Коррекция речевого дыхания
у детей младшего школьного возраста.
Речевое дыха ни е
это умение производить короткий
вдох и продолжительный плавный выдох необходимые для того чтобы иметь возможность говорить фразами
в процессе речевого высказывания.
Речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной
выразительности.
Дыхательная гимнастика
-улучшает носовое дыхание;
-ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей;
-улучшает состояние сердечно-сосудистой системы;
-улучшает зрение, память;
-ликвидирует различные неврозы;
-улучшает работу органов пищеварения;
-укрепляет сосуды на ногах;
-улучшает звучание голоса .
Развитие длительного плавного ротового выдоха
Активизация губных мышц
Развитие сильного плавного направленного выдоха
Развитие длительного непрерывного ротового выдоха
Задачи
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Разнофактурный объемный и плоскостной материал для развития речевого дыхания
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
«Буря в стакане»
Дошкольники дуют в трубочку помещенную в стакан с водой или с любым другим наполнителем, с помощью воздушной струи имитируют бурю.
«Задуй упрямую свечу»
По сигналу «тихий ветерок» дети выдыхают
так что бы пламя отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветерок» дети задувают свечу на одном выдохе.
Чей пароход гудит лучше?
Детям предлагается
подуть в чистый пузырек,
послушать, как гудит
пароход.
Чтобы пузырек загудел,
нижняя губу должна касаться
края горлышка.
«Греем руки»
вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. Произносить х-х-х.
«Сильный ветерок»
Цель: развитие длительного
плавного, выдоха.
Дошкольникам необходимо дуть на вертушку так, что она крутилась. При этом в зависимости от цели можно произносить звук «С», «Ш» или язык в форме «чашечки»,
воздушная струя сильная, плавная .
Забей мяч в ворота
Дошкольнику предлагается
забить мяч в ворота с помощью
сильной воздушной струи.
«Покатай карандаш» вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш . Язык в форме
«Чашечка».
Чья рыбка быстрее плавает?
Цель: развитие длительного
плавного, выдоха.
Дошкольникам необходимо дуть
на рыбку в пруду так, что бы она
передвигалась, плыла.
Язык должен быть в форме «чашечки»,
воздушная струя сильная, плавная .
Кто из животных быстрее передвигается?
Цель: развитие длительного
плавного, выдоха.
Дошкольникам необходимо дуть на фигурку животного так, что она передвигалась в сторону леса. Язык должен быть в форме «чашечки»,
воздушная струя сильная, плавная.
Снегопад
Детям предлагается подуть
на снежинку и сдуть ее с помощью
длительной воздушной струи, а так же
определенного положения языка.
Важно, в итоге поймать снежинку в
ладошки.
«Паровоз»
ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения ..
«Пастушок» - подуть в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз ).
«Аист»
стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение
на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Маятник»
сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза ).
«Охота »
закрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т.д.)
«Шарик »
представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
«Каша»
вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
« Трубач»
поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд).
«Жук »
Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
Шину прокололи
сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
Плывёт, плывёт кораблик на запад, на восток.
Канаты – паутинки, а парус – лепесток.
Небо хмурится с утра, надо солнышку помочь,
Ветерочком стану я, уходите тучи прочь.
Удивлялась весенняя муха, от шлепка, улетая спеша «У меня ведь зеленое брюхо и добрейшая в мире душа».
Села птичка на окошко посиди еще немножко.
Посиди не улетай улетела «ай»!
Мне купили шар воздушный ярко – красные бока
Озорной и непослушный так и рвётся в облака!
В море плавают дельфины, среди волн мелькают спины.
Только что они здесь были, поиграли и уплыли.
Бабочка – красавица в разноцветном платьице
По цветам порхает, нектарчик собирает.
Успокой куклу
Цель: развитие тембра
голоса, речевого дыхания
Укачиваем куклу
напевая на звуке «А»
мотив знакомой
мелодии .
Вьюга
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.
По сигналу: «Вьюга начи-
нается» дети тихо,
громко произносят звук
«У-у-у».
Услышав сигнал «вьюга
кончается» говорят тише и замолкают.
А – А – А – А – А
А-О-У-Ы
Литература:
- Н.М. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
- Н.В Новотворцева «Речевая гимнастика для дошкольников».
- Л.П. Воронина «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»