Коррекционная работа с обучающимися с целью повышения качества образования по русскому языку
МБОУ «Первомайская СОШ»
учителя начальных классов
В.В. Савченко
Ю.А. Таричко
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.
Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим отставанием.
Причины неуспеваемости
Внешние причины
Внутренние причины
социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.
дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей.
несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
низкое развитие интеллекта
отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т. д.
отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию
слабое развитие волевой сферы у учащихся
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп
1 группа
2 группа
3 группа
Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.
5
Цель:
ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике.
Задачи:
- создать условия для успешного индивидуального развития ребенка;
- создать ситуации успеха;
- вовлечь учащихся в совместный поиск форм работы;
- создать максимально благожелательные отношения учителя и учащихся к слабому ученику.
5
Коррекционная работа предполагает совместную деятельность самых разных специалистов
логопед
психолог
другие специалисты
Коррекционная работа
педагог
физиолог
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по предмету русский язык
Мероприятия
Срок
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения (формирование списка).
Сентябрь
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы с самим ребенком
Сентябрь
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть
Использование диагностических методик
Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости
4. Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей предметников.
В течение учебного года , по необходимости
Установление причин неуспеваемости учащихся
Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении
(авторы: А.Ф.Ануфриев, доктор психологических наук, С.Н. Костромина, кандидат психологических наук)
Феноменология трудностей
Возможные психологические причины
1. В письменных работах пропускает буквы (19,9%)
1. Низкий уровень развития фонематического слуха
Психодиагностические методики
2. Слабая концентрация внимания
1. Тест различения и выбора фонем
Рекомендации
1. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа
3. Несформированность приемов самоконтроля
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
4. Индивидуально-типологические особенности личности
2. Упражнения 13, 14, 15, 16
3. Методика "Узор"
3. Упражнения 62, 63, 64, 65
5. Другие психологические причины
4. Методика Рене Жиля
4. Коррекция межличностных отношений
Н.П. Локалова «Как помочь слабоуспевающему школьнику»
План индивидуальной коррекционной работы
1. Индивидуальные дополнительные занятия. Раз в неделю (при необходимости чаще)
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей», Н.П. Локалова «Как помочь слабоуспевающему школьнику»
2. В урочное время
3. Дифференцированные домашние задания
1. Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку».
К арточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
2. Вахрушева Т. В., Попова Е.В. «300 упражнений по русскому языку».
Деформированные задания.
3. Нефёдова Е. А., Узорова О. В.
Тетради – тренажёры.
«350 правил и упражнений по русскому языку».
Перфокарты.
4. Узорова.О. В., Нефёдова Е. А.
Дифференцированный контроль.
«Справочное пособие по русскому языку».
5. Ушакова О. Д. «Проверялочка».
6. Шукейло В. А. «Сборник проверочных и контрольных работ».
Сводная таблица трудностей
Трудность
Возможная причина
В письменных работах пропускает буквы
Диагностические методики
Недостаточность звукобуквенного анализа
Выполнили задание 22 по выявлению недостатков звукового анализа (ребенок справился самостоятельно - проблема исключена)
Неустойчивость внимания
Задание 5 «Найди слово» (зрительный анализ букв, выделение их в слове) (при выполнении задания допускал много ошибок)
Сниженная работоспособность
Наблюдение за ребенком показало, что снижение работоспособности, в течение учебного времени не наблюдалось
Трудность
Возможная причина
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных
Диагностические методики
Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа
Выполнили задание 20 по выявлению недостатков фонематического анализа, задание 21 «Конфликтные картинки», задание 97, 98 фонематический анализ слова (ребенок справился самостоятельно - проблема исключена)
Неразвито умение дифференцировать слухоречедвигательные мышечные ощущения разной степени напряжения
Задание 97, 98 фонематический анализ слова (ребенок справился самостоятельно - проблема исключена)
Не усвоены правила правописания
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Индивидуальные дополнительные занятия
Работа на уроке
Упражнение № 13. "Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания"
Нефёдова Е. А., Узорова О. В. «300 заданий и упражнений по русскому языку» с.87-100
Упражнение № 14. "Усиление концентрации слухового внимания"
Домашняя работа
Задания с выбором ответа.
Нефёдова Е. А.,
Упражнение № 15.
Справочник-тренажер по русскому языку для 2 классов
Школьникам предлагается без ошибок переписать определенные строчки
Узорова О. В.
Для коррекции внимания – в физминутки включила дыхательные упражнения и самомассаж, «Стоп-упражнения»
Упражнение № 16.
Узорова.О. В.,
Для коррекции внимания задание «Спрятанные слова», «Спрятанный предмет»
«350 правил и упражнений по русскому языку».
Итоговый контроль Карточки для индивидуальной работы
Нефёдова Е. А. «Справочное пособие по русскому языку».
Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку».
рассмотреть предлагаемые предметы, затем подробно описать каждый
С. 12, 13 Карточки для индивидуальной работы.
С. 59 задание 125 -127, 129 и т.д.
"Усиление концентрации слухового внимания"
Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл его заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.
Например, учитель сообщает:
"Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: "Пишите!"
Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.
Приведем некоторые из них:
2 класс — "Даны. два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)
"Даны. два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)
Приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причем получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
з) ЛАЙОНОСАНДЕРА
и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГР АФУНИТАРЕ
м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН
н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМ СТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН
о) ОСТИМАРЕ
Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в играх-соревнованиях
Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной-двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.). Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту игру можно проводить с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д. Еще один вариант — предложив рассмотреть несколько предметов затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить. Таким образом подобное упражнение открывает широкое поле для творческого воображения учителя.
Индивидуальные дополнительные занятия
Работа на уроке
Упражнение № 13. "Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания"
Нефёдова Е. А., Узорова О. В. «300 заданий и упражнений по русскому языку» с.87-100
Упражнение № 14. "Усиление концентрации слухового внимания"
Домашняя работа
Задания с выбором ответа.
Нефёдова Е. А.,
Упражнение № 15.
Справочник-тренажер по русскому языку для 2 классов
Школьникам предлагается без ошибок переписать определенные строчки
Узорова О. В.
Для коррекции внимания – в физминутки включила дыхательные упражнения и самомассаж, «Стоп-упражнения»
Упражнение № 16.
Узорова.О. В.,
Для коррекции внимания задание «Спрятанные слова», «Спрятанный предмет»
«350 правил и упражнений по русскому языку».
Итоговый контроль Карточки для индивидуальной работы
Нефёдова Е. А. «Справочное пособие по русскому языку».
Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку».
рассмотреть предлагаемые предметы, затем подробно описать каждый
С. 12, 13 Карточки для индивидуальной работы.
С. 59 задание 125 -127, 129 и т.д.
Ь - показатель мягкости в конце слова
1. Вставь нужные по смыслу слова.
Юра________сливу. В лесу растёт _________ . (ель, ел)
У Юли___________. Тётя, _____________ рыбу! (жарь, жар)
2. Вставь, где нужно Ь. Обозначь орфограмму.
Маз_, стол_, кисел_, рис_, рыс_, куст_, осен_, хлеб_, голуб_, учител_, лос_.
3. Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Много - один. Много - один Много - один
Звери - ___________. Медведи - _____________. Кони - _________.
дожди - ___________. Площади - ____________ . Дни - __________.
Рыси - ____________. Тетради - _____________. Лоси - _________.
гвозди - ___________. Журавли - _____________. Олени - ________.
Ь – показатель мягкости согласных в середине слова
1. Измени слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.
Пузырёк - ____________, уголёк - ___________, хорёк - _________,
Пенёк - ____________, зверёк - ____________, денёк - __________,
2. Допиши подходящие по смыслу слова с Ь в середине слова.
Жаркие__________, маленький___________, указательный_________.
3. Вставь, где надо, Ь.
Доржен_ки, бол_шая, бул_ка, корол_ки, пес_ня, крол_чата, Олен_ка, фиал_ка, сел_ское, дал_ний, Кос_тя, пал_цы, рыбал_ка, суд_ба, вешал_ка.
Спрятанные слова
Задание построено по принципу корректурной пробы и состоит из нескольких строчек букв, среди которых находятся слова, словосочетания или предложения (в самом трудном варианте). Задача ребенка – найти все «спрятанные слова».
лгорнмккерогсолнцетравсталоедщутпрагставдлфкит
ютщлцухтропатлагруэждзунгкругздкеуюбптицаэхъш
Спрятанные предметы
Ребенку предлагается найти определенные предметы, которые спрятал на рисунке художник
Найди отличия
Итоговый тест
Правила работы со слабыми учащимися, разработанные психологами:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
Правила работы со слабыми учащимися, разработанные психологами:
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Список литературы
1. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина — М.: Издательство "Ось-89", 1997, Онлайн Библиотека http://www.koob.ru
2. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике. 5-е изд., стер. –М.: «Ось-89», 2011
3. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников / Авт.сост. М.Е Баулина – М.: АРКТИ, 2009
3. 350 правил и упражнений по русскому языку : 1–5 й классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — Москва: АСТ: Астрель, 2013
4. Справочнюе пособие по русскому языку : 1-2-й кл. (1-4); 1-й кл. (1-3) / О. В. Узорова, Е. Л. Нефедова. — М.: АСТ: Астрель, 2006
5. Справочнюе пособие по русскому языку : 3-й кл. / О. В. Узорова, Е. Л. Нефедова. — М.: АСТ: Астрель, 2015
6. Русский язык: 1-4 кл: сборник проверочных и контрольных работ / В.А.Шукейло. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Вентана – Граф, 2015
7. Русский язык. Серия «Проверялочка» 1-4 кл. / О.Д. Ушакова. – Санкт-Петербург: «Издательский Дом «Литера», 2015
8. Справочник тренажёр по русскому языку. 1-2 кл./ Арасланова Г. А. http:// pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/spravochnik-trenazher-po-russkomu-1-2-kl-
9. Справочник тренажёр по русскому языку. 3-4 кл./ Арасланова Г. А. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/08/03/spravochnik-trenazhyor-po-russkomu