СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крах семьи как начало крушения нравственных ценностей (на примере романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрено творчество Ф.Достоевского в понимании учащегося  

Просмотр содержимого документа
«Крах семьи как начало крушения нравственных ценностей (на примере романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)»

УДК 821.161.1


КРАХ СЕМЬИ КАК НАЧАЛО КРУШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

(на примере романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)

Кузнецов Г.И. ученик 10 а МАОУ СОШ №4

Данчинова М.Д.,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №4

г. Улан-Удэ

Аннотация: роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» оказался своего рода завещанием писателя всему русскому народу. Достоевский на протяжении всей своей творческой деятельности возвращался к мысли о преображении России, ее новых путях развитии. Ему было над чем задуматься и с чем сравнить возникающие в передовых умах мысли о реформенных или о террористических изменениях страны. Главной мыслью писателя было духовное нравственное начало, которое заключалось прежде всего в идее семьи.

Ключевые слова: роман, писатель, петрашевцы, герой, идея, семья.


The collapse of the family as the beginning of the collapse of moral values (on the example of the novel by F. M. Dostoevsky "The Brothers Karamazov")

Kuznetsov G.I. student gr. 18100,

Institute of Philology, Foreign Languages and Mass Communication

(National Philology) BSU

Dorji Banzarov, Ulan-Ude


Danchinova M.D., Associate Professor of the

Department of Philological Sciences ,

Associate Professor of the Department

of Russian and Foreign Literature

BSU named after D. Banzarova, Ulan-Ude


Annotation: novel F.M. Dostoevsky's “Brothers Karamazov” turned out to be a will of the writer to all Russian people. Dostoevsky returned to the idea of ​​change of Russia, its new ways of development throughout his creative activity. He had something to think and to compare thoughts arising in progressive minds about reform or terrorist changes in the country. The main idea of ​​the writer was a spiritual moral principle, which first of all consisted of the idea of ​​a family.

Keywords: novel, writer, Petrashevists, hero, idea, family.


Анализируя роман «Братья Карамазовы», мы видим несколько сюжетных линий. Многие из них неразрывно связаны с личностью Ивана Федоровича Карамазова. Именно на примере его писатель раскрывает бездны внутреннего мира человека, обнажая сущность как отдельной личности, так и всего общества и даже мира. Достоевский стремится дойти до истоков человеческой души, в которой рождаются различные мотивы действий, порой весьма противоречивых.

Не случайно в новом романе писатель настолько закручивает сюжет, что нельзя отделить одно от другого: это и семейная драма, и личная, здесь и общественно-государственные сложные проблемы. При этом, как и в других произведениях, роман наполнен изображением психологического исследования человека. Достоевский остается верен своей писательской манере.

Структура романа сложная и многоплановая, и даже жанр произведения определить не так просто. Происходящее действие в романе развивается всего две недели, но какие истории, конфликты, споры и идейные столкновения мы видим на его страницах!

Кажущаяся детективность перерастает в философский план, здесь же и социально-психологический фон, который вливается в личностные переживания героев. все настолько закручено, что одно от другого нельзя отделить.

Герои романа не только нравственно терзают сами себя, мучаются бесконечными сомнениями, во многом заблуждаются, но и морально убивают других, травят своей ненавистью, всей страстностью пагубной души.

Чтобы донести до читателей такую глубинную психологическую драму, Достоевский пронизывает ткань повествования бесконечными монологами, которые оказываются не чем иным, как исповедями. Его герои все время вступают друг с другом в идейные споры, доходящие до скандалов и порождающие бесконечные оскорбления.

Сюжет резко меняет направление, то и дело возникают противостояния характеров и кипят страсти, что держит нас, как читателей, в непрестанном напряжении.

Однако будем помнить, что Достоевский не задавался целью посеять большую интригу. В произведении "Братья Карамазовы" приведена обобщенная формула загадок души русского человека, который предстаёт двойственно - он осознанно отрицает веру, хотя понимает, что она необходима, как спасительный якорь. Он полон эгоизма, но готов идти на жертвы. Он вечно блуждает во мраке поддельных ценностей.

Не случайно Достоевский к этому идет через изображение жизни одной семьи в двенадцати связанных этой идее книгах. Кого здесь только нет. Это прежде всего глава семьи Федор Павлович, его сыновья старший Дмитрий, средний Иван и младший Алеша, здесь же и вездесущий лакей Павел Смердяков. Читателю все время кажется, что от него нельзя избавиться. Он как будто везде. В этом общем клубке событий и Грушенька, которую не могут поделить между собой отец Федор Павлович и Дмитрий. Возможно, недаром именно такое имя носит героиня. Как символ жертвенности, плода наслаждения, который подлежит уничтожению кем-то. Тут и Катерина Ивановна, что считается невестой Дмитрия, но в кого тайно влюблен Иван. Духовно объединяющим центром в романе оказываются старец Зосима и послушник Алеша.

Композиция и сюжет романа отталкиваются в своих развитиях от двух судебных процессов – имущественного и судебного. Так Достоевский показывает, как упадничество в нравственном отношении и небрежность в духовном плане ведёт к преступлениям.

