СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный проект в средней группе "Светлая Пасха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный проект в средней группе "Светлая Пасха"»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ёлочка»





Краткосрочный проект

в средней группе

на тему: «СВЕТЛАЯ ПАСХА»




























Подготовили воспитатели:

Кузнецова Е.М., Бизина А.Р.





Болчары, 2022год

Краткосрочный проект (средняя группа)

Тема: "Светлая Пасха"

Тип проекта: информационно-творческий, совместный



Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Актуальность:

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией.

Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

  • Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.

  • Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа и любовь к своей Родине;

  • Развивать познавательные и творческие способности детей;

  • Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.

  • Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.

  • Привлечь родителей к совместной деятельности

  • Развивать творческое воображение, фантазию через продуктивную деятельность





Краткое содержание проекта:

Данный проект, рассчитанный на детей средней группы, поможет получить знания и представления о православных обычаях, традициях празднования Светлой Пасхи; конкретизирует знания о пасхальных песнях, стихах, приметах; сформирует интерес к русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Методы и формы работы по реализации проекта:

  • словесный

  • метод обследования, наглядности

  • проблемно-мотивационный

  • практический

Ожидаемые результаты:

  • Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.

  • Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта

  • Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей

  • Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.

  • Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.

Продукт проекта: Выставка семейных поделок «Пасхальное чудо», аппликация "Пасхальная вербочка", рисование рисунка « Пасхальный кулич», лепка « Пасхальные яйца»

Этапы реализации:

  1. Этап аналитический (предварительная работа):

  • выявление первоначальных знаний детей через беседы на соответствующую тему, а родителей через анкетирование;

  • подбор литературы (сказки, стихи, потешки, загадки по соответствующей теме);

  • фотографий, плакаты и иллюстрации о Пасхе;

  • подбор музыки. Информирование родителей о предстоящей деятельности (домашнее задание).

Этап организационный:

  • создание научно-познавательной и развивающей среды в группе через чтение художественной литературы, просмотр фотографий, презентаций, игр и игрушек, плакатов и иллюстрированного материала.

  • беседы и анализ с детьми полученной информации с обсуждением результатов домашнего задания (совместное окрашивание яиц с родителями, изготовление поделок к выставке пасхальных украшений).



  1. Этап практический:

  • проведение интегрированных НОД с организацией сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических и хороводных игр, индивидуальной и групповой работы.

  • изготовление аппликации (Верба, Пасхальный кулич), Лепка (Украшение пасхального яичка), рисование (Кулич), формирование знаний и представлений детей о Пасхе, а также о физических законах (плотность предметов) через проведение исследований и экспериментов.

  • игра-драматизация «Курочка – Ряба»(физкультурный досуг).



  1. Работа с родителями:

  • консультации,

  • оформление папки передвижки для родителей,

  • привлечение к изготовлению поделок к выставке пасхальных украшений.



  1. Этап итоговый: оформление результатов с помощью создания рисунков, аппликаций, лепки.



  1. Этап заключительный:

  • подведение итогов и результатов работы над проектом,

  • организация выставки творческих работ детей совместно с родителями.



Содержание проекта:

  1. Образовательная область: «Физическое развитие»

  • Утренняя гимнастика.

  • Спортивный досуг «Курочка - Ряба» с участием специалиста по физической культуре

  • Пасхальная физкультминутка

  • Пасхальная игра «Красная горка»

  • Подвижная игра «Пронеси яйцо в ложке»

  • Подвижная игра «За двумя зайцами»

  • Пасхальная игра «Катание яиц»

  • Пасхальная игра «Чоканье яйцами»

  • Хороводная игра «Солнышко-ведрышко»

  • Хороводная игра «Ты по кругу иди-себе друга найди»

  • Подвижная игра «Найди яйцо»



  1. Образовательная область: «Познавательное развитие»



  • Консультация для педагогов «Способы окраски пасхальных яиц»

  • Анкетирование Родителей «Что вы знаете о Пасхе»

  • Консультация для родителей «Пасхальные обычаи и традиции для детей на Руси».

  • Ознакомление с окружающим миром «Что такое Пасха?»

  • Ознакомление с окружающим миром «Как в старину люди готовились к празднику, Пасхе»

  • Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов, и муляжей по данной теме.

