СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция речевых нарушений с помощью нетрадиционных методов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция речевых нарушений с помощью нетрадиционных методов

 

В связи с большим количеством детей с нарушениями речи, в логопедии все чаще наряду с традиционными методами, используются нетрадиционные. Они способствуют максимальному успеху и относятся к разряду результативных средств коррекции речи.

 

Нетрадиционных методов коррекции существует большое количество. Мы рассмотрим некоторые из них: ароматерапия, Су-Джок, пескотерапия, сказкотерапия и куклотерапия.

 

Ароматерапия – влияние на организм эфирными маслами.

Возможности:

  • нормализация тонуса мышц;

  • повышение работоспособности, настроя, веры в себя.

 

В период воздействия необходимо опираться на принципы ароматерапии:

- периодически изменять состав композиции, так как при привыкании к запаху, наблюдается снижение его эффективности;

- тщательно изучать инструкции к маслам и учитывать индивидуальные особенности воспитанников.

 

Возможности влияния некоторых эфирных масел:

  • Масла герани и лаванды снижают стресс и состояние тревожности.

  • Масло мяты улучшает настроение.

  • Масло ромашки – успокаивает, облегчает запоминание.

  • Масло розмарина - улучшает память.

  • Масло эвкалипта – восстанавливает психоэмоциональное равновесие.

  • Масло апельсина – тонизирует, улучшает работоспособность.

  • Масло кедра – снижает раздражительность, неуверенность, приводит в порядок мысли.

 

 

Су-Джок терапия.

Возможности:

  • нормализация мышечного напряжения;

  • стимулирование речевых областей в коре головного мозга.

 

Су-Джок терапия несложная, безопасная и обладает результативностью. Известно, что речевые области коры головного мозга активизируются под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук. В связи с этим Су-Джок имеет положительное влияние на речь ребенка.

В логопедии применяются Су-Джок массажеры в форме ярких колючих шариков, внутри которых находятся массажные металлические колечки. Упражнения с ними сочетаются с упражнениями по исправлению речи. Массажным шариком хорошо воздействовать на зоны на ладошках, а колечками массировать пальчики.

 

Пескотерапия.

Возможности:

  • уточнение тактильной чувствительности и совершенствование мелкой моторики;

  • снятие мышечного тонуса;

  • улучшение эмоционального фона;

  • развитие способности находить варианты решения поставленных задач;

  • развитие творчества дошкольника,

  • совершенствование ориентировки в пространстве;

  • увеличение активного и пассивного словарного запаса;

  • развитие лексики, грамматики и связной речи;

  • помощь в овладении грамотой, освоении навыков чтения и письма.

 

В игре с песком неизбежно участвуют и левая, и правая руки, значит, работают одновременно два полушария, что очень благоприятно в коррекции речевых нарушений.

Погружение рук в песковую массу освобождает дошкольника от мышечного напряжения и способствует уточнению мелкой моторики, отвлекает от фиксации на собственной речи.

 

Применение песочницы в коррекционных занятиях приносит больше пользы, чем традиционная форма занятий.

1. Дети любят работать самостоятельно, проводить эксперименты, узнавая с их помощью что-то новое.

2. В песке совершенствуется тактильная чувствительность, развиваются психические функции

3. Улучшается предметно-игровая деятельность, служащая подспорьем для сюжетно-ролевых игр и коммуникации дошкольников.

 

Сказкотерапия

Способствует развитию речи и психических процессов.

Логопедические сказки бывают:

  • Пальчиковые (уточнение мелкой моторики, графических навыков);

  • Фонетические (закрепление поставленного звука, его автоматизация, дифференциация);

  • Артикуляционные (работа над речевым дыханием, артикуляционной моторикой);

  • Пальчиковые (работа над мелкой моторикой, графическими навыками)

  • Лексико-грамматические (формирование лексико-грамматического строя речи);

  • Сказки для развития связной речи;

  • Сказки о звуках и буквах, способствующие обучению грамоте.

 

Куклотерапия

Куклотерапия – отличное средство для исправления речевых нарушений.

В логопедической практике используются различные куклы:

1. Перчаточные.

2. Куклы настольного театра.

3. Марионетки.

4. Варежковые.

 

Возможности куклотерапии:

  • развитие самодисциплины;

  • развитие коммуникации;

  • улучшение эмоциональной сферы;

  • развитие просодической стороны речи;

  • уточнение общей и мелкой моторики;

  • развитие ориентировки в пространстве;

  • улучшение самооценки и вера в себя;

  • развитие творчества.

 

Таким образом, перечисленные методы позволяют разнообразить коррекционную работу, повысить ее качество, развивать творческие способности.

Список литературы:

 

  1. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе / Е.С. Бабина // Логопед. - 2008. - № 1.

  2. Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак. – Су Джок Академия, 2009 – 208 с.

  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

  4. Танетова Е. В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста // Логопед. - 2008. - № 6.

