СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческий классный час

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческий классный час можно провести в преддверии праздников Дня железнодорожника или Дня Победы.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий классный час»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с. Хушенга Хилокского района Забайкальского края









Конкурс «Мой лучший урок»

Номинация: дополнительное образование











Выполнил: учитель истории

Боровская А.В.

























с. Хушенга,2017г

Классный час разработан по собранному материалу учащимися возрастом 11- 12 лет. Сбор материала производился по программе внеурочной деятельности «Я – исследователь» по предмету – История.

Тема «Паровозное депо г. Хилок в годы Великой Отечественной войны»















































































Классный час «Паровозное депо г. Хилок в годы Великой Отечественной войны»



В качестве практической части нами разработан тематический классный час. Классный час можно проводить в преддверии праздников «День Победы» и «День железнодорожника».

Актуальность: День Победы – это праздник, который касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частичкой истории. К сожалению, с каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше, но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. Задумав создание тематического классного часа о Великой Отечественной войне, мы старались, чтобы учащиеся, их родители, наши гости глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат и тружеников тыла, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.

Место проведения: МБОУ СОШ №17 с. Хушенга, кабинет истории.

Продолжительность проведения: 1,5 часа

Цель тематического классного часа:

Показать деятельность паровозного депо г.Хилок в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

- способствовать воспитанию российской идентичности, патриотизма; формированию у учащихся чувства сопричастности к истории;

- воспитывать чувство гордости за свою страну;

-вызвать интерес к прошлому и настоящему своей Родины.

Краткая характеристика формы и содержания:

Проведение тематического классного часа важно, так как одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодёжи. Поэтому очень важно у учащихся воспитание ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвящённых празднованию памятных дат. Настроить учащихся на то, что нужно будет выполнить свой гражданский долг, отдать долг памяти защитникам Отечества.

В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в достижение победы над врагом внесли работники железных дорог. Война показала решающее значение железнодорожного транспорта как главного связующего звена между фронтом и тылом. Подрастающее поколение должно ценить и помнить, что для народа сделало поколение освободителей, в частности, работники Хилокского паровозного депо.

Тематический классный час ориентирован на учащихся 9-го класса. В качестве приглашённых учащиеся 10-11 классов, их классные руководители, родители учащихся 9-го класса, зам. директора по воспитательной работе.

Занятие требует предварительной подготовки учащихся. Ученикам предлагается заранее подготовить сообщения о городе Хилок в момент начала войны, о жизни железнодорожников паровозного депо, найти фотографии, стихи, списки работников, подготовить рассказ о своих родственниках, работавших в депо в годы войны; подготовить таблички для проведения «Бессмертного полка», составить презентацию, подобрать музыку, подготовить сценарий тематического классного часа, подготовить нужную литературу и наглядные материалы.

Этапы подготовки и проведения тематического классного часа

Подготовка рассказа о деятельности паровозного депо г. Хилок в годы войны, фотографий работников депо, руководящего состава, передовиков, ветеранов.

Использоваться будет библиотечная литература, музейные материалы, интернет источники и др. Оформление класса согласно темы – стихи о войне, фотографии и списки работников депо, флажки и т.д.

Цель поставим на тематический классный час – сформировать представление о деятельности паровозного депо г. Хилок в годы войны; побуждать своим выступлением учащихся к добрым делам, к изучению истории своей малой Родины.

Планирование тематического классного часа совместно с учащимися. Им выдаётся заранее задание: подготовить рассказ о своих родственниках и знакомых, работавших в депо в годы войны, посмотреть книги, посвященные участникам Великой Отечественной войны, паровозному депо г. Хилок, истории города. Дополнить своё выступление с наглядными материалами (фотографиями). Подготовить к просмотру фрагмент фильма «Поезда, выигравшие войну».

Организация и подготовка тематического классного часа. Учитель истории с учащимися готовит презентацию для сопровождения классного часа, песню «День победы», сценарий. Первый учащийся готовит сообщение о городе Хилок в момент начала войны по книгам В.Ф. Петрова. Второй учащийся с библиотекарем готовит сообщение о прославившейся работнице депо в годы войны. Третий учащийся готовит рассказ о вкладе жителей г. Хилок в Великую победу по книгам В.Ф. Петрова. Четвёртый и пятый учащиеся готовят сообщения о работе депо по книгам В.З. Часнык. Шестой и седьмой учащиеся готовят рассказ о передовых методах работы депо по материалам В.З. Часнык. Восьмой и девятый учащиеся готовят таблички с фото ветеранов для «Бессмертного полка» (материал берут в краеведческом музее). Десятый учащийся оформляет аудиторию (вывешивает на стены и доску стихи, фотографии и списки работников депо взяв материал в музее и библиотеке). Одиннадцатый учащийся с учителем истории готовит бумажный вариант презентации. Двенадцатый учащийся готовится на случай резерва – выступает в случае незапланированного отсутствия основного выступающего (прочитывает все сообщения).

