетенций и создание условий для направленной социализации, осознанного выбора жизненного пути.

Целью организации инклюзивного образования является создание социально-психологических условий для полноценного развития каждого ученика. Данная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Обеспечить вариативную, разноуровневую подготовку учащихся с динамикой развития и прогнозирования успешности.

2. Оказывать комплексную помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в саморазвитии и самореализации ив процессе восприятия мира и адаптации в нем.

3. Создать коррекционно-развивающий процесс, обеспечивающий работу компенсации каждого ученика.

МБОУ СОШ № 101 использует в своей работе новую педагогическую технологию – инклюзивное образование, в основу которой положен принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся, и готовность создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех детей без исключения.

Основные задачи, которые решает педагогический коллектив:

  • создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся;

  • поиск оптимальных технологий в организации образовательного процесса

  • формирование гражданско-патриотического сознания, развития чувства сопричастности судьбе отечества, нравственных позиций наших школьников;

  • развитие их познавательных интересов, и творческой активности;

  • информатизация учебно-воспитательного процесса.

  • обновление содержания и структуры воспитательной деятельности на основе отечественных традиций и современного опыта.

В качестве приоритетных мы выделяем следующие направления деятельности школы:

  • Создание необходимых условий для адаптации, социализации, обучения, воспитания и развития личности учащегося через интеграцию школьного, общего и дополнительного образования;

  • Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями и их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем развития, состоянием здоровья;

  • Создание комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

  • Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как фактору личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы посредством успешности в различных видах деятельности (учебной, творческой, проектно-исследовательской, коммуникативной, трудовую и др.);

  • Организация психолого-педагогического сопровождения процесса обучения специалистами МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

  • Сохранение и укрепление здоровья школьников;

Привлечение к работе специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы.

Влияние на изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

Инклюзивное образование основано на следующих приоритетах:

  • Социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;

  • Природосообразность образовательных задач, методов и методик как возможностям ребенка, так и общей логики развития;

  • Развитие информационно-коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;

  • Создание безбарьерной образовательной среды.

Используя традиционные методы и приемы работы по повышению учебной мотивации учащихся, педагогическим коллективом школы отрабатываются следующие направления:

  • разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока;

  • разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;

  • организация работы междисциплинарной команды специалистов;

  • создание системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;

  • создание условий общей доступности образовательного учреждения.

Кадровый состав

Внедрение системы инклюзивного образования в конкретной школе началось с подготовки преподавательского состава на специальных курсах московского Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция» по теме «Внедрение коррекционно-развивающих технологий в систему работы учителей» и семинарских занятиях: «Проблемы инклюзии в образовательном пространстве», «Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченного здоровья в образовательного учреждения», «Инклюзия – как реализация права детей на образование», совещание при директоре «Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы и социальной среды», где участникам раскрывались те или иные аспекты совместного обучения, а также общеправовые вопросы.

В 2011 году все педагоги, задействованные в инклюзивном образовании прошли курсы по теме «Опережающая психологическая подготовка работников образования в системе коррекционно-развивающего обучения» на базе кафедры психологии Кемеровского Государственного университета.

Педагоги школы стали участниками всероссийского проекта «Школа цифрового века» от издательского дома «1 сентября», о чем получены сертификаты на имя каждого педагога, благодарственное письмо директору школы, информационное письмо в Отдел образования.

Специалистами муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр диагностики и консультирования» проведен лекторий на тему «Особенности психологического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития и детским церебральным параличом», семинар-практикум «Практические рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития».

В ноябре 2012 года состоялось практическое занятие с кандидатом педагогических наук Згурской Т.В. на тему «Коррекция нервно-психического состояния детей с ограниченными возможностями здоровья».

С 23.11.2011 г. по 30.11.2011 г. директор Школы О.Г. Климашина и зам.директора по УВР К.С. Слюсарь участвовали в IV республиканском образовательном форуме «Инклюзивное образование- путь к индивидуализации образования», в г. Абакан республики Хакасии, где получили сертификаты участников. Так же в октябре 2012 года приняли участие во Всероссийских днях науки на базе Кузбасской Государственной педагогической академии с темой «Малые формы двигательной активности в образовательном процессе. Малые формы работы мозга». Этот опыт позднее был обобщен в школе на совещании при директоре.

Школа была представлена на августовских городских совещаниях в 2011 и 2012 годах с докладом на тему «Развитие инклюзивного образования», а так же в октябре 2011 года на городской конференции, посвященной инклюзивному образованию на тему «Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях средней общеобразовательной школы: организация, проблемы и перспективы развития».