  • Пасхальные приметы

  1. Образовательная область: «Речевое развитие»

  • Беседа «Почему мы красим яйца?»

  • Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»

  • Чтение р.н.с. «Курочка - Ряба»

  1. Образовательная область: «Художественно-этетическое развитие»

Чтение с детьми художественной литературы по соответствующей теме

  • Прослушивание музыки «Пасхальный звон колоколов»

  • Стихи о Пасхе, о весне.

  • Загадки

  • Драматизация р.н.с. «Курочка - Ряба»


Слушание пасхальной музыки (звон колоколов)


Рисование: «Украшаем пасхальный кулич »


Лепка: «Украсим яички»



Рисование (раскраски): «Пасхальные яйца»


Аппликация: «Веточка Вербы»

  1. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»



  • Театр «Курочка - Ряба»

  • Сюжетно-ролевая игра «Лепим куличи»

  • Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей, накрываем на стол»

Сюрпризный момент: в конце досуга «Курочка- Ряба» снесла ребятам по «сладкому шоколадному пасхальному яйцу, а бабка испекла маленькие куличики.

Конечный результат.

  1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей и родителей по теме «Светлая Пасха».

  2. Выставка творческих работ детей совместно с родителями, Позитивные изменения в поведении и настроении детей.

  3. Обобщение и распространение опыта.

  4. Презентация проекта.



Выводы и самоанализ: Мы считаю, что в результате совместной деятельности детей, воспитателя, родителей и специалистов с поставленными задачами мы справились, а в ходе игр и развлечений получили огромный заряд новых знаний, впечатлений и эмоций. Но самое важное, что дети стали более чуткими, внимательными. Ведь Пасха – это день всеобщего равенства, любви и милосердия.







Беседа на тему «Что такое пасха?»


Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Скоро мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный

конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью.

Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пас­хальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы.

Люди думали о будущем урожае и посевных работах, и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.





Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха - это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца?

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?


- А, как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему?

- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли.

Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.







Игры на пасху


Игра «Найди яйцо»:

воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место.

Затем детям предлагается найти писанку.



Игра «За двумя зайцами»:

воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два, и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.























Консультация для родителей


- Христос воскресе!

- Воистину воскресе!


Так приветствуют друг друга люди в этот день, день Воскресения Христова, день Пасхи. Сотни верующих, в чистых и светлых одеждах, еще до полуночи, стекаются к Храмам. С замиранием сердца они ждут начала великого праздника. И вот, Пасхальный огонь, уже освящает собравшихся людей, вовсю звенят колокола, радостно возвещая всем о начале Пасхи – великого дня!


Праздник Пасхи, у христиан, праздник победы Иисуса Христа над смертью, умершего за грехи наши, но воскресшего. Избавление от всего греховного. Это самый главный церковный праздник. Он же самый пышный, светлый и нарядный.

Торжество Пасхи немыслимо без Пасхального огня. Огонь этот, символизирует Свет Божий, который освящает людей, даруя им просвещение. В главных храмах страны ждут Благодатного огня из Храма Гроба Господня, который сходит в канун перед Пасхой. Это настоящее чудо! Огонь рождается ниоткуда, загорается, даруя людям счастья и укрепляя их веру. Из Храма Гроба Господня его переправляют и к нам. От него зажигают лампады и свечи, так он и путешествует по стране. Многие сохраняют огонь в лампаде и после службы, поддерживают его в течение года.


Так же, на Пасху, играют колокола, не только звонари, а и любой желающий, в это время, может позвонить в колокола, возвещая о Воскресение Христа. Обязательны, в этот день, и пасхальные угощения. Конечно же, это куличи, освященные в храме. Величие Пасхи просматривается даже здесь: кулич по сути, это обычный хлеб который мы едим каждый день, но один раз в году, он становится праздничным, торжественным. Раньше каждая порядочная хозяйка имела свой рецепт приготовления кулича. А правильно приготовленный кулич, не портится в течение сорока дней. Крашеные яйца – неотъемлемая часть Пасхи, их не только кушают, но и обмениваются, а также дарят кому-нибудь.


Празднуя Пасху не забывайте, что в этот день оставляется все плохое и злое. А человек, после молитвы, с чистым сердцем и душою выходит на встречу доброму и хорошему. Просто помните об этом, празднуя воскрешение Иисуса Христа и победу его над смертью. Радуйтесь всему, ведь Пасха, символ вечной жизни!





Русская народная игра

«Солнышко — ведрышко»

Солнце стоит в центре круга.

Гори, солнце ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Дети идут по кругу, произнося слова под музыку. С окончанием потешки Солнце  кричит: «Горячо!» - и бежит ловить детей. Дети разбегаются, садятся на стульчики.

Солнышко убегает. А Дед с Бабой приходят на ярмарку. Бабка зазевалась и роняет корзину с яйцами: Ох, батюшки, яйца растеряла, ох матушки, сейчас все побьются, надо скорее их собрать!!!

Ведущий: Ребята, давайте, скорее, поможем Бабе и соберем все яички в корзинку.

Игра «Кто быстрее соберет» (Собрали).

Бабка: спасибо большое ребят! А знаете, на Пасху всегда играли еще в одну интересную игру. Она называется «Пронеси яйцо в ложке»

Дети играют в игру. А Бабка уходит за мукой (за ширму) и возвращается.

Подвижная игра

«Пронеси яйцо в ложке»

Участники строятся в две команды. Яйцо кладётся в ложку, которую надо пронести, не уронив яйцо, преодолевая препятствия. Яйцо положить на тарелку, вернутся в команду, отдать ложку, следующему игроку Следующий игрок бежит к тарелке, преодолевая препятствия, забирает яйцо, передает его следующими игроку и т.д.

Бабка: ну что Дед, муки я купила, идем, скорее, домой, печь куличи. Приходят домой.

Бабка с Дедом: Курочка Ряба, мы пришли.

Курочка Ряба: Хорошо, а я Вам снесла яичко золотое, поглядите.

Дед с Бабкой дивятся и радуются яичку: Ах, какое красивое, золотое, а давай ка Дед посмотрим какое оно внутри. Стучат по очереди молоточками по яйцу.

Мимо пробегает мышка и задевает хвостиком яичко. Оно разбивается. Дед с Бабой плачут. Курочка Ряба их успокаивает: не плачь Дед, не плачь Баба, я вам снесу не золотое, а простое яичко, а ты петушок повесели пока Деда с Бабой и ребят.

Все играют в игру. Баба уходит печь кулич.

Подвижная игра «Петух и дети»

Дети стоят в кругу, держась за руки, петух – в центре.

Петух: Трух-тух-, трух-тух-тух, ходит по двору петух.

(Дети высоким шагом идут вправо по кругу, петух движется противоходом.)

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит, на весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

Все резко останавливаются, поворачиваются лицом в круг и отпускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, «машет крыльями» и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

Выходит Баба: кулич испекла, а как там наша курочка?

Курочка выходит с корзиной яиц (шоколадных для детей).

Курочка: а я вам снесла не золотых, а простых но пасхальных яичек, (крашенок, писанок, крапинок) и ребятам снесла по яичку расписному. Угощайтесь и запомните, Пасха – день всеобщего равенства, любви, добра и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям, зверям, птицам, насекомым и всем живым существам. Поэтому давайте сначала простим мышку, ведь она не нарочно разбила яичко. Золотое яйцо счастья вам не принесло, а золотое и доброе сердце принесет много счастья!

С Пасхой Вас!

С Христовым Воскресеньем!

С праздником да весельем!

Дети с воспитателем прощаются с героями сказки и уходят в группу (где кушают свои пасхальные шоколадные яйца).

Спасибо за внимание!









Использованная литература:

  1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

  2. Энциклопедия для детей «Научные эксперименты»

  3. 1. «Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты.» Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД «Издательство. Мир книги» 2008.

  4. 2. Интернет ресурсы:

  5. http://naukaveselo.ru/5-uvlekatelnyih-eksperimentov-s-yaytsom.html•http://www.paskha.net/,

  6. •http://www.sunhome.ru/cards/28, •http://www.solnet.ee/holidays/s13.html,•http://ru.wikipedia.org/wiki

  7. 3. Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009 г.

  8. Наталья Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома» Учебно-методический комплект, Москва, Линка-Пресс