Непосредственное осуществление тематического классного часа.

Подведение итогов (совместный анализ достигнутых результатов) тематического классного часа.


Необходимое оснащение

- методическое:

1) сценарий тематического классного часа «Паровозное депо г. Хилок в годы Великой Отечественной войны»;

2) стихотворения («Варварство» автор Мусса Джалиль, «Нас двадцать миллионов» автор Расул Гамзатов, «Родина», «Атака» автор Константин Симонов, «Запас прочности», «Бинты» автор Юлия Друнина);

3) сообщения учащихся подготовленные при помощи краеведческой литературы (книги В.З. Часнык, В.Ф. Петрова, личные архивные материалы В.Ф. Петрова);

4) фотографии военных лет (коллектива паровозного депо); участников Великой Отечественной войны, героев и тружеников тыла;

5) учебный фильм «Поезда, выигравшие войну» автор Валерий Шатин;

6) презентация «Паровозное депо г. Хилок в годы Великой Отечественной войны» автор Боровская Анастасия Владимировна;

7) песня «День Победы» автор музыки Д. Тухманов, автор слов В. Харитонов (запись воспроизводится через акустическую систему компьютера);

8) бумажный вариант презентации.

- материально-техническое:

1) экран, проектор, ноутбук, колонки.

Риски при подготовке и проведении тематического классного часа :в случае отключения электроэнергии во время проведения тематического классного часа воспользуемся заранее подготовленным бумажным вариантом презентации; при незапланированном отсутствии учащегося выступающего с -сообщением предусмотрен «запасной» учащийся, который прочтёт сообщение.

Прогнозируемые результаты:

- на личностном: (испытывать чувство гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне);

- метапредметном: (развивать творческие способности учащихся, умение анализировать; продолжить развивать у учащихся умение чётко и локанично излагать свои мысли; получить информацию о работниках паровозного депо г. Хилок в годы войны 1941-1945гг.);

- предметном: (углубить знания по теме Великая Отечественная война повысить уровень знаний о заслугах Хилокских железнодорожников в период войны 1941-1945гг.) уровнях.


Сценарий тематического классного часа «Паровозное депо г. Хилок в годы Великой Отечественной войны»

Вступительное слово учителя истории

Готовя вероломное нападение на СССР, гитлеровское командование заранее решило парализовать работу советских железных дорог. Это входило в осуществление плана «молниеносной войны». Внезапность нападения коварного врага и быстрое его продвижение вглубь нашей страны создали чрезвычайное напряжение в работе транспорта. Были созданы подвижные колонны паровозов. В сочетании с передвижными мастерскими паровозные колонны заменили разрушенные депо. Восстановлением пути занимались военно-эксплуатационные отделения.

У немецкого командования в первые годы войны сразу же возникли трудности на нашей железной дороге. Чтобы вывезти награбленное на нашей территории по железной дороге необходима была совсем другая колея.

- Как вы думаете, в чем заключалась эта трудность? Почему европейские поезда не могли проехать по нашей колее?

Предполагаемые ответы учащихся. (Наша колея на 9 см шире европейской)

- Сейчас посмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопрос: «Какой проект одобрил Гитлер предложенный Фрицем Тоддем, в чем заключался его смысл?».

Просмотр фрагмент фильма «Поезда, выигравшие войну».

Предполагаемые ответы учащихся (Провести новую магистраль, которая будет шире в 2-3 раза советской, для сверх тяжёлых поездов. И построят её русские рабы, которым сохранят жизнь)

Учитель истории: Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводы и предприятия. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпало поистине беспрецедентное перебазирование производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на Восток.

22 июня 1941 года на железных дорогах был введен военный график движения поездов для обеспечения воинских перевозок.

За годы войны железнодорожники перевезли 20 миллионов вагонов с солдатами, а также с грузами: снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно всю Землю 4 раза обернуть по экватору. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров. 2,5 тысячи заводов и фабрик были вывезены за Урал, что позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал. В эвакуацию были вывезены 18 миллионов человек, для этого потребовалось более полутора миллионов вагонов.

