СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КРЕЩЕНИЕ РУСИ. Как это было ...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крещение Руси - один из великих праздников в Русской православной церкви. С 2010-го его ежегодно отмечают в конце июля. Презентация рассказывает как христианство стало государственной религией разобщенных княжеств и какую роль в этом сыграл князь Владимир Красное Солнышко.

Просмотр содержимого документа
«КРЕЩЕНИЕ РУСИ. Как это было ...»

28  июля День  крещения  Руси

28 июля

День крещения Руси

28  июля  ежегодно  отмечается  День  Крещения  Руси  -  памятная  дата, установленная  в  РФ  в  честь  важного  исторического  события,  которое определило  дальнейшую  историческую  судьбу  России. Официально  праздник  утвержден  поправками  в  федеральный  закон

28 июля ежегодно отмечается День Крещения Руси - памятная дата, установленная в РФ в честь важного исторического события, которое определило дальнейшую историческую судьбу России.

Официально праздник утвержден поправками в федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 года, подписанными президентом РФ Дмитрием Медведевым 31 мая 2010 года.

Учреждение  праздника В  православном календаре  28  июля церковном (15  по юлианскому  календарю)  является днем  памяти равноапостольного святого князя Владимира  -  крестителя  Руси.  В в  церквях торжественные этот  день совершаются богослужения, проходят крестные  ходы, проводятся концерты и праздничные выставки, посвященные событиям  церковной  истории. Равноапостольный  Владимир (в Крещении  Василий), великий  князь

Учреждение праздника

В православном календаре 28 июля

церковном (15 по

юлианскому календарю) является

днем памяти равноапостольного

святого князя

Владимира - крестителя Руси. В

в церквях торжественные

этот день совершаются богослужения,

проходят

крестные ходы,

проводятся

концерты

и

праздничные выставки,

посвященные

событиям церковной истории.

Равноапостольный Владимир

(в Крещении Василий), великий князь

Владимир  I  Святославович  (около 960  года  —  15  июля  1015  год)  —  князь  Новгородский  (970— 988), великий  князь  Киевский  (978— 1015).  Известен  также  как Владимир  Святой,  Владимир Великий,  Владимир  Креститель. По  мнению  исследователей былинного  эпоса,  Владимир Святославович  является  одним из  прообразов  собирательного былинного  персонажа  Владимир Красное  Солнышко. Великий  князь  Владимир  Святославович. Портрет  из Царского  титулярника  17  в.

Владимир I Святославович (около 960 года — 15 июля 1015 год) — князь Новгородский (970— 988), великий князь Киевский (978— 1015). Известен также как

Владимир Святой, Владимир

Великий, Владимир Креститель. По мнению исследователей былинного эпоса, Владимир Святославович является одним из прообразов собирательного былинного персонажа Владимир Красное Солнышко.

Великий князь Владимир Святославович. Портрет из Царского титулярника 17 в.

Детство  и  начало  правления Достоверно  дата  рождения  Владимира  не установлена.  Историки  относят  это  событие приблизительно  к  960  году.  Владимир  был сыном  Святослава,  внуком  Игоря  и  правнуком основателя  династии  –  Рюрика.  Мать  его, Малуша,  была  ключницей  у  его  бабки  –  княгини Ольги  и  наложницей  Святослава. Родился  будущий  князь  всея  Руси  в  небольшой деревушке,  близ  Пскова,  как  считают  историки. Первые  годы  своей  жизни  он  и  провел  там  со  своей матерью.  Позже  он  попал  в  Киев  и  воспитывали  его княгиня  Ольга  и  его  дядя  по  матери  –  Добрыня  (он был  воеводой). Памятник  Малуше  и  князю Владимиру  в  Киеве

Детство и начало правления

Достоверно дата рождения Владимира не установлена. Историки относят это событие приблизительно к 960 году. Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и правнуком основателя династии – Рюрика. Мать его,

Малуша, была ключницей у его бабки – княгини Ольги и наложницей Святослава.

Родился будущий князь всея Руси в небольшой деревушке, близ Пскова, как считают историки.

Первые годы своей жизни он и провел там со своей матерью. Позже он попал в Киев и воспитывали его княгиня Ольга и его дядя по матери – Добрыня (он был воеводой).

