Коррекция познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ
на уроках английского языка в начальной школе
Упражнение, друзья, дает больше,
чем хорошее природное дарование
Протагор
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление и совершенствование педагогической системы коррекционно – развивающего обучения детей, испытывающих проблемы в освоении учебных программ, адаптации к школе и социальному окружению. С каждым годом возрастает количество обучающихся, имеющих проблемы и отклонения в психическом развитии. Категория обучающихся, в заключениях ПМПК которых обозначена ЗПР, является одной из самых многочисленных среди детей с ОВЗ. Следует заметить, что к задержке психического развития у младшего школьника могут привести самые различные факторы и причины - это и органические повреждения ЦНС, и влияние различных физиологических факторов, семейное или социальное неблагополучие, экологическая обстановка, анамнез беременности и родов мамы ребенка и т.д. У детей с задержкой психического развития на фоне первично – сохранной познавательной деятельности отмечается недоразвитие наиболее сложных форм мышления, обусловленное повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать и сосредоточиться на предложенном задании, повышенной утомляемостью, тревожностью, инфантилизмом.
Перед педагогами школы сегодня встала проблема педагогического сопровождения таких обучающихся. Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка с ОВЗ в процессе его общего образования, подготовка его к жизни и труду (социализация). Иностранный язык является одним из наиболее сложных предметов для усвоения детьми имеющими ЗПР. Однако при всей своей сложности, иностранный язык обладает неисчерпаемым потенциалом для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся младшей школы.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, содействует их общему речевому развитию, что является актуальным при работе с детьми младшего школьного возраста. В процессе изучения иностранного языка реализуются следующие задачи: учёт индивидуальных речевых возможностей детей, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, приобщение детей к новому социальному опыту, воспитание дружелюбного отношения представителям других стран, формирование не только речевых, интеллектуальных и познавательных способностей детей, но и общеучебных умений.
С тех пор как передо мной встал вопрос обучения иностранному языку детей с ОВЗ, стало очевидным, что достижение каких либо предметных результатов невозможно без работы над коррекцией внимания, мышления и памяти таких обучающихся. Обучение детей с ЗПР требует тщательной подготовки учителя к каждому уроку, знания психологических и познавательных особенностей каждого обучающегося в отдельности, специфику взаимодействия детей внутри классного коллектива, особенности семей в которых воспитываются обучающиеся. Естественно диагностика и оказание педагогической помощи в коррекции познавательной сферы не возможно без дополнительных знаний в области психологии и дефектологии. Заинтересовавшись данной проблемой, мною было принято решение изучить ее более глубоко, для этого я прошла переподготовку в МИСАО ГАПС по специальности «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС».
Психологические и педагогические факторы так переплетены и взаимосвязаны в процессе обучения, что разделить их можно только весьма условно. На уроках английского языка я использую коррекционные упражнения, которые развивают память, мышление, внимание, способствуют снятию эмоционального напряжения, создают ситуацию успеха у обучающихся. Коррекционные задания способствуют усвоению материала образовательной программы. Несомненно, следует помнить, что ведущей деятельностью младшего школьника все еще является игра. Большинство упражнений представлены как игровые. Однако считаю, что у обучающихся следует формировать осознанность, умение ставить цели, видеть проблему и пути ее решения. Урок, построенный по принципам ФГОС, прекрасно соотносится с различными видами коррекционно – развивающих упражнений, которые в свою очередь не так сложно адаптировать даже к начальному этапу обучения иностранному языку.
Выполнение таких упражнений способствует решению следующих задач:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности школьников, имеющих трудности в обучении
Развитие основных мыслительных операций
Снятие эмоционального напряжения
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
В работе на уроках английского языка, могут быть использованы следующие виды коррекционных упражнений:
Упражнения, направленные на концентрацию, переключение, увеличение объема и распределение внимания в различных видах познавательных процессов при выполнении заданий.
Упражнения, направленные на сравнение различных понятий, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание, наблюдательность, мышление.
Упражнения, направленные на формирование осознанности и управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах.
Учитывая психофизиологические особенности детей с ЗПР на уроках придерживаюсь следующих методических принципов:
Обеспечение подвижной деятельности детей.
Частая смена деятельности.
Погружение в языковую среду.
Опора на зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное аудирование и повторение материала, распределение его на части, рациональный объем информации, эмоциональное богатство передаваемого материала.
Использование проблемных заданий. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций.
Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания.
Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения.
Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Опора на игру. Целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса, эмоций, удивления, важна также новизна и формирование оптимистического настроения.
Таким образом, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, урок английского языка может стать великолепным развивающим, коррекционным инструментом в классах, где обучаются дети с ЗПР. Изучение лексики, фонетического и грамматического строя другого языка предполагает стимулирование определенных мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения и др. При осознанном подходе учителя к языковому и коррекционно – развивающему материалу, который он применяет, использовании вышеперечисленных методических принципов, современных педагогических и здоровьесберегающих технологий, обучающиеся с ЗПР на уроках английского языка смогут приобрести не только элементарную иноязычную коммуникативную компетенцию, достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения, но и скорректировать имеющиеся проблемы познавательной деятельности, что несомненно положительно скажется на дальнейшем обучении.