  5. Фаустова И. В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками // Логопед в дет. саду. - 2008. - № 9/10.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция речевых нарушений с помощью нетрадиционных методов»

Коррекция речевых нарушений с помощью нетрадиционных методов



В связи с большим количеством детей с нарушениями речи, в логопедии все чаще наряду с традиционными методами, используются нетрадиционные. Они способствуют максимальному успеху и относятся к разряду результативных средств коррекции речи.



Нетрадиционных методов коррекции существует большое количество. Мы рассмотрим некоторые из них: ароматерапия, Су-Джок, пескотерапия, сказкотерапия и куклотерапия.



Ароматерапия – влияние на организм эфирными маслами.

Возможности:

  • нормализация тонуса мышц;

  • повышение работоспособности, настроя, веры в себя.



В период воздействия необходимо опираться на принципы ароматерапии:

- периодически изменять состав композиции, так как при привыкании к запаху, наблюдается снижение его эффективности;

- тщательно изучать инструкции к маслам и учитывать индивидуальные особенности воспитанников.



Возможности влияния некоторых эфирных масел:

  • Масла герани и лаванды снижают стресс и состояние тревожности.

  • Масло мяты улучшает настроение.

  • Масло ромашки – успокаивает, облегчает запоминание.

  • Масло розмарина - улучшает память.

  • Масло эвкалипта – восстанавливает психоэмоциональное равновесие.

  • Масло апельсина – тонизирует, улучшает работоспособность.

  • Масло кедра – снижает раздражительность, неуверенность, приводит в порядок мысли.





Су-Джок терапия.

Возможности:

  • нормализация мышечного напряжения;

  • стимулирование речевых областей в коре головного мозга.



Су-Джок терапия несложная, безопасная и обладает результативностью. Известно, что речевые области коры головного мозга активизируются под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук. В связи с этим Су-Джок имеет положительное влияние на речь ребенка.

В логопедии применяются Су-Джок массажеры в форме ярких колючих шариков, внутри которых находятся массажные металлические колечки. Упражнения с ними сочетаются с упражнениями по исправлению речи. Массажным шариком хорошо воздействовать на зоны на ладошках, а колечками массировать пальчики.



Пескотерапия.

Возможности:

  • уточнение тактильной чувствительности и совершенствование мелкой моторики;

  • снятие мышечного тонуса;

  • улучшение эмоционального фона;

  • развитие способности находить варианты решения поставленных задач;

  • развитие творчества дошкольника,

  • совершенствование ориентировки в пространстве;

  • увеличение активного и пассивного словарного запаса;

  • развитие лексики, грамматики и связной речи;

  • помощь в овладении грамотой, освоении навыков чтения и письма.



В игре с песком неизбежно участвуют и левая, и правая руки, значит, работают одновременно два полушария, что очень благоприятно в коррекции речевых нарушений.

Погружение рук в песковую массу освобождает дошкольника от мышечного напряжения и способствует уточнению мелкой моторики, отвлекает от фиксации на собственной речи.



Применение песочницы в коррекционных занятиях приносит больше пользы, чем традиционная форма занятий.

1. Дети любят работать самостоятельно, проводить эксперименты, узнавая с их помощью что-то новое.

2. В песке совершенствуется тактильная чувствительность, развиваются психические функции

3. Улучшается предметно-игровая деятельность, служащая подспорьем для сюжетно-ролевых игр и коммуникации дошкольников.



Сказкотерапия

Способствует развитию речи и психических процессов.

Логопедические сказки бывают:

  • Пальчиковые (уточнение мелкой моторики, графических навыков);

  • Фонетические (закрепление поставленного звука, его автоматизация, дифференциация);

  • Артикуляционные (работа над речевым дыханием, артикуляционной моторикой);

  • Пальчиковые (работа над мелкой моторикой, графическими навыками)

  • Лексико-грамматические (формирование лексико-грамматического строя речи);

  • Сказки для развития связной речи;

  • Сказки о звуках и буквах, способствующие обучению грамоте.



Куклотерапия

Куклотерапия – отличное средство для исправления речевых нарушений.

В логопедической практике используются различные куклы:

1. Перчаточные.

2. Куклы настольного театра.

3. Марионетки.

4. Варежковые.



Возможности куклотерапии:

  • развитие самодисциплины;

  • развитие коммуникации;

  • улучшение эмоциональной сферы;

  • развитие просодической стороны речи;

  • уточнение общей и мелкой моторики;

  • развитие ориентировки в пространстве;

  • улучшение самооценки и вера в себя;

  • развитие творчества.



Таким образом, перечисленные методы позволяют разнообразить коррекционную работу, повысить ее качество, развивать творческие способности.

Список литературы:



  1. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе / Е.С. Бабина // Логопед. - 2008. - № 1.

  2. Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак. – Су Джок Академия, 2009 – 208 с.

  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

  4. Танетова Е. В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста // Логопед. - 2008. - № 6.

  5. Фаустова И. В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками // Логопед в дет. саду. - 2008. - № 9/10.