В настоящий момент в инклюзивном образовании задействованы 20 педагогов, большинство из них имеют высокие квалификационные категории.

Обучающиеся школы

В школе в 2011\2012 учебном году – 20 классов, из них 14- общеобразовательных, 6 – специальных (коррекционных) класса ЗПР VII вида (58 обучающихся, из них 20 с диагнозом ДЦП). В школе в 2012\2013 учебном году – 20 классов, из них 12- общеобразовательных, 8 – специальных (коррекционных) класса ЗПР VII вида (78 обучающихся, из них 21 с диагнозом ДЦП). Набор в школу детей с ограниченными возможностями производится на всех этапах образовательного процесса. Ребёнок может быть зачислен начиная с первого и заканчивая одиннадцатым классом. Для этого необходимо письменное заявление ребёнка и его родителей на имя директора школы, а также справка от психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), о том, что такому ученику не противопоказано по здоровью заниматься в обычной школе. До настоящего времени школа не отклонила ни одной заявки. В 2011\2012 учебном году в школе обучалось 23 ребенка – инвалида в разных формах обучения, а в 2012\13 – уже 31:

- в очной форме в общеобразовательных классах ;

- в очной в специальных (коррекционных) классах ЗПР VII вида

- на домашнем обучении в общеобразовательных классах;

- на домашнем обучении в специальных (коррекционных) классах ЗПР VII вида.



Организация образовательного процесса.

Образовательный процесс в школе № 101 построен по принципу полного вовлечения всех детей в образовательный процесс. Исключение, если можно так сказать, составляют только дети надомники. Те, которые не посещают в данный момент школу.

При организации учебного процесса пришлось учитывать специфику таких детей и на этой основе уже вырабатывать стратегию синхронизации обучения с обычными детьми. Обучение начинается с первого класса. Одновременно с этим проводился набор и в старшие (5-е) классы. Согласно санитарным требованиям в классах должно быть не более 25 детей. При этом количество детей с ограниченными возможностями не должно превышать 2 человек в классе.

Расписание занятий в инклюзивной школе соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах занимаются по рабочим программам учебных предметов, в рамках которых отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируется время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее.

В школе обучаются в основном дети-инвалиды с диагнозом ДЦП. Для них характерна плохая координация движений. В связи с этим форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для таких детей немного отличается. Им стараются давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то для них предусмотрены либо карточки, с вариантами ответов, которые они выбирают, либо бланки, где такие дети ставят крестики (нечто вроде тестирования).

Система сдачи ЕГЭ для таких детей также отличается от обычной. Для них в школе предусмотрена щадящая форма сдачи экзамена. При этом ребёнок сам выбирает, будет ли он сдавать ЕГЭ или экзамен в традиционной форме.

Медико- психолого-педагогическое сопровождение

Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-медицинского сопровождения и рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы программы «Школа равных возможностей»

Медико-психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования обеспечивается как работниками самой школы, так и специалистов «Центра диагностики и консультирования».

Основные направления работы психолого-медицинской службы школы:

  • Психологическое сопровождение образования детей с учётом особых образовательных потребностей.

  • Психологическое сопровождение деятельности по предупреждению возможного неблагополучия в развитии школьников.

  • Выявление причин, мешающих успешному развитию и общению учащихся с целью оказания своевременной помощи.

  • Упреждение отклонений в развитии школьников.

  • Снижение уровня тревожности у родителей.

  • Деятельности по организации безопасной среды в школе.

Классные руководители ведут индивидуальные карты наблюдения детей ограниченными возможностями здоровья, в которых отслеживают динамику их развития, интересы и успехи детей, выявляют трудности, отмечают проведенные беседы, посещения семей, занятость ребенка в дополнительном образовании, участие во внеклассных мероприятиях на разных уровнях.

Организованны занятия со школьным логопедом (индивидуальные и в малых группах) и занятия по развитию мелкой сенсомоторики.

С октября 2011 г. в школе работают специалисты МБОУ «Центр диагностики и консультирования»: педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, которые проводят диагностику и осуществляют коррекционно-развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В течение двух лет в школе проводятся консультации ортопеда, профессора кафедры детской хирургии Новокузнецкого Государственного института усовершенствования врачей Беляева М.К. для обучающихся совместно с родителями с заболеваниями опорно- двигательного аппарата, в т.ч. ДЦП..

В школе работает массажист, который проводит сеансы оздоровительного и общеукрепляющего массажа с детьми, страдающими ДЦП.

Организованно посещение бассейна и сеансы лечебной физической культуры в зале ЛФК школы.

Организация воспитательного процесса и социальное партнерство.

Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

Основными направлениями воспитания и социализации в школе являются следующие:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

  • Воспитание является важным звеном целостного образовательного процесса.

Процесс воспитания в школе обеспечивает такие условия, в результате которых каждый обучающийся может максимально обнаружить и развивать свои склонности, задатки, способности при постоянном стимулировании творческой активности с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Нельзя говорить о том, что школьников с ограниченными возможностями здоровья воспитывают качественно по-особому, еще Л.С Выготский подчеркивал, что воспитание таких детей ничем не отличается от воспитания здорового ребенка. Есть специфические методы и формы обучения, но формы и методы воспитательной работы применяются те же, что и в средней общеобразовательной школе.

Не менее важно, чтобы обучение и воспитание было связано с реальной жизнью. Мы моделируем и воспроизводим ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Работа в условиях инклюзивного обучения и воспитания включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством.

Чтобы взаимоотношения во всех классных коллективах складывались успешно, в этом учебном году мы стали проводить « Уроки доброты». Основная цель Уроков Доброты - улучшить отношение детей к людям с ОВЗ, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же человек, как и все остальные, и должен иметь равные права и возможности.

Мы на данном этапе, говорим с ребятами о том, что человек с инвалидностью живет такой же жизнью, как и все остальные люди – он учится, дружит, создает семью, работает, отдыхает, путешествует и т.д. Детям важно научиться видеть в каждом именно человека, а не его отличительный признак (то, что человек передвигается на коляске, не слышит, не видит и т.д.),учим их быть толерантными, гуманными.

В классах с инклюзивным образованием, «Уроки Доброты» направлены на коммуникативное общение, на понимание определения что такое доброта, что значит быть добрым, по отношению к друг другу, толерантным.

Социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования способствует повышению успешности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, развитию личности, индивидуальности, творческих способностей, развивает познавательные процессы формирует коммуникативные навыки.

Обучающиеся 1-6 классов нашей школы занимаются по программам филиала Новокузнецкого краеведческого музея: «Краеведение» и «Народный календарь», Знакомятся с традициями русского народа на примере некоторых (наиболее крупных) народных праздников, с историей нашего края, получают знания о флоре и фауне Кузбасса с древних времен до наших дней, современной экологии Кузбасса, с бытом кузнечан, их традициями. В ходе народных игр, теоретических занятий дети проявляют ловкость, смекалку, умение достойно проигрывать и побеждать.

Администрация школы заключила договор о сотрудничестве с Дворцом детско-юношеского творчества им. Н.К. Крупской, Детско-юношеским центром « Орион»

С 1-6 классами работает Центр психологической поддержки Дворца детско-юношеского творчества им. Н.К. Крупской,

С 7-9 классами работает Детско-юношеский центр « Орион» по профессиональной ориентации. По программе я и моя профессия, которое направленно на социализацию ребят, чтобы они могли соотнести свои возможности и то, что предлагается на рынке труда, также узнают свой темперамент, характер.

На базе Детско- юношеского центра « Орион» проводятся занятия для наших ребят в 1-4 классах по программе « Безопасная дорога детям».

Включенность детей с ОВЗ в классы общеобразовательных школ - важный момент для всего общества, для каждого ученика и учителя такого класса или школы. Ученики инклюзивного класса раньше многих своих сверстников узнают, что люди разные, принятие особенностей других людей помогает детям становиться толерантными, расширяет их взгляды на жизнь и помогает им не бояться непохожих на себя людей. В инклюзивной школе ребенок с инвалидностью помимо самого обучения приобретает жизненный опыт, адаптируется в коллективе, а также оценивает свою личностную ценность и возможности исходя из общения со сверстниками и успехов в учебе.

Работа с родителями.

В течение всего года осуществляется тесное сотрудничество с родителями: проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации администрацией школы, классными руководителями, учителями-предметниками, а так же специалистами МБОУ «Центр диагностики и консультирования» логопеда, психолога, дефектолога, социального педагога.

Организация безбарьерной среды.

В рамках развития инклюзивного образования в школе создается безбарьерная среда, которая позволяет детям с ограничениями в работе опорно-двигательного аппарата активно включаться в образовательный и воспитательный процесс.

