СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кровотечение и гемостаз методическая разработка практического занятия для преподавателя 2021

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кровотечение и гемостаз методическая разработка практического занятия для преподавателя 2021»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»











 Кровотечение и гемостаз



методическая разработка практического занятия для преподавателя

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

Часть 3 Сестринское дело в хирургии

специальность

34.02.01 Сестринское дело





Выполнила: преподаватель хирургии

Рюмина Светлана Николаевна



Сатка

2021



Учебно-методическое пособие для обучающихся медицинских техникумов и

колледжей разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного

образовательного стандарта по специальности 34.02.01 Сестринское дело












Содержание


Пояснительная записка...............................................................

4

Цели занятия.....................................................................................

5

Требования, предъявляемые к студентам.....................................

6

Формируемые компетенции...............................................................

7

Тип занятия,место проведения,продолжительность, оснащение занятия..........................................................................................................


9

Методы и методические приемы......................................................

9

Междисциплинарные связи...............................................................

9

Хронологическая карта занятия.......................................................

10

Этапы планирования занятия...........................................................

11

Список использованных источников..............................................

14

Приложения.................................................................................


15





















Пояснительная записка


Методическая разработка учебного занятия доклинической практики по теме «Кровотечение, гемостаз» создана с целью обеспечения учебно - методической документацией образовательного процесса по реализации программы подготовки специалистов среднего звена специальности 34.02.01.Сестринское дело, а также с целью обмена опытом и оказания методической помощи преподавателю по формированию умений у обучающихся по данной теме.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, выполнена на основе рабочей программы ПМ.02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья Часть 3 Сестринское дело в хирургии.

Методическая разработка практического занятия по теме «Кровотечение,гемостаз» рекомендуется преподавателям для проведения практического занятия по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема кровотечения была и остаётся важным разделом неотложной хирургии, так как кровопотеря является одной из главных причин смерти больных при травмах и некоторых заболеваниях. Изучение данной темы является неотъемлемой частью подготовки специалистов среднего звена любой специальности.

Навыки, приобретенные при отработке умений по данной теме, являются основой для формирования профессиональных компетенций.








Цели занятия


  1. Дидактические:

  • систематизировать знания, умения учащихся по теме «Кровотечение и гемостаз»

  • закрепить навыки, умения остановки кровотечений

  • проверить степень усвоения знаний, умений учащихся по теме практического занятия

  1. Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;

  • способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности;

  • способствовать развитию умения правильно обобщить данные и сделать вывод.

3. Воспитательные:

  • стремиться к воспитанию чувства уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, отрцательного отношения к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому здоровью;

  • стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, за результаты учебного труда, понимания значимости профессии, соблюдения техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

  • содействовать профессиональному самоопределению.











Требования, предъявляемые к студентам (знать, уметь, иметь представление)

После изучения темы «Кровотечение и гемостаз» обучающиеся должы знать:

  • объем циркулирующей крови (ОЦК) и способ его определения;

  • критерии и оценки кровопотери;

  • тактика оказания неотложной помощи в зависимости от кровопотери;

  • последствия кровопотери для организма;

  • причины кровотечения;

  • общие симптомы при значительной кровопотере;

  • местные симптомы кровотечений;

  • осложнения кровотечений;

  • методы временной и окончательной остановки кровотечений.


должны уметь:

  • определить вид кровотечения и подобрать оптимальный метод временной остановки;

  • определить по местным признакам источник кровотечения;

  • распознать признаки геморрагического шока;

  • осуществлять временные методы остановки кровотечения;

  • оценить лабораторные показатели клинического анализа крови при острой кровопотере;

  • осуществлять правильную транспортировку пострадавших с кровопотерей;

  • выявлять проблемы пациента и осуществлять сестринский процесс;

  • применять пальцевое прижатие артерии;

  • накладывать артериальный жгут на конечности и уметь оценить эффективность его наложения;

  • наложение давящей повязки;

  • применять холод для остановки кровотечения.