Памятник Малуше и князю Владимиру в Киеве

Святослав, потерпев  поражение  в  походе  на  греков,  по  возращении  домой был  убит  печенегами.  А  уезжая,  он  поделил  меж  своих  сыновей  владения. Ярополка  оставил  он  княжить  в  Киеве,  Олега  –  над  древлянами.  А Владимиру  достался  Великий  Новгород.

Святослав, потерпев поражение в походе на греков, по возращении домой был убит печенегами. А уезжая, он поделил меж своих сыновей владения. Ярополка оставил он княжить в Киеве, Олега – над древлянами. А Владимиру достался Великий Новгород.

После  смерти  Святослава  (972) началась  усобица  между  двумя старшими  сыновьями  —  Ярополком и  Олегом,  в  результате  которой последний  погиб.  Воевода  Добрыня, посоветовал  юному  княжичу  бежать к  варягам,  так  как  Ярополк стремился  избавиться  от  всех конкурентов  в  борьбе  за единовластие.  В  978  г.  князь Владимир  вернулся  с  варяжским войском  и  сверг  брата, превратившись  в  полновластного правителя.

После смерти Святослава (972) началась усобица между двумя старшими сыновьями — Ярополком и Олегом, в результате которой последний погиб. Воевода Добрыня, посоветовал юному княжичу бежать к варягам, так как Ярополк стремился избавиться от всех конкурентов в борьбе за

единовластие. В 978 г. князь

Владимир вернулся с варяжским войском и сверг брата, превратившись в полновластного правителя.

Придя  к  власти,  князь  Владимир  Святославович  зафиксировал  новое объединение  Киева  и  Новгорода. Князь  Владимир  укрепил  государственный  аппарат  и  решил многолетнюю  проблему  защиты  русских  рубежей  от  печенежских набегов. Владимир  идёт  в  поход  на  вятичей. Миниатюра  из  Радзивилловской летописи.

Придя к власти, князь Владимир Святославович зафиксировал новое объединение Киева и Новгорода.

Князь Владимир укрепил государственный аппарат и решил многолетнюю проблему защиты русских рубежей от печенежских набегов.

Владимир идёт в поход на вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Заботясь  о  целостности  страны  и  желая  упорядочить  сферу  религиозной жизни  своих  подданных,  Владимир  в  983  г.  создал  в  Киеве  пантеон  важнейших славянских  богов. Из  всех  многочисленных языческих  богов  он  выбрал  шесть, которых  и  провозгласил  на  всей территории  Руси. Однако нововведение не результатов, подобное дало присоединенные так вновь племена (вятичи,  например)  продолжали поклонятся  своим местным богам.  Владимир  начинает склоняться  к  принятию  новой веры. Славянский  пантеон  богов

Заботясь о целостности страны и желая упорядочить сферу религиозной жизни своих подданных, Владимир в 983 г. создал в Киеве пантеон важнейших славянских богов.

Из всех многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых и провозгласил на всей территории Руси.

Однако

нововведение

не

результатов,

подобное

дало

присоединенные

так

вновь

племена

(вятичи, например) продолжали

поклонятся своим

местным богам. Владимир начинает

склоняться к принятию новой веры.

Славянский пантеон богов

Легендарный  византийский  выбор  князя  Владимира В  «Повести  временных  лет» есть  легендарный  рассказ  о  том,  как князь  Владимир,  подходящую  для себя  и  всей  Руси  религию  подбирал. Рассматривались  три  варианта: хазарский  иудаизм,  ислам  Волжской Булгарии (римского обрядов). и или христианство византийского летописному выбор  был Согласно повествованию непростым.  В  конце  концов  чаша весов  склонилась  в  пользу Константинополя. Выбор  веры  князем  Владимиром. худ.  Филатов  Алексей.

Легендарный византийский выбор князя Владимира

В «Повести временных лет» есть легендарный рассказ о том, как князь Владимир, подходящую для себя и всей Руси религию подбирал. Рассматривались три варианта: хазарский иудаизм, ислам Волжской

Булгарии (римского обрядов).

и или

христианство византийского летописному выбор был

Согласно

повествованию

непростым. В конце концов чаша весов склонилась в пользу Константинополя.

Выбор веры князем Владимиром.

худ. Филатов Алексей.