Казалось бы, Федор Павлович во всем ведет себя как глава семьи - так или иначе думает о семье, однако на самом деле преследует только свои корыстные цели, не задумываясь ни на минуту о судьбе сыновей. Для него личное благополучие, как материальное, так и чувственное находятся на первом месте. Он еще хочет пожить для себя прежде всего. а сыновья – особенно Федор и Иван – совершенно взрослые, могут себя найти, за младшенького Алешу он совершенно спокоен – тот уже пристроен. Что же еще остается желать ему, отцу семейства – только личного благополучия.

Если с Дмитрием все в какой-то мере понятно – он прямолинеен, открыт, не таит за душой никаких секретов – всем и все говорит, как и в чем он будет поступать, кого любит, кого ненавидит, то личность Ивана очень неоднозначная.

Во-первых, он умен, по образованию является естественником, отсюда хорошо разбирается в вопросах религии, философии. Недаром написал научную статью о церковном суде, которая вызвала неоднозначные оценки: «…многие из церковников решительно сочли автора за своего», а «атеисты принялись со своей стороны аплодировать». Казалось бы, внутренний духовный стержень в герое есть.

Однако вместе с тем этот человек совершенно низок. Ведь он, единственный из семьи, кто знал о готовящемся убийстве Федора Павловича. Разве что еще Смердяков об этом знал. Но этот лакей, а Иван является сыном!? Вот где обнаруживается трещина в духовной основе семьи.

Если вскрыть внутренние связи семьи, то обнаруживается еще нечто: из всех сыновей Федор Павлович любил только Алешу. Конечно, его было за что любить. Герой представляет собой образ совершенно идеального человека, прекрасного во всех отношениях. Стоит отметить тот факт, что подобный герой – любимый для Достоевского. Вспомним, к примеру, князя Мышкина из романа «Идиот». К слову, в черновых записках Алешу так и дан как «идиот».

Крах семейного единства виден в сцене избиения отца Дмитрием. При этом Иван бросается оттаскивать Дмитрия, но после говорит странные слова: «Один гад съест другую гадину, обоим туда и дорога!». Слова героя уже ужасны сами по себе, если бы он говорил пусть и о чужих людях. Однако перед читателем находятся все родные люди. И особенно отец с сыном. А чем же руководствуется Дмитрий, если припомнить его слова: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Скорее всего, герой действительно прежде всего предполагал убийство отца, которому хочется жить, своего рода заедая век своих сыновей.

Каков же сам отец, если род его мыслей как будто совершенно трезв, разумен, однако мелочен, суетлив, при всем при этом Федор Павлович отдает отчет своим же действиям: «Здесь мы все от легкомыслия лишь не веруем, потому что нам некогда: во-первых, дела одолели, а во-вторых, времени Бог мало дал...некогда и выспаться, не только покаяться». В погоне за материальным благополучием, собственными наслаждениями и удовлетворением своих прихотей, герой готов, не задумываясь, бросить на алтарь жертвенности своих сыновей.

Намеченный разлом в единстве семьи расширяется, на удивление, бездействием героя – Иван, понимая, к чему идет начавшаяся размолвка внутри семьи, ничего не предпринимает, чтобы предотвратить эту трагедию. При этом успевающий везде, сующий свой нос туда, куда ему не следует, Смердяков раскрывает план действия Ивану Карамазову. Его молчание с юридической оценки оказывается ничем иным как молчаливым соучастием. выходит, Федор Павлович гибнет не столько от руки настоящего преступника. а сколько от бездействия своего сына, его молчания, а значит, ободрения!?

При всем при этом поражают слова героя, которые оказываются совершенно правдивыми по его отношению к близким: «… я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних». Ивану невдомек, что любить надо именно прежде всего своих родных. Становится понятной позиция героя в молчаливой поддержке Смердякова по отношению к гибели отца. Своей позицией сын настолько отдалился от родителя, более того совершенно порвал сам все родственные связи и чувства.

Герой как будто боится проявления любви к родному человеку или возникает вопрос: настолько любит, что боится потерять это чувство? Поэтому прячет это настолько далеко, чтобы не обнаружить ее. Иначе как понимать размышления героя в следующих строках: «Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а чуть лишь покажет лицо свое – пропала любовь». Так как же все-таки относился к отцу Иван: любил, ненавидел? Если любил, то и утаил правду Смердякова, если ненавидел, желал смерти? А не одно и то же ли это все?

Ф.М. Достоевский в последнем романе закручивает необычайно сильную спираль о возможностях возрождения нравственных ценностей человечества. Особенно он пристально анализирует человека с русской душой. Своего рода писатель ставит в очередной раз опыт над природой русского человека ценой измерения духовной составляющей в отдельно взятой семье. Разбирая перипетии взаимоотношений внутри близких людей. Он видит все большее их отчуждение и распадение некогда единой духовной квинтэссенции.

Вот во всем этом и намечается начало краха семьи не только как определенной человеческой жизненной основы, но и как упадок всей духовной сущности человека.

Литература

Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. М., 1994

Померанц Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М. 1990

П.Волгин И.Л. Пропавший заговор: Достоевский и политический процесс 1849.-М.: Либерия, 2000.

Гросман Л.П. Ф.М.Достоевский. Рулетенбург. Роман-биография. -М.: Захаров, 2002.

Гузаевская С.Н. Воплощенное время в романах Ф.М.Достоевского: Автореф. дис. канд. филол.наук,- Томск, 2002.