Формируемые компетенции

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8

Оказывать паллиативную помощь.


ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.































Тип занятия – практическое учебное занятие по формированию умений и способов деятельности

Место проведения – кабинет доклинической практики ГБОУ «Саткинский медицинский техникум»

Продолжительность занятия – 180 минут

Оснащение занятия: методические разработки, плакаты по теме: «Виды кровотечений», «Временные способы остановки кровотечений», «Окончательные способы остановки кровотечений», тесты, памятки, алгоритмы манипуляций, перчатки, маски,бинты, кровоостанавливающий жгут, пузырь со льдом, система для в\в капельного введения лекарственных средств,растворы антисептиков, дезинфицирующие средства, контейнеры для дезинфекции, ручка шариковая, лист бумаги, ноутбук, проектор.

Методы и методические приемы – проблемный, частично-поисковый, инструктаж и самостоятельная работа.

Междисциплинарные и межмодульные связи

Обеспечивающие УД/МДК

Обеспечиваемые УД/МДК

ОП 02. Анатомия и физиология;

УД « Безопасная жизнедеятельность»

ОП 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП 06. Основы микробиологии и иммунологии;

ОП 07.Фармакология.

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

пациентов хирургического профиля

ПМ.04; ПМ.07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»;

МДК 02.01. Сестринская помощь при нарушениях здоровья.

ПМ 02. Лечебная деятельность.

ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.




Хронологическая карта занятия:

  1. Организационный момент 5 минуты

  2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства 5 мин.

  3. Контроль исходного уровня знаний 10 минут( терминологический диктант)

  4. Инструктаж к выполнению практической работы 10 минут

  5. Демонстрация способов остановки кровотечений временными способами15 мин.

  6. Самостоятельная работа студентов – отработка навыков остановки кровотечений временными способами.

  7. Контроль конечного уровня знаний.(Приложение № 2) 20 минут

  8. Подведение итогов занятия 10 минут

  9. Сообщение домашнего задания 5 минут























Этапы планирования занятия

Этапы

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Цели

Время

1.Организационный момент

Приветствие. Внешний вид.Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих

Отвечает староста подгруппы

Мобилизация внимания на предстоящей работе, создание благоприятного микроклимата


5 мин.

2. Формулировка темы, ее обоснование, целей занятия.


Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов

Слушают, записывают тему в дневнике

Мотивация деятельности студентов

5 мин.

3. Контроль исходного уровня знаний

Терминологический диктант/фронтальный опрос с последующим разбором ошибок.(Приложение 1, Приложение 2 -

Ответы на вопросы фронтального опроса)


Инструктирует

студентов, задает

вопросы, корректирует

ответы студентов.

Отвечают на

вопросы

преподавателя письменно,

участвуют в

обсуждении.Проводят оценку своих ответов (%).

Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций


10 мин.

4. Инструктаж к выполнению практической работы

Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями в методическом пособии.

Слушают, усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение

10 мин.

5. Демонстрация временных способов остановки кровотечений

Преподаватель показывает на статистах способы остановки кровотечений временными способами с соблюдением техники безопасности и санитарного режима

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.Задают вопросы.

Познакомить студентов с алгоритмам выполнения манипуляций по остановке кровотечений.

15 мин.

6.Выполнение практической работы

Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарно-эпидемического режима

Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем.Работают парами.

Усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание студентами значимости полученных результатов.

Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.

110 мин

7. Контроль и коррекция знаний и умений.

(Приложение № 3).

Решение тестовых заданий. Определение степени овладения практическими навыками.



Студенты решают тестовые задания

Систематизировать знания по теме.Научиться быстро и правильно принимать решения в условиях, близких к реальным. Прочувствовать ответственность медработника при продолжающемся кровотечении.

20 мин.

8. Подведение итогов занятия


Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.

Стимуляция практической деятельности, поощрение активных учащихся.

Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.

10 мин.