В первую очередь были продуманы и учтены необходимые для этого условия. Вход в здание был оборудован специальными пандусами и поручнями, позволяющими колясочникам без проблем проникать внутрь.

Внутри помещение оборудовано поручнями по всей длине школьных коридоров и рекреаций, для обеспечения передвижения детей с ограниченными возможностями внутри здания. Переоборудованы также школьные туалеты и сами классы- сделан ремонт, поставлены пластиковые окна, приобретены специальные парты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оборудован и оснащен тренажерами и специальным оборудованием кабинет лечебной физической культуры. Теперь в зале ЛФК есть беговая дорожка, велотренажер, кардиотренажер, силовые тренажеры для развития мускулатуры рук и ног, гимнастические мячи, обручи и многое другое. Медицинский кабинет тоже изменился – он был перенесен с третьего этажа на первый , сделан ремонт и получено оборудование- шкафы, весы, ростометр, холодильник, кушетки, столы, термометры, тонометры, динамометры .

С целью улучшения освещения были установлены специальные лампы, которые позволяют снизить нагрузку на глаза и сохранить зрение.

Проблемы и перспективы развития.

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождалось определёнными трудностями. Кроме тех, что были описаны выше, а это подготовка персонала и подбор новых сотрудников, готовых работать в рамках данной программы, главной трудностью было – сломать настороженное, местами даже негативное отношение большинства участников данного процесса к совместному обучению.

Во-первых, это проявилось в отношении родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживали её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников, однако практика доказала обратное.

Однако главные участники проекта инклюзивного обучения – дети, - как ни странно, практически не заметили того, что в их классах появились новые ученики, отличающиеся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы данной программы не было отмечено ни одного сколько-нибудь существенного конфликта между детьми. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями в общую группу, тем успешнее нам удаётся изменять привычный стереотип о неполноценности инвалидов в нашем обществе.

Благодаря проведенной в школе просветительской работе с родительской общественностью силами администрации школы, классными руководителями и учителями – предметниками, психологами настороженное отношение к детям с ограниченными возможностями исчезло и родители стали видеть положительные моменты инклюзивного образования: по их мнению (было проведено анкетирование) их дети стали добрее, терпимее и ответственнее, проявляют взаимовыручку и чувство товарищества по отношению к окружающим.

Результаты:

Программа инклюзивного образования работает не так давно. Соответственно нам рано ещё делать глобальные выводы о том, насколько она успешна и оправдала ли возложенные на неё задачи. Вместе с тем, первые результаты достаточно обнадёживающие. Опыт средней общеобразовательной школы № 101 показывает, что данная система может быть вполне успешной при правильном подходе и соответствующем финансировании.

Мы видим, что существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим ученикам, соответственно и обратное отношение тоже как к равным.

Создающееся техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений включаться в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия.

Подготовка преподавательского состава позволяет таким детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры.

В школе созданы социально-психологические условия для полноценного развития каждого ученика. Это реализовано через: вариативную, разноуровневую подготовку учащихся с динамикой развития и прогнозирования успешности, оказание комплексной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в саморазвитии и самореализации ив процессе восприятия мира и адаптации в нем, создание коррекционно-развивающего процесса, обеспечивающего работу компенсации каждого ученика.

И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в этом мире, в нашем обществе, в нашей стране.

Критерии оценивания результатов:

Критериями оценивания результатов являются следующие:

  • 100% получают государственные документы установленного образца об уровне образования: аттестаты средней общеобразовательной школы по окончании 9-го и 11-го класса (подтверждается книгами выдачи аттестатов и Приказами);

  • 100% выпускников школы поступают в высшие и средне- специальные учебные заведения на очные и заочные формы обучения, где получают профессию (подтверждается справками с места учебы);

  • обучающиеся школы являются лауреатами, победителями и призерами на конкурсах разных уровней: международных, областных, городских и районных (подтверждается наличием дипломов и грамот);

  • уровень воспитанности обучающихся и уровень сформированности классных

коллективов находится на достаточно высоком уровне (подтверждается

результатами мониторинга уровня воспитанности обучающихся и уровня развития

коллектива и отношений участников воспитательного процесса )

  • 100% педагогов, задействованных в инклюзивном образовании имеют специальную подготовку (подтверждается наличием сертификатов и свидетельств о повышении квалификации);

  • 100% обучающихся и родителей удовлетворены организацией учебно-воспитательной работы в школе (подтверждается анкетированием обучающихся и родителей).