СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный проект «Играем-мозг развиваем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций. Нейропсихологические игры способствуют речевому развитию и развитию памяти, концентрации внимания, формированию ориентации в пространстве, повышение уверенности в своих силах. Мы в своей педагогической практике применяем эти игры, интегрируя образовательные области.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный проект «Играем-мозг развиваем»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»













ПРОЕКТ

«Играем-мозг развиваем»

(нейротехнологии в работе педагогов как эффективный инструментарий развития дошкольников с задержкой психического развития)

Краткосрочный

С 08.12.2024-19.04.2024







Подготовила:

Воспитатель Гайсина А.А.








Пояснительная записка \

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра, которая чрезвычайно многообразна по содержанию, характеру, организации, поэтому точная ее классификация затруднительная. В дошкольном учреждении каждый педагог использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях могут использоваться: физкультминутки, дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, зарядка для глаз, психогимнастика, игротерапия. При работе с разными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, пособий, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Чтобы помочь ребенку скорректировать некоторые психические процессы, мною было разработана и внедрена в практику работы детского сада методическая разработка по использованию нейроигр и упражнений для развития детей старшего дошкольного возраста. Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизация речи.

Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций. Нейропсихологические игры способствуют речевому развитию и развитию памяти, концентрации внимания, формированию ориентации в пространстве, повышение уверенности в своих силах. Мы в своей педагогической практике применяем эти игры, интегрируя образовательные области.

Актуальность работы обусловлена тем, что нейропсихологические упражнения универсальны, не требуют какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр и упражнений замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.



Цель: создание условий для интеллектуального и психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста посредством нейроигр и упражнений.

Задачи:

-способствовать улучшению двигательной координации;

-способствовать улучшению освоения учебного материала;

-развитие мелкой моторики;

-улучшение внимания, памяти, речи, мышления;

-развитие творческих способностей.

На занятиях с детьми будут применятся: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, игры на межполушарное воздействие, кинезиологические игры, массаж и ритмы.

Ожидаемый результат

У детей повысится интерес к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; сформируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи; связная речь детей станет грамотнее, логичнее.

Нейроигры – относятся к здоровьесберегающей и игровой технологии, которая позволяет расширить возможные границы головного мозга.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Нейрогимнастика - это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.



СОДЕРЖАНИЕ проектА


Тема проекта

«Играем- мозг развиваем»

Ключевые понятия

Нейроигры, кинезиология, задержка психического развития.

Цель проекта

Через использование комплексов нейроигр и кинезиологических упражнений создать условия для формирования правильного психомоторного развития у детей разновозрастной группы, имеющих задержку психического развития.

Детская цель

Для чего нейродорожки?

Задачи проекта

•Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию нейроигр и кинезиологических и упражнений в практике работы с детьми, имеющими ЗПР;

•Определить эффективность использования педагогами нейроигр и кинезиологических упражнений при работе с детьми ОВЗ;

•Сформировать картотеку комплекса нейроигр и кинезиологических упражнений для коррекционной работы с детьми в группе,

•Создать нейроуголк в группе и внедрить комплексы нейроигр и кинезиологических упражнений в коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития через движение.

Сроки и этапы реализации

Срок реализации проекта – 2 недели.

  • I этап - Организационный – с 01.04.2024 – 07.04.2024 г.

  • II этап - Практический – с 08.04.2024 – 19.04.2024

  • III этап – Презентация – 19.04.2024 г.

Модель реализации проекта

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Методический инструментарий

Основная проблема,

обоснование актуальности,

научной новизны, практической

значимости проекта

Проблема заключается в том, что с каждым годом растет число детей с ОВЗ.

Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику педагога здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми с ЗПР. Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.

Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных игр и упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательные нейроигры и кинезиологические упражнения необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий

  • Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

  • Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Ресурсное обеспечение проекта

1.Методический инструментарий картотека кинезиологических упражнений, нейродорожки разной сложности, доска «Бильгоу», консультативный материал для педагогов и родителей.

2. Мультимедийное оборудование (ИКТ).

3. Сенсомоторный уголок в группе

Итоги проекта

Разработка картотеки нейроигр и кинезиологических упражнений, которые могут использоваться как педагогами коррекционных групп ЗПР и ТНР, так и педагогами общеразвивающих групп.

Создание нейроуголка в разновозрастной группе для детей ЗПР.

























Этапы реализации проекта

1-й этап «Организационный»

Цели этапа:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.

  • Создание организационной основы реализации проектной деятельности.

  • Координация деятельности участников проектной деятельности.

  • Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности

2-й этап «Практический»

Цели этапа:

  • Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.

  • Внедрение в коррекционную работу и образовательный процесс нейроигр и кинезиологических упражнений.

  • Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности. Разработка сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.). Создание банка фото и видео с детьми на практике.

  • Организация среды в группе «Нейроуголок».

3-й этап «Презентационный»

Цели этапа:

  • Обобщение результатов проектной деятельности

  • Тиражирование опыта работы по реализации проекта «Играем, мозг развиваем»

  • Подготовка отчета и презентации о проектной деятельности на итоговом педагогическом совете.



























планирование в рамках ПРОЕКТА

«Играем- мозг развиваем»



Дата


Содержание работы с детьми


Оборудование

Работа с родителями



I этап - Организационный (изучение материала, подготовка игр)– с 01.04.2024 – 07.04.2024 г.





II этап - Практический – с 08.04.2024 – 18.04.2024


Ш этап - Презентация для родителей – 19.04.2024 г.


08.04.2024

- Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок)

- Глазодвигательные упражнения Упражнение «Цветные шарики».

- Упражнения двигательного репертуара после дневного сна в кроватках: «Лодочка», «Бревнышко».

-Дидактическая игра «Нейродорожки».

Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, распечатки с нейродорожками

Консультация для родителей ««Нейроигры дома - легко!»?»

Пополнение сенсомоторного центра группы картотекой нейроигр и упражнений.

09.04.2024

- Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок) по теме недели

- Глазодвигательные упражнения

«Варим суп»

- Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

- Работа на доске «Бильгоу»

-ходьба по нейротропинке

Цветные мячики Су – Джок,

Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые,

Доска Бильгоу с цветными мешочками

Буклет для родителей «Что такое гимнастика для мозга?»

10.04.2024

- Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок), пальчиковая гимнастика

- Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп»

-Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Собери стаканчики»

- Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам)

- Работа с доской «Бильгоу»

Цветные мячики Су – Джок,

Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка,

Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры

Домашнее задание для родителей, изготовление нейротренажеров вместе с детьми. Играем дома.

11.04.2024 12.04.2024

- Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок), пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика

- Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп»

-Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Собери стаканчики»

- Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья.

- Работа с доской «Бильгоу»

- Дидактическая игра «Цветные ладошки»

Цветные мячики Су – Джок,

Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка,

Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры

Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек.

Фотоотчет от родителей по домашнему заданию.

15.04.2024 16.04.2024

- Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок), пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика

- Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп»

-Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Собери стаканчики»

- Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья.

- Работа с доской «Бильгоу»

- Дидактическая игра «Цветные ладошки»

- Дидактическая игры «Волшебные мячики»

Цветные мячики Су – Джок,

Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка,

Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры

Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек.

Картотека игр кинезиологические упражнения с детьми дома.

17.04.2024

- Развитие мелкой моторики рук «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка»

- Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп»

-Дыхательная гимнастика «Собери стаканчики», «Надуй шарик»

- Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья.

- Работа с доской «Бильгоу»

- Телесные упражнения «Колено-локоть», «Дерево»

- Дидактическая игра «Цветные ладошки»

- Дидактическая игры «Волшебные мячики»

Цветные мячики Су – Джок,

Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка,

Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры

Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек.

Опрос родителей о мастер – классе «Играя, развиваемся»

18.04.2024

- Развитие мелкой моторики рук «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка»

- Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп»,

-Дыхательная гимнастика «Собери стаканчики», «Надуй шарик».

- Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья.

- Работа с доской «Бильгоу»

- Телесные упражнения «Колено-локоть», «Дерево»

- Дидактическая игра «Цветные ладошки»

- Дидактическая игры «Волшебные мячики» (разные вариации)

Цветные мячики Су – Джок,

Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка,

Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры

Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек.

Презентация новых нейроигр родителям (телеграм)



- Развитие мелкой моторики рук «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка»

- Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп»

-Дыхательная гимнастика «Собери стаканчики», «Надуй шарик»

- Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья.

- Работа с доской «Бильгоу»

- Телесные упражнения «Колено-локоть»

- Дидактическая игра «Цветные ладошки»

- Дидактическая игры «Волшебные мячики»

Цветные мячики Су – Джок,

Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка,

Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры

Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек.

Индивидуальные беседы с родителями о нейроиграх и кинезиологических упражнениях.

19.04.

Презентация для родителей «Весёлые нейроигры дома»

Нейротренажеры

Игры с мячом

Танец «Сделай наоборот»

Мастер- класс для родителей «Весёлые нейроигры дома»