| Ссылка на программу Цели обучения | 9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию |
| Середина урока | 1. Мозговой штурм. Чтение с пометами Статьи учебника, стр. 134 «Маленький человек по Достоевскому» Учащиеся будут обсуждать вопрос «Согласны ли вы со словами Ф.М. Достоевского «Все мы (вся русская литература) вышли из гоголевской «Шинели»?». 2.Анализ образов двух персонажей (Акакия Акакиевича Башмачкина и Макара Девушкина), отвечая на вопросы, и заполняют диаграмму Венна: ФО. Наблюдение учителя. Оценивание по критериям Работа в группах. Эволюция «маленького человека» Учащиеся могут представить информацию в виде схемы, таблицы и др. Задание 1. Почему и Самсон Вырин, и Акакий Акакиевич, и Макар Девушкин – “маленькие люди”? Аргументируйте ответ, приведите примеры из текста. Задание 2. Докажите, что от Пушкина до Достоевского действительно произошла эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. (Эволюция – медленное, постепенное изменение). Аргументируйте ответ, приведите примеры из текста. Им мало нужно для жизни, для счастья, но и этого малого их лишает государственное устройство, т.к. в конечном итоге все они пострадали от социального неравенства | Самсон Вырин забит, бесправен, он делает робкую попытку защищать себя, но быстро отступает, заболевает и умирает. | А.А.Башмачкин тоже пытается себя защитить, но, не добившись ничего, тяжело заболевает и умирает. Правда, автор его воскрешает, его дух мстит чиновникам тем, что пугает их по ночам и ворует шинели. | Макар Девушкин по своей натуре уже совсем другой человек. У него есть чувство собственного достоинства, он читает книги, он горд тем, что честно свой кусок хлеба заработал. На последних страницах романа мы видим его, надломленным разлукой с Варенькой, но жизнь его продолжается и, возможно, она будет еще более духовной. | Вывод. Таким образом, эволюция в изображении “маленького человека” заключается в том, что герои все более упорно пытаются бороться за свое счастье и выживание. Также эволюцию можно проследить и в том, что С. Вырин, Акакий Акакиевич не обладают ярко выраженными чертами личности, они показаны авторами скорее как бессловесные существа, молча переживающие свое горе, чем как человеческие личности. А Макар Девушкин – уже личность, со своим богатым внутренним миром, с глубокими чувствами любви и собственного достоинства, это человек с литературными способностями. Можно предположить, что он в будущем, еще более окрепнув в социальном плане, сумеет бороться за себя, за свое место в жизни. Взгляд Достоевского на «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека. Но главная мысль романа «Бедные люди» лежит в сфере нравственной. Она заключается в том, что и в таких бесчеловечных и жестоких условиях нужно найти в себе силы любить искренне и беззаветно. Это чувство возвышает над враждебной действительностью даже маленького человека. И, К Ф. Наблюдение учителя. Оценивание по критериям Критерии оценивания: Выражает свое мнение (согласие или несогласие); Аргументирует свой ответ; Сравнивает и определяет сходства и различия жизненных обстоятельств двух героев; Ф. Взаимооценивание «Две звезды и одно пожелание» Критерии оценивания: | Презентация Приложение 1 Приложение 2 |