После просмотра фрагмента фильма «Поезда, выигравшие войну» отвечают на вопрос: «Как знаменитый Г.К. Жуков оценил работу железной дороги? Просмотр фрагмента фильма. Предполагаемые ответы учащихся. (Жуков показывает причины, почему железная дорога помогла выиграть войну).

Учитель истории: Таким образом, железная дорога сыграла важную роль в борьбе за победу. Разбойничье нападение фашистских орд не застало врасплох советских железнодорожников. А теперь давайте обратимся к тем далеким событиям, которые коснулись нашего района его жителей и работников Хилокского паровозного депо и послушаем, как боролись железнодорожники за победу.

Сообщение учащихся: «Хилок в условиях начавшейся войны (июнь 1941 – январь1942)»:

Слайд 1 (фото г. Хилок 1941год)

1 ученик: В воскресенье, 22 июня 1941 года, хилокчане отдыхали. Футболисты в этот день ездили в с. Баду, где проиграли встречу команде гарнизона со счетом 1:2. Многие проводили выходной на берегу реки - купались, ловили рыбу. Весть о нападении Германии быстро долетела до всех, и люди поспешили домой, где остаток дня ожидали новых сообщений. Прошла тревожная ночь, и наутро началась рабочая неделя.

После сообщения о начале войны, в понедельник в военкомат потянулись первые хилокчане, просившие о призыве в Красную Армию. Во многих населённых пунктах были организованы митинги, на которых принимались резолюции о всемерной помощи фронту, стране, о введении строгой дисциплины на производстве.

Слайд 2 (фото А.П. Цурановой)

2 ученик: В первые же недели войны жители Хилка стали делом способствовать достижению победы. Активно включились в работу женщины-домохозяйки, они дружно выходили на поля подсобных хозяйств районных и железнодорожных предприятий и выезжали в соседние колхозы, участвовали в субботниках и воскресниках, собирали ягоды и грибы. Комсомольцы и школьники поселка ударно трудились на подсобных хозяйствах и в колхозах, занимались сбором даров природы и металлолома.

Одна из девушек пришедшая работать в паровозное депо г. Хилок в 1940 году в свои неполные пятнадцать лет была Александра Петровна Цуранова. Назначили её табельщицей. Началась война, из депо мужчины уходят на фронт, не хватает паровозных бригад. По призыву девушек – железнодорожниц Александра Петровна пришла работать на паровоз. Сила и сноровка у неё были, поэтому сугубо мужскую специальность освоила быстро, ездила кочегаром на паровозе, помощником машиниста и наконец машинистом локомотивов, водила составы для фронта вплоть до 1946 года получив в 20 лет орден «Знак Почёта». После назначили её на работу счетоводом, затем старшим нарядчиком локомотивных бригад. Много лет работала оператором, дежурным по депо, на любой должности шла в числе передовых. Её фотография не сходила с Доски почёта, заслужила ещё две медали и два нагрудных знака. К сожалениюв 2000-х годах ушла из жизни.

3 ученик: Делались хилокчанами и многочисленные целевые взносы. К примеру, учащимися островской неполной средней школы № 1 еще в декабре 1941 года среди прочих сумм было сдано «на строительство танка» 569 рублей. Позднее в Читинской области развернулась кампания по сбору средств на танковые колонны «Колхозник Забайкалья», «Школьник Забайкалья» и «Комсомолец Забайкалья», в ходе которой были собраны сотни тысяч рублей. Основную часть средств от Хилка внесли паровозное депо, «Оловопродснаб», «Оловотранс» и школьники. Даже артель инвалидов «Имени 3-й пятилетки», занимавшаяся починкой катанок и шитьем рукавиц, в декабре 1942 года передала 1500 рублей.

Слайд 3 (фото работников депо В.Г. Кочнева)

Рассказ учителя истории о вкладе трудящихся паровозного депо ст. Хилок в разгроме немецко-фашистских захватчиков:

