Середина урока 5-10 мин 10-20 мин 20-22 мин 22-38 мин | Действие учителя: Как вы понимаете слово «характеристика»? Подберите однокоренные слова разных частей речи. Часть речи | Примеры слов | Существительное | автохарактеристика, бесхарактерность, характер, характерность, характерология, характеры | Прилагательное | бесхарактерный, малохарактерный, острохарактерный, разнохарактерный, слабохарактерный, характеристический, характерный, характерологический | Глагол | охарактеризовать, охарактеризоваться, характеризовать, характеризоваться, характеризует, характеризуется | Причастие | охарактеризованный, характеризованный, характеризующий | Действия учащихся: заполняют самостоятельно таблицу в тетрадях, при проверке дополняют свои списки. Объяснение новой темы Учитель поясняет особенности характеристики как жанра официально-делового стиля. Характеристика – это официальный документ с отзывом о служебной, общественной, учебной деятельности кого-н. Цель жанра — дать исчерпывающую оценку работе или учебе подопечного. Обязательные факты — биографические сведения, обозначения начала учебы или работы на данном месте, оценка функциональных обязанностей и отношения к ним (отмечается, что человек делал, как относился к работе/ учебе, каких результатов достиг), обязательная оценка человеческих качеств и отношения человека у окружающим и окружающих к нему, конечная оценка. Вариативно указывается, для чего предназначена характеристика. Задание. Прочитайте характеристику ученика и заполните таблицу (см. приложение) Анкетные данные (ФИО, дата рождения, образование и др.) | | Данные об учебной деятельности | | Оценка деловых и моральных качеств | | Целевое назначение (предназначение характеристики) | | Действие учащихся: заполняют вторую графу таблицы, определяют, какие данные должны быть прописаны в документе, примерное количество структурных частей характеристики, объем каждой части. Выводы по проделанной работе, ознакомление с шаблоном характеристики (см. приложение) Задание. Составьте характеристику ученика нашего класса для включения в состав спортивной команды, используйте следующие сложные слова в нужной форме (не менее 3-х слов из предложенного списка). Слова для справок: (высоко)организованность, (добро)желательность, (работо)способность, (само)стоятельность, (взаимо)отношения, (взаимо)понимание, (взаимо)поддержка. Критерии оценивания | Дескрипторы | Пишет характеристику, используя в тексте сложные существительные | - составляет текст характеристики соответствующего объема; - соблюдает структуру и языковые особенности официально-делового стиля; - правильно использует в тексте сложные существительные (не менее 3-х) | Перед выполнением работы следует повторить пройденный материал по теме «Слитное и дефисное написание сложных слов» А) Пишутся слитно: 1. сложные существительные, образованные с помощью соединительной гласной; Водовоз, земледелие. 2. сложносокращённые слова; районо, вуз.. 3. сложные существительные со второй частью град, город, метр; Волгоград, Белгород, вольтметр. 4. сложные существительные с первым элементом борт; Бортинженер, бортпроводница. 5. сложные существительные с первой глагольной частью в повелительном наклонении (с суффиксом -и). горицвет. Исключение: перекати-поле; 6. некоторые сложные географические названия; Верхнеколымск, Новоржев. 7. сложные существительные, образованные от дефисных написаний, называющих народностей, племена, людей по роду занятий, интересам, месту жительства. Ср.: Пуэрто-Рико – пуэрториканец, Нью-Йорк – ньюйоркцы, (но соответствующие прилагательные пишутся через дефис: пуэрто-риканский, нью-йоркский). Обратите внимание! 1) Слова, сокращённые до первых букв, обычно пишутся прописными буквами (ООН, ГКО). 2) Точки внутри сложносокращённых слов не ставятся: ФСБ, госуниверситет. 3) Если элементы зав-, зам-, пом- отделены от существительного прилагательным, то они пишутся раздельно и после них ставится точка: зам. генерального директора, пом. главного режиссёра. Б) Пишутся через дефис: 1. сложные существительные, образованные без соединительной гласной, каждая часть которых может употребляться как самостоятельное слово; Диван-кровать, купля-продажа, генерал-полковник, премьер-министр, член-корреспондент. 2. составные названия политических партий, направлений, их сторонников; Социал-демократия, социал-революционер. 3. составные названия единиц измерений; киловатт-час, тонно-километр. Исключения: трудодень, трудочас. 4. сложные существительные, обозначающие промежуточные части света, и их эквиваленты с иноязычными элементами; Юго-запад, северо-восток, зюйд-вест, норд-ост. 5. сложные названия растений, городов и др., в состав которых входят частицы, предлоги и союзы; Любишь-не-любишь, иван-да-марья, Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре. 6. сложные существительные, первый элемент которых имеет оценочное значение; Чудо-богатырь, аника-воин. 7. сложные существительные с иноязычными элементами: обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс-, блок-, пресс-, макси-, миди-, мини-. Обер-прокурор, пресс-центр. Исключения: блокпост, блокгауз, блокнот; 8. сложные научные термины, в состав которых входят названия букв (обычно греческого и латинского алфавита); Гамма-лучи, икс-лучи, альфа-измеритель. 9. составные фамилии и некоторые географические названия. Ново-Архангельск, Лас-Вегас, Нью-Йорк. Дифференциация: В качестве поддержки учитель может предложить учащимся шаблон психолого-педагогической характеристики (см. приложение 3.3), таблицу «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных» (см. приложение 3.4). | Презентация, слайд 4 http://pedsovet.su/charakterisika_uchenika_9_klassa/46055 Примеры характеристик http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/ofitsialno-delovoy-stil-podstili-i-zhanryi Особенности официально-делового стиля Приложение 3.2 Учитель может дополнить список сложных слов Приложение 3.3 Приложение 3.4 |