СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 3 «Г» класса на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 3 «Г» класса на 2022-2023 учебный год»

ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»







Рассмотрено

на заседании

методических

объединений учителей

ОКОУ «Курская школа»

Протокол № 1

от 29.08.2022 г.


Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКОУ

«Курская школа»

Протокол № 1

от 29.08.2022 г.


Утверждено решением

педагогического совета

ОКОУ «Курская школа»

Протокол № 1

от 29.08.2022г.

Введено в действие

приказом по школе

от 01.09.2022г.

№ 01-02-227/11


Директор____Сеин П.В











Рабочая программа

по коррекционно-развивающим занятиям

3 «Г» КЛАССА

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД






Ответственный за реализацию программы:

учитель начальных классов Щурова И.Н






Курск, 2022

Рабочая программа коррекционного курса

Пояснительная запеиска

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

(1 ч. в неделю)

Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития обучающихся.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов осуществляется в 3 классе в течение всего года.

Цели:

  1. Развитие мышления;

  2. Развитие воображения;

  3. Развитие ориентировки на плоскости;

  4. Развитие ориентировки в пространстве;

  5. Коррекция восприятия формы и цвета;

  6. Развитие слуховой и зрительной памяти;

  7. Развитие речевого общения;

  8. Развитие мелкой моторики;

Задачи:

  1. Выявить особенности всех психических процессов у учащихся;

  2. Развивать психические процессы учащихся;

  3. Прививать интерес к обучению;

  4. Выявить особенности общего и речевого развития каждого ребёнка.

В основу формирования рабочей программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями положены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков развития и построена с учётом своеобразия их психических процессов.

Совершенствование всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного, является необходимой для развития познавательной деятельности, чтобы познакомится с предметом практически (потрогать руками, сжать, погладить, показать). Разные виды деятельности это возможность для обогащения словарного запаса детей. Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчёт по окончании.

Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира; в восприятии его, осмыслении, запоминании.

Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь.

-развитие внимания:

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нарушения внимания наблюдаются чаще и выражены грубее. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. У этих детей труднее привлекается внимание, невозможной оказывается его длительная активная концентрация.

Одним из условий, облегчающим ребёнку процесс познания, учения, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания. Внимание может проявляться внутри любого психического процесса: при восприятии чего-либо; в ходе мыслительных операций; при речевом общении.

-процессы ощущения и восприятия:

  1. Узнавание предметов;

  2. Вычленение в предмете его части, определение величины, формы, цвета

Для совершенствования восприятия полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения. В процессе этой деятельности происходит освоение пропорций, расположения на условном пространстве заданных конструкций. Всё это способствует развитию представления, воображения, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

-развитие мышления и речи:

Учить учащихся планировать свою работу, обдумывать своё решение, осуществлять самоконтроль;

Побуждение учащихся к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения;

Выполнение заданий, при решении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление.

Выполнение упражнений, в основе которых лежит умение представить себе объекты и их преобразования. Эти задания формируют наглядно-образное мышление.

-развитие памяти:

Память детей с ограниченными возможностями здоровья можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы.

Одно из важных условий овладения способами логического запоминания – определённый уровень развития мыслительных операций.

На уроках развития психомоторики и сенсорных процессов предполагается использование таких видов наглядности как натуральные предметы, предметные картинки, игры.

Планируемые результаты на конец 2020-2021 учебного года.

  • слушать и понимать собеседника;

  • выполнять неложные функции;

  • выполнять несложные задания по развитию внимания, памяти, мышления, воображения;

  • уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости;

  • отвечать на вопрос простой фразой.

  • называть основные цвета, форму и размер предметов (большой, маленький);

  • узнавать, называть геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);

  • закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; называть изображаемые на уроке предметы, действия, объекты.

Учебно–тематическое планирование уроков развития психомоторики и сенсорных процессов 1ч/ нед.

п/п

Разделы и темы

1.

Развитие мышления

2.

Развитие воображения

3.

Развитие ориентировки на плоскости

4.

Развитие ориентировки в пространстве

5.

Коррекция восприятия формы

6.

Коррекция восприятия цвета

7.

Развитие слуховой памяти

8.

Развитие зрительной памяти

9.

Развитие речевого общения -

10.

Развитие мелкой моторики


Итого 65 ч.





























Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

I четверть

1.

Коррекция мелкой моторики.

05.09

2.

Упражнения на развитие мелкой моторики (работа с трафаретами).

12.09

3.

Развитие временных представлений.

19.09

4.

Коррекция представлений об окружающем мире.

26.09

5.

Развитие слухового восприятия.

03.10

6.

Коррекция зрительного восприятия.

10.10

7.

Коррекция тактильного восприятия.

17.10





II четверть

1.

Развитие воображения. Игpa «Придумай, нарисуй».

07.11

2.

Коррекция и развитие продуктивности и устойчивости внимания.

14.11

3.

Коррекция переключения и распределения внимания.

21.11

4.

Игры и упражнения на увеличение объема внимания.

28.11

5.

Развитие слуховой памяти.

05.12

6.

Развитие зрительной памяти.

12.12

7.

Коррекция процессов запоминания.

19.12





III четверть

1.

Коррекция зрительной памяти.

09.01

2.

Коррекция слуховой памяти.

16.01

3.

Коррекция тактильной памяти.

23.01

4.

Коррекция механической памяти.

30.01

5.

Развитие логического запоминания.

06.02

6.

Ориентировка на плоскости. Составление узоров.

13.02

7.

Коррекция цветовое приятия и цветоразличения.

20.02

8.

Коррекция восприятия цвета, нормы, величины предмета.

27.02

9.

Коррекция восприятия целостности предмета.

06.03

10.

Развитие восприятия времени.

13.03

11.

Развитие зрительного восприятия.

20.03








IV четверть

1.

Игры и упражнения на увеличение объема кратковременной зрительной памяти.

10.04

2.

Упражнения на увеличение объема кратковременной слуховой памяти.

17.04

3

Развитие произвольного и непроизвольного запоминания.

24.04

4.

Коррекция процесса воспроизведения информации.

15.05

5.

Коррекция процесса воображения.

22.05

6.

Коррекция операций мышления, памяти.

29.05


Итого 31 ч