Главнейшей заботой хилокчан в 1941-1945 годах стало обеспечение бесперебойной работы Забайкальской железной дороги, называвшейся в 1936-1943 годах дорогой имени Молотова. Большой вклад в победу над врагом внесли железнодорожники Хилокского района. Особенно выделилось своими успехами паровозное депо ст. Хилок. В первые месяцы войны для нужд фронта отправлялись колонны паровозов во главе с лучшими машинистами. В этот же период работник нашего депо Владимир Георгиевич Кочнев поступает в Читинский аэроклуб, успешно его закончив, отправляется на фронт. Эскадрилья капитана Гвардии Кочнева бомбит Кёнинсберг, Данциг, Тильзит, Инстербург, Хельсинки, Бухарест и военные объекты во многих других городах. Сто девяносто девять боевых вылетов совершил Герой Советского Союза, а 14 апреля 1944 года – последний. Есть под Киевом село Большая Александровка. В центре села на небольшой площадке стоит памятник. На нём надпись: «Здесь похоронен гвардии капитан, Герой Советского Союза Кочнев Владимир Георгиевич». В подменном пункте локомотивных бригад г. Хилок есть макет памятника. На нём выбиты фамилии работников паровозного депо Хилок, которые ушли на фронт и не вернулись. Среди этих фамилий также есть имя В.Г. Кочнева. Оставшимся пришлось искать пути увеличения производительности труда.

Для тружеников узла задача осложнялась тем, что с востока вместо прежних порожняковых поездов пошли транспорты с американскими грузами и увеличилась весовая норма составов. В 1941 году паровозный парк депо насчитывал 149 локомотивов, а в 1944 году всего 95. Как вы думаете ребята, почему? Остальные паровозы были переданы на фронт и на другие дороги. В сложившихся условиях требовалось использовать все новшества, смекалку, упорство для выполнения и перевыполнения плановых показателей.

Сообщения учеников «Труд железнодорожников Хилокского железнодорожного депо в годы войны»:

4 ученик: Машинисты Хилка стали инициаторами кооперирования паровозных бригад, чтобы совместными усилиями обеспечить уход за локомотивами, не требуя дополнительных рабочих рук. Машинисты паровозов вместе со своими бригадами включились в новые виды соревнования: за проводку тяжеловесных поездов, сокращение времени промывочного и деповского ремонта локомотивов, условную экономию топлива, увеличение месячного пробега и внедрение кольцевой езды.

Широко развернулось движение пятисотников – паровозных бригад, доводящих суточный пробег локомотива до 500 км, а в конце войны стали практиковаться краснозвездные рейсы, в ходе которых применялся комплекс соревновательных показателей. Также проводилось соревнование за поездки без набора воды и многие другие.

Слайд 4 (фото Н.А.Лунина)

5 ученик: Герой Социалистического труда Николаи Александрович Лунин, старший машинист паровоза депо Новосибирск, выступил инициатором движения за увеличение объема служебного ремонта паровоза, выполняемого силами самой паровозной бригады. Внедрение этого метода позволило сократить объем работы по ремонту и простою паровоза в депо, снизить себестоимость ремонта, увеличить время полезной работы паровоза.

В паровозном депо Хилок лунинский метод ухода за паровозом не только был взят на вооружение, но и существенно дополнен. Производительность труда за войну по депо в среднем равнялась 157%.

Рабочие всех специальностей самоотверженно трудились на своих постах. Бригада слесарей ремонтников Н.Г. Грибанова доводила производительность труда до 200%. Коллектив депо за время войны освоил выпуск 89 наименований деталей, которые раньше получали в централизованном порядке. В том числе изготовляли хилокчане и части вооружения Красной Армии. За годы войны в депо было внесено 30 рацпредложений. Принято и внедрено из них 23 предложения, давшие экономию 32 400 рублей.

Слайд 5 (фото женщин-машинистов)

6 ученик: Достойными своих отцов, мужей и братьев были жены, сестры и дети железнодорожников. С началом войны 38 домохозяек станции Хилок пришли на работу на транспорт. Жена паровозного машиниста станции Шилка В.П. Комякова изучила паровоз, чтобы в случае необходимости заменить мужа. Мария Вовк пришла на Читинский ПВРЗ, не имея никакой специальности, и за годы войны освоила их три: слесаря, токаря и сверловщика. В 1942 году в отделении паровозного хозяйства депо Хилок работали 145 женщин.

Героический труд хилокскихдеповчан за годы войны неоднократно отмечался переходящими Красными Знаменами ГКО, МПС и дороги. Коллектив цеха эксплуатации 12 раз был удостоен переходящего Красного Знамени райкома и райисполкома. Быстрый ремонт и скоростная доставка грузов, особенно перед началом войны против Японии в 1945 году, принесли хилокчанам заслуженную славу.

Слайд 6 (фото руководителей и рабочих депо).

