Наш урок я хочу начать с повторения. Ребята, посмотрите внимательно, что за книга изображена на доске? Правильно, это Красная книга Казахстана. А давайте вспомним, для чего создали Красную книгу? Почему обложка книги красного цвета? Как мы должны относиться к животным занесённым в Красную книгу? (слайд 2) Проверка домашнего задания: (К) Я предлагаю, перелистнуть несколько страниц Красной книги Казахстана и узнать к каким животным мы должны относиться бережней, ведь они находятся на грани исчезновения. А помогут нам в этом … Каримова Айша Гедерт Александра 2. Введение в тему Я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь понять, о чем пойдет речь. Чтоб на кисель не походить, На скользкую медузу, Скелет у всех нас должен быть, И он нам не обуза. Пусть нет его у червяка, Какой-нибудь амебы, У стрекозы и мотылька, А он нам нужен, чтобы Играть в футбол, ходить в кино. И плавать в речке летом. Мы не смогли бы ничего, Не будь у нас скелета. Суставы гибкие согнем, Пробежку начинаем… Скелет опорой служит днем, А ночью отдыхает! (Н. Кнушевицкая) 3. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (К) Кто догадался, о чем мы будем говорить? (О скелете). Верно ребята, сегодня мы исследуем скелет человека, и тема нашего урока «Почему мы стоим?» (слайд 3) Какую цель мы поставим себе? Что мы должны знать к концу урока? Что должны уметь? Правильно, сегодня мы должны узнать, что такое скелет и для чего он нам нужен. Уметь определять части скелета. В течение урока мы будем проводить исследование и найдем ответы на следующие вопросы. Что такое скелет? Из каких частей состоит наш скелет? Зачем человеку нужен скелет? Какие кости скелета выполняют защитную функцию? Какие кости скелета выполняют опорную функцию? Работа по теме урока: (К) Работа над темой. – Проводя любое исследование, мы обращаемся к источникам информации. Давайте вспомним их. (слайд 4) Книга Учитель Интернет Телевизор Опыты, эксперименты, наблюдение (на доске появляются источники информации, которые называют дети) Сегодня на уроки мы будем использовать различные источники информации. (К) Исследовательская работа (источник информации «наблюдение»). – Прикоснитесь к себе, потрогайте руки, ноги, голову и др. Что вы чувствуете под кожей? Да, это кости. В организме человека много костей, все они соединяются друг с другом, и получается скелет. – А кто-нибудь трогал настоящий скелет? – А я думаю, каждый из вас трогал настоящий скелет! Вспомните, что остаётся, когда вы съедаете варёную рыбу или курицу? (Косточки.) – Правильно, остаётся самый настоящий скелет. (К, И, Д) Игра «Догадайся». (слайд 5,6,7,8,9) Источник информации «Подумай сам». Я предлагаю вам немного поиграть, сейчас мы узнаем кто самый внимательный. Я буду показывать картинки разных скелетов, а вы попробуйте догадаться, кому они принадлежат. – Как догадались? (По форме, силуэту животного.) – А узнали бы человека по его скелету? На доске появляются 2 скелета (человека и обезьяны). Подумайте какой из скелетов принадлежит человеку? Почему? (на доске появляется плакат со скелетом человека) А что же такое скелет? (К) Работа с текстом по учебнику. Физминутка для глаз. Чтобы узнать, верны ли ваши предположения, давайте откроем учебник на стр. 28 и прочитаем информацию в оранжевой рамочке. Скелет – это все кости человека или животного, которые образуют каркас. А как вы думаете, что такое кость? Кость - прочная, но эластичная составная часть скелета. С помощью чего соединяются кости скелета? (суставов) Что может делать человек благодаря суставам? (благодаря суставам руки и ноги человека могут свободно сгибаться и разгибаться, выполнять разнообразные движения) В нашем организме множество костей, давайте прочитаем информацию из дополнительного источника и назовём основные части скелета. Скелет человека состоит из нескольких частей: череп, рёбра, грудная клетка, тазовая кость, верхние конечности, нижние конечности. – Рассмотрите внимательно скелет человека, какие кости человека вы можете назвать? (на плакат прикрепляются названия костей) (К) Динамическая пауза. Солнце глянуло в окошко Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать Раз, два, три, четыре, пять. (К, Д) Функции скелета. Источник информации «подумай сам». А сейчас ответьте на очень важный вопрос: «Зачем нужен скелет?» (Гипотезы детей.) – Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой эксперимент. – Почему одна салфетка упала, а другая приняла форму? Правильно, потому что карандаш выступил в роли скелета и выполнил опорную функцию для салфетки. Скелет- это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. А если бы у нас не было скелета, мы были бы, похожи медузу или червяка. Человек был бы бесформенным и некрасивым. На вид скелет хрупкий, но на самом деле он очень прочный. Скелет служит человеку не только опорой, но и защищает внутренние органы. (функции скелета прикрепляются к плакату) Давайте с вами определим, какие кости скелета выполняют опорную, какие защитную функцию? Для этого прочитаем информацию на стр. 29 в учебнике. Опорная функция: кости конечностей, позвоночник и тазовые кости. (Позвоночник выполняет две функции: защитную и опорную.) Защитная функция: Позвоночник - защищает костные мозг. Череп – головной мозг. Грудная клетка – сердце и лёгкие. (внутренние органы прикрепляются к плакату) Самостоятельная работа в группе. А сейчас я предлагаю поработать с дополнительным источником информации в группах и найти сведения о костях скелета человека. Прежде чем приступить к работе в группе, давайте вспомним основные правила. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ! 1.РАСПРЕДЕЛИТЬ РОЛИ. 2.РАБОТАТЬ ДОЛЖНЫ ВСЕ И ДРУЖНО. 3.СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ КАЖДОГО. 4.РАБОТАТЬ ТИХО. 5.ОБРАЩАТЬСЯ ПО ИМЕНИ. 6.ВЫБРАТЬ СПИКЕРА. (слайд 10) Скелет человека Скелет состоит из ___________________. В организме человека _______костей. В позвоночнике _____________ позвонка. Грудная клетка состоит из ________ пар рёбер. Скелет человека состоит из костей. Кости соединены суставами. В организме взрослого человека насчитывается примерно 200 – 208 костей. В позвоночнике 33 – 34 позвонка. Грудная клетка человека содержит 12 пар рёбер. Защита работ. Оцените работу в группе. Если в вашей группе все активно работали, поднимите зелёные карандаши. Если в вашей группе были пассивные участники, которые не хотели работать, поднимите жёлтые карандаши. Молодцы, я рада, что все дети активно работали в группах. 5.Обобщение. Ребята, наш урок подходит к завершению и в конце я бы хотела проверить как вы усвоили тему нашего урока и провести небольшое формативное оценивание. Но сегодня у нас будет необычное оценивание, вы будете выполнять его в парах. И получите одинаковые оценки. (П) Работа в парах на листочках. Ваша задача: 1. Вырезать части скелета и собрать его приклеив части на рабочий лист. 2. Приклеить название к каждой части скелета. Критерии оценивания. Создают модель скелета человека – 3 балла. Определяют составные части скелета – 7 баллов. 6. Домашнее задание Подготовить пересказ на стр. 28 и 29. Найти ответ на 2 вопроса. Что было бы, если человек не прекращал расти? У кого больше позвонков в шее, у жирафа или у человека? (слайд 11) |