Как  следует  из  летописи  «Повесть  временных  лет»,  по  поручению  князя  Владимира послы  побывали  в  странах,  которые  исповедовали  четыре  мировые  религии  –  ислам,  католическое  христианство,  иудаизм  и  православное  христианство. худ.  Исаев  Сергей.  Выбор  веры.

Как следует из летописи «Повесть временных лет», по поручению князя Владимира послы побывали в странах, которые исповедовали четыре мировые религии – ислам, католическое христианство, иудаизм и православное христианство.

худ. Исаев Сергей. Выбор веры.

Великий  князь  Владимир  избирает  религию. худ.  И.  Эггинк К сюжету  «Повести  временных  лет» о  выборе  веры  князем  Владимиром» Те,  кто  побывал  в Византии  с  целью  знакомства  с  православием  особенно  отмечали  следующие благоприятные  факты: красота  и  необыкновенное волшебство  богослужения; глубокая  философия  текста, изложенного  в  Библии; божественное  откровение; убранство  христианских  храмов; почтение  и  уважение  к  служителям  церкви; пронизывающие духовной  силой проповеди; священная  и  благоухающая  атмосфера  в храме; таинственность  и  возвышенность  религиозных  обрядов.

Великий князь Владимир избирает религию. худ. И. Эггинк

К сюжету «Повести временных лет»

о выборе веры князем Владимиром»

Те, кто побывал в Византии с целью знакомства с православием особенно отмечали следующие благоприятные факты:

  • красота и необыкновенное волшебство богослужения;
  • глубокая философия текста, изложенного в Библии;
  • божественное откровение;
  • убранство христианских храмов;
  • почтение и уважение к служителям церкви;
  • пронизывающие духовной силой проповеди;
  • священная и благоухающая атмосфера в храме;
  • таинственность и возвышенность религиозных обрядов.
Для  укрепления  союза  между Византией  и Древней  Русью  Владимир женился  на  сестре  императора  византийского  –  Василия  второго. Взамен  византийский  император получил  от  Древней  Руси  военную поддержку  для  подавления  восстания мятежников. худ.  Ефошкин  Сергей. Князь Владимир.  Встреча  византийской принцессы Анны.

Для укрепления союза между Византией и Древней Русью Владимир женился на сестре императора византийского – Василия второго. Взамен византийский император получил от Древней Руси военную

поддержку для подавления восстания мятежников.

худ. Ефошкин Сергей.

Князь Владимир. Встреча византийской принцессы Анны.

Принятие  христианства  князем  Владимиром Владимир  крестился  в  одной  из  христианских  церквей  Константинополя.  Затем, согласно  древнерусским  летописям, вернувшись   на  территорию  Киевской  Руси, Владимир  Святославович  распорядился крестить  жителей  Киева  с  помощью привезенного  из  Византии  духовенства. При  крещении древнерусского князя  нарекли христианским именем  Василий. худ.  В.  М.  Васнецов.  Крещение  князя  Владимира

Принятие христианства князем Владимиром

Владимир крестился в одной из христианских церквей Константинополя. Затем,

согласно древнерусским летописям,

вернувшись на территорию Киевской Руси, Владимир Святославович распорядился

крестить жителей Киева с помощью

привезенного из Византии духовенства.

При крещении древнерусского князя нарекли христианским именем Василий.

худ. В. М. Васнецов. Крещение князя Владимира

Крещение  Руси  начиналось  не  только  с  обращения  в  православную  веру  всех близких  князю  людей  и  родственников,  а  также  родовой  знати.  Помимо  этого, данный  процесс  сопровождался  уничтожением  языческих  идолов  и  началом проведения  христианских  проповедей,  которые  появились  с  этих  пор  в  Киеве. худ.  Клавдий  Лебедев  .  Крещение  киевлян

Крещение Руси начиналось не только с обращения в православную веру всех близких князю людей и родственников, а также родовой знати. Помимо этого, данный процесс сопровождался уничтожением языческих идолов и началом проведения христианских проповедей, которые появились с этих пор в Киеве.

худ. Клавдий Лебедев . Крещение киевлян

Вслед  за  этим  последовало массовое  крещение  русского –   впервые крестили народа священники жителей государства древнерусского прямо  на берегу  Днепра. худ.  В.  М.  Васнецов  .  Крещение  Руси.