7 ученик: Хилокские паровозники решили широко внедрить метод труда Соловьева и обеспечить четкую работу в любое время года. Для этого в 1946 году в депо была создана колонна соловьевских паровозов, внутри которой развернулось соревнование за увеличение пробега между подъемками за досрочное освоение годовых заданий. В результате за год было сэкономлено 1000 тонн топлива и на промывочном ремонте сбережено 56 тысяч рублей. Выполнено обязательство и по пробегу паровозов между подъемками.

Коллектив паровозников депо Хилок, изучив Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР, наметили свой план действий в 1946 году. Хилокцы вступили в соревнование за достойную встречу сталинского Дня железнодорожника и взяли на себя повышенные обязательства.

Они решили закончить подготовку всего паровозного парка к зиме 1946-1947 гг. к 1 августа 1946. К этому же сроку добиться, чтобы все бригады работали по соловьевскому методу. Взяв обязательства перевыполнить все эксплуатационные измерители и сэкономить 5 процентов топлива, хилокцы обещали, в порядке оказания помощи в ремонте корпусов депо, отработать каждому по 4 часа, собрать и сдать по 500 килограммов металлолома каждой паровозной бригаде.

Слайд 8 (фото ветеранов железнодорожников)

Обобщение и подведение итогов тематического классного часа:

Беседа

Ребята, скажите, понравился ли вам тематический классный час?

- Предполагаемые ответы учащихся (Да, мы узнали много нового и интересного, впервые увидели некоторые фотографии, стихи, фамилии).

Как вы считаете, нужно ли знать о боевых заслугах наших предков?

- Предполагаемые ответы учащихся (да – это гордость нашего народа).

Учитель истории: Сегодня мы вспомнили основные события, произошедшие в Великой Отечественной войне, выяснили роль наших земляков в данном событии, узнали истинных героев – наших земляков, участвовавших в освобождении нашей земли от немецко-фашистских захватчиков, познакомились с судьбой паровозного депо ст. Хилок. Наша задача не забывать исторические события такого масштаба, помнить и уважать людей, которые отдали свою жизнь, освобождая Родину.

Железнодорожный транспорт с честью справился со своими задачами в годы Великой Отечественной войны. Это отмечали также и наши союзники по антигитлеровской коалиции. Советские железнодорожники внесли достойный вклад в победу над врагом, и Родина высоко оценила их ратные и трудовые подвиги, наградив тысячи военнослужащих, рабочих и служащих орденами и медалями Советского Союза.

Мы надеемся, что те ребята, которые избрав профессию железнодорожник, будут с гордостью носить эту форму, не забудут подвиг, который совершили железнодорожники в годы Великой Отечественной войны, запомнят, что без работы железной дороги, которая вовремя поставляла бойцов, технику и другие жизненно необходимые предметы, невозможно было бы выиграть войну. Главными чертами работника железной дороги должны стать ответственность, внимательность, бдительность, профессионализм.

Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники воинам Великой Отечественной войны. Практически каждая семья нашей малой родины понесла людские потери, память о них мы храним в своих сердцах. Неугасима память поколений. О тех, кого так свято чтим. Давайте, люди, встанем на мгновенье. И в скорби постоим и помолчим.

Учащиеся колонной проходят по классу с табличками «Бессмертного полка» и встают.

Учитель истории включает песню «День победы».




















Литература, используемая при подготовке:

  1. Бордовская Н. В.,РеанА. А. Педагогика: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

  2. Грунин Г.В., Сюткина Е.А. Трудящиеся Читинской области в годы Великой Отечественной войны. – Иркутск-Чита: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1969 – 119 с.

  3. Петров В.Ф. Город Хилок. История продолжается. – Чита: Поиск, 2002 – 144 с.

  4. Часнык В.З. Музей трудовой боевой славы локомотивного депо ст. Хилок. – Чита, 1995 – 119 с.

  5. МБУХилокский краеведческий музей[Электронный ресурс]. URL: http://museum.hilok.ru/index.php/kraevedenie/velikaya-otechestvennaya-vojna.


Литература, рекомендуемая учащимся:

  1. Ветераны в строю. – Чита: Экспресс-издательство, 2014. – 116 с

  2. Досаев А.Д. Летопись «Боевого братства» Хилокского района. – Чита: Экспресс-издательство, 2015. – 160 с.

  3. Михайлов С.Н. Твоя гордость Хилок: Информационно-социологический сборник. – Чита: Экспресс-издательство, 2011. – 96 с.

  4. Степанов И.И. Дорогие мои земляки. – Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 428 с.

  5. МБУ Хилокский краеведческий музей [Электронный ресурс]. URL: http://museum.hilok.ru/index.php/kraevedenie/velikaya-otechestvennaya-vojna.