Форма проведения: игровая.
Ход урока.
№ | Этапы урока | Оборудование | Действие учителя | Действия учащихся |
1 | Психологический настрой | Презентация 1,2 | Чтение стихотворения Создание позитивной атмосферы. - Здравствуйте,ребята ! Возьмитесь за руки, друзья, Без дружбы нам никак нельзя: Уметь прийти на помощь другу, Утешить, поддержать подругу. И наш урок, признаться честно, Пройдет активно и успешно. Теперь друг другу улыбнитесь, Настройтесь на урок и соберитесь. И все проблемы – пустяки, Ведь все мы вместе - умники! | Встают в круг. |
2 | Выяснение настроения | Презентация 3 Смайлики | - Садитесь, ребята! Выберите смайлики, с каким настроением вы начинаете урок. - Отложите смайлики на край стола, мы ещё к ним вернемся. | Выбирают смайлики. |
3 | Повторение | Презентация 4-11 Плакат | - Ребята,с какой частью речи мы сейчас знакомимся ? Что мы уже знаем об имени существительном? -Ребята чтобы наше солнце ярко светило нам надо добавлять по лучику. | С именем существитель-ным. Добавляют на плакате к солнцу лучики. Это часть речи – первый лучик, обознача-ет предмет – второй лучик,бывает собств. и нариц., одуш. и неодуш., ед.и мн. числа |
4 | Актуализация знаний | Презентация 12 | - Ребята, знаете ли вы что такое примета ? - Верите ли вы в приметы ? Какие вы знаете приметы ? - Ребята, обратите внимание на доску, знакомы ли вам вот такие приметы ? Посмотрите на картинки. - Почему так говорят, если что-то упало обязательно кто-то придет ? - Ребята, скажите почему так говорят, если упала ложка или вилка – придет женщина, а если упал нож придет мужчина ? - А к кому мы обращаемся она ? | Да, примета это предвест-ник чего-либо. Рассматривают картинки - Потому, что ложка или вилка она - женского пола, а нож он – мужского пола. - К женщине. Он – к мужчине. |
5 | Знакомство с темой и целью урока | Презентация 13,14 | - В русском языке очень много разных тайн. В том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Оказывается все имена существи-тельные можно разделить на три группы.Независимо от того какие это существительные. Собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевленные, ед. или мн. числа. - Цель нашего урока: Познакомится с тремя группами имён существительных. Научиться распознавать эти три группы в словах. | Слушают внимательно. |
6 | Работа в тетради | Презентация 15,16 доска | -Начинаем работу в тетради. Сели прямо, ноги вместе, Под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте, Правая рука на месте, Можно начинать писать. -Запишите дату, классная работа | Работают в тетрадях. |
7 | Минутка чистописания | Презентация 17, доска | Пишет в воздухе и на доске | Пишут в тетрадях. |
8 | Знакомство с темой урока | Презентация 18,19,20 | - Послушайте грамматическую сказку. Из которой станет понятно на какие три группы можно разделить имена существительные. - Жили в одном государстве слова – существительные. Было их много и королева всё время их путала.И вот однажды она издала указ.Кто приду-мает для моих слов существительных знаки различия, тот и будет награждён. -Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: Пусть они будут мои – мужского рода.Туда попали слова – муж,папа,дядя.И жена взяла много слов себе и сказала: А это будут мои – женского рода. К жене попали слова – жена, бабушка, мама. А те слова,что остались неопределен-ными: солнце, небо, яблоко.Решили отнести к среднему роду. Королева наградила мужа и жену. Вот так появился род у сущест-вительных. Королева перестала их путать.Потому что знала секрет различия рода имён существитель-ных.Имена существительные можно разделить по родам: мужской, женский и средний род.Чтобы научить определять род имёни существительного,откроем секрет королевы. | Слушают внимательно. |
9 | Секрет королевы | Презентация 21 | Женский род запомню я, И скажу:«Она - моя». И запомню род мужской, И опять скажу: «Он - мой». Средний род: «Оно – моё». Это правило твоё ! - Запомните это стихотворение, пусть и для вас оно станет надежным помощником. | Повторяют стихотворение |
10 | Слова-помощники | Презентация 22 | - У существительных есть слова – помощники. Карандаш – он, мой мужской род. Имена существитель-ные к которым можно поставить слова – он, мой – мужского рода. Книга – она, моя – женский род. Имена существительные к которым можно поставить слова – она, моя – женского рода. Яблоко – оно, моё – средний род. Имена существитель-ные к которым можно поставить слова – оно, моё – среднего рода. | Слушают внимательно. |
11 | Работа по теме урока Проверка | Презентация 23,доска,кар-точки Презентация 24 | - Пользуясь секретом королевы распределите имена существитель-ные в три домика по родам. Обратите внимание на то, что все слова употреблены в начальной форме. -Проверьте себя. Обратите внимание на окончания мужского, женского и среднего рода. | Работают у доски. |
12 | Работа по теме урока | Презентация 25 | -Запомните,как определить род имени существительного. 1.Ставим существительное в начальную форму?: (ед.ч. – кто? что?) 2.Подставляем слова: он,мой; она,моя; оно,моё 3.Определяем род имени существительного. | Повторяют . |
13 | Работа по теме урока Проверка | Презентация 26,27,доска, карточки | - Измените форму мн. числа имён существительных на начальную форму и определите род имён существительных. - Проверьте себя ! | Работают у доски. |
14 | Физминутка | Презентация 28, магнитофон | Делает разминку вместе с учениками | Делают разминку |
15 | Словарная работа | Презентация 29 | -В русском язые есть имена существительные у которых нет рода.Их называют существительные общего рода.Запишите их.Эти слова надо запомнить. | Записывают в тетрадях. |
16 | Игра «Найди пару» | Презентация 30,31доска, карточки | -Необходимо подобрать пару к существительному мужского рода. Например : кот-кошка,лев-львица. - Проверьте себя ! | Работают у доски. |
17 | Работа по учебнику | Учебник | Упражнение 157 страница 57 | Работают в тетрадях. |
18 | Д/З | Учебник | Упражнение 158 стр 57 | Записывают в дневники |
19 | Рефлексия | Плакат | - Чему вы научились на уроке? - Луч с какой надписью можно добавить ? - Какого рода бывают имена существительные? – Как определить род имени существительного? | Определять род им. сущ. -Им. сущ. имеют мужской,женский и средний род. Подставляем слова: он,мой; она,моя; оно,моё |
20 | Оценка за урок | Звездочки | Оценивает учащихся | |
21 | Сравнение настроения | Презентация 35, Смайлики | -Вернемся к нашим смайликам. Завершим урок также как и начали его,выберите еще раз смайлики. У кого смайлики совпали? | Сравнивают смайлики |
22 | Итог урока | | Вы сегодня потрудились? Не шумели, не ленились? Вы творили чудеса? Вы хорошие ребята? Да! Молодцы ! Урок окончен, всем спасибо ! | Да! |