Вслед за этим последовало массовое крещение русского

– впервые крестили

народа священники жителей государства

древнерусского

прямо на

берегу Днепра.

худ. В. М. Васнецов . Крещение Руси.

Для  того,  чтобы  обеспечить  рост  православной  веры  и  ее  закрепление  в  стране, князь  Владимир  сделал  многое:  строительство  православных  храмов,  обучение духовенства,  открытие  церковных  школ  и  т.д.  Одна  из  церквей,  воздвигнутая  в  честь святого  Василия  появилась  на  холме  неслучайно,  она  заменила  собой  изваяние  идола бога  Перуна.  Первым  же  каменным  храмом  считается  Десятинный  храм, построенный  византийскими  мастерами  в  честь Рождества  Пресвятой  Богородицы. Храм  Успения  Пресвятой  Богородицы Фрагмент  диорамы «Город  Владимира»

Для того, чтобы обеспечить рост православной веры и ее закрепление в стране, князь Владимир сделал многое: строительство православных храмов, обучение духовенства, открытие церковных школ и т.д. Одна из церквей, воздвигнутая в честь святого Василия появилась на холме неслучайно, она заменила собой изваяние идола бога Перуна. Первым же каменным храмом считается Десятинный храм, построенный византийскими мастерами в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм Успения Пресвятой Богородицы Фрагмент диорамы «Город Владимира»

Значение  крещения  Руси Крещение  Руси  оставило  огромный  след  в  истории,  при  этом  оно  повлияло  как  на историю  самой  Киевской  Руси,  так  и  на  всю  мировую  историю  в  целом.  Приобщение  к тысячелетней  христианской  истории  позволило  Руси  продолжить  освоение многовекового  наследия  греко- римской  цивилизации,  развитие  самобытных  форм литературы,  искусства,  религиозной  жизни. Русь  переняла  у  Византии  лучшие  ее  достижения  во  всех  сферах  жизни  общества и  основой  для  сотрудничества  стала  именно  христианская  вера.  Крещение  Руси нужно  понимать  не  как  кратковременное  действие,  не  как  массовый  обряд,  а  как процесс  постепенной  христианизации  восточнославянских племен.

Значение крещения Руси

Крещение Руси оставило огромный след в истории, при этом оно повлияло как на историю самой Киевской Руси, так и на всю мировую историю в целом. Приобщение к тысячелетней христианской истории позволило Руси продолжить освоение многовекового наследия греко- римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни.

Русь переняла у Византии лучшие ее достижения во всех сферах жизни общества и основой для сотрудничества стала именно христианская вера. Крещение Руси нужно понимать не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских племен.

Историческое  значение  принятия  Русью  христианства заключалось  в  следующем: Приобщение  славянофильского  мира  к  культурным  ценностям  христианства. Создание  условий  для  объединения  народов, населявших  Русь. Русь  была  признана  на  международной  арене  как  христианское  государство, что определило  более  высокий  уровень  отношений  с  европейскими  странами  и народами. Русская  церковь,  развивавшаяся  в  сотрудничестве  с  государством,  стала  силой, объединяющей  жителей  разных  земель  в  культурную  и  политическую  общность.

Историческое значение принятия Русью христианства заключалось в следующем:

  • Приобщение славянофильского мира к культурным ценностям христианства.
  • Создание условий для объединения народов, населявших Русь.
  • Русь была признана на международной арене как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
  • Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Список  литературы Брайчевский  М.Ю.  «Утверждение  христианства  на  Руси»  -  М:,  1989г.  - 295с. Гордиенко  Н.С.  «Крещение  Руси»  --  Л.  1984  г.  -  203с. Карамзин  Н.М.  «История  государства Российского».  Книга  первая.- Ростов;  Издательство

Список литературы

  • Брайчевский М.Ю. «Утверждение христианства на Руси» - М:, 1989г. -

295с.

  • Гордиенко Н.С. «Крещение Руси» -- Л. 1984 г. - 203с.
  • Карамзин Н.М. «История государства Российского». Книга первая.-

Ростов; Издательство "Феникс",1994. - 512с.

  • Ключевский В.О. «Курс русской истории» ч.1, Москва, 1987. - 309с.
  • Седов В.В. «Восточные славяне в 8- 13 вв.» М., 1982 г. - 180с.
  • Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4- е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 576с.