9. Сообщение домашнего задания

Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Основы трансфузиологии», дает рекомендации по подготовке к занятию.

Слушают, записывают.

Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.

5 мин.































Список использованных источников

Основная литература:

1.Сестринский уход в хирургии : учебник.– 2е изд., испр. и доп. / З. В. Дмитриева, А. И. Теплова.– Санкт Петербург : Спец Лит, 2019. – 407 с. : ил. ISBN 9785299008180

2.Сестринское дело в хирургии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Стецюк В.Г. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434611.html

3.Н.В.Барыкина,В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов н/Д:Феникс,2018

4.Лекционный материал.


Дополнительная литература:

1. Сестринская помощь при патологии опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434130.html

2. Организация специализированного сестринского ухода [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. Ю. Корягина и др.; под ред. З. Е. Сопиной. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431979.html

3.Сестринская помощь при заболеваниях мочевыводящей системы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Сединкина Р.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970421628.html

4. Барыкина Н.В.,Зарянская В.Г. «Сестринское дело в хирургии» Р/Д «Феникс». Практикум. 2016г.

5. Богоявленский В.Ф. , Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. - Спб.; Гиппократ , 1995г

6. Дмитриева З.В. , Кошелев А.А. , Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии. Общая хирургия. Частная хирургия. Спб.; Паритет. 2002 г.















Приложения

Приложение 1

Контрольная карта внеаудиторной подготовки к занятию

Ключевые вопросы

темы

Источники информации

Цель

Вопросы (задания)

самоконтроля

1.Причины кровотечений.

Н.В.Барыкина,В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов н/Д:Феникс,2018

А.Д. Морозова, Т.А. Конова

«Сестринское дело в хирургии».Ростов н /Д, 2017.

стр. 39.

Собдюдение чёткости в работе с учётом цели.

Записать в дневнике по практике.

2.Классификация кровотечений.

Н.В.Барыкина,В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов н/Д:Феникс,2018

Стр.39 - 40.

Знать для практической деятельности.

Перечислить и записать в дневнике по практике.

3.Осложнения кровотечений.

Н.В.Барыкина,В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов н/Д:Феникс,2018

Стр.49 – 51.

Знать для практической деятельности.

Перечислить и записать в дневнике по практике.

4.Методы временной и окончательной остановки кровотечений.

Н.В.Барыкина,В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов н/Д:Феникс,2018

Стр.51 - 61.

Знать для практической деятельности

Перечислить и записать в дневнике по практике.

5.Проблемы пациента и осуществление сестринского процесса на примере клинической ситуации.

Конспект лекции.

Знать для практической деятельности.

Составить карту сестринского вмешательства.

















Приложение 2

Вопросы терминологического диктанта с ответами

  1. Движение крови, обеспечиваемое работой сердечно-сосудистой системы и нормальным объемом циркулирующей крови называют ....гемодинамика.

  2. Ярко алая кровь, пульсирующий ток характеризует какое кровотечение? – артериальное.

  3. Каплями кровоточит вся раневая поверхность при каком кровотечении? – капилярном.

  4. Если кровь излилась за пределы организма и характеризуется поступлением крови в окружающую среду – это какое кровотечение? – наружное.

  5. Истечение крови в полость тела человека, не сообщающуюся с окружающей средой – это какое кровотечение ?– внутреннее.

  6. Скопление крови в полости сустава – это гемартроз.

  7. Скопление крови в брюшной полости как называют? – гемоперитонеум

  8. Ограниченное скопление крови в тканях с образованием в них полости содержащей жидкую или свернувшуюся кровь называют – гематома.

  9. Как называют патологического состояниея организма в следствии быстрой потери 1000 мл крови и больше в течение короткого промежутка времени, а это составляет 20-25% ОЦК? – геморрагический шок

10.Как определить шоковый индекс Альговера? – шоковый индекс Альговера это отношение частоты пульса к показателям систолического давления.























Приложение 3

Тестовые задания

Выберите один правильный ответ( правильный ответ выделен)


1. Характерный признак артериального кровотечения:

а) истечение крови непрерывной струей;

б) истечение крови алой пульсирующей струей;

в) кровоточит вся раневая поверхность;

г) медленное истечение крови каплями.

2. Характерный признак венозного кровотечения:

а) истечение крови непрерывной струей;

б) истечение крови алой пульсирующей струей;

в) кровоточит вся раневая поверхность;

г) медленное истечение крови каплями.

3. Характерное проявление внутреннего кровотечения:

а) повышение АД;

б) бледность кожных покровов;

в) гиперемия кожных покровов;

г) брадикардия.

4. Гематома – это:

а) скопление крови в полости сустава;

б) скопление крови в плевральной полости;

в) скопление крови в тканях;

г) скопление крови в полости перикарда.

5. Гемартроз – это:

а) скопление крови в полости сустава;

б) скопление крови в плевральной полости;

в) скопление крови в тканях;

г) скопление крови в полости перикарда.

6. Гемоперикард – это:

а) скопление крови в полости сустава;

б) скопление крови в плевральной полости;

в) скопление крови в тканях;

г) скопление крови в полости перикарда.

7. Гемоперитонеум – это:

а) скопление крови в брюшной полости ;

б) скопление крови в плевральной полости;

в) скопление крови в тканях;

г) скопление крови в полости перикарда.

8. Алая кровь в стуле наблюдается при кровотечении из:

а) пищевода;

б) желудка;

в) печени;

г) прямой кишки.

9. Причина острой кровопотери:

а) подкожная гематома;

б) трещина заднего прохода;

в) длительно кровоточащая язва желудка;

г) разрыв селезенки.

10.Способ временной остановки кровотечения:

а) тампонада раны сальником;

б) наложение сосудистого шва;

в) перевязка сосуда в ране;

г) наложение жгута.


Выберите несколько правильных ответов.

11. Препараты, повышающие свертываемость крови:

а) фибринолизин;

б) новокаин;

в) хлористый кальций;

г) викасол;

д) адреналин.

12. Симптомы желудочного кровотечения:

а) стул с алой кровью;

б) дегтеобразный стул;

в) рвота цвета кофейной гущи;

г) рвота с примесью желчи;

д) рвота с пенистой кровью.

13. Физические методы остановки кровотечения:

а) пальцевое прижатие сосуда;

б) электрокоагуляция;

в) наложение давящей повязки;

г) пузырь со льдом;

д) введение викасола.


Дополните.

14. Пациент с легочным кровотечением транспортируется в положении _сидя или полусидя____

15. Скопление крови в в плевральной полости - _ Гемоторакс___

16. Скопление крови в полости перикарда- __ Гемоперикард______

17. Артериальный жгут в летнее время накладывается не более чем на _1час.



Установите соответствие

18. Вид кровотечения Признаки

1 . Артериальное а) пульсирующая, алая струя;

2 . Венозное б) кровь по всей поверхности раны виде

3. Капиллярное капелек росы;

в) кровь темная, изливается непрерывной струей.

19. Вид кровотечения Признаки

1 . Легочное а) кровохарканье;

2 . Носовое б) кашель;

3 . Желудочное в) рвота «кофейной гущей»;

г) мелена;

д) кровь в носовых путях.

Установите последовательность действий.

20. Наложение артериального жгута:

а) положить салфетку выше места раны;3.

б) проверить правильность наложения жгута;5.

в) придать конечности возвышенное положение; 2

г) закрепить концы жгута;7.

д) растянуть жгут и наложить два тура;4.

е) выполнить пальцевое прижатие артерии;1.

ж) наложить остальные туры; 6.

з) подложить записку с указанием даты и времени наложения жгута.8.























































Приложение 4

Способы временной остановки кровотечения:

1. Наложение жгута. Показанием к наложению жгута является наружное кровотечение из крупных артериальных сосудов конечностей в месте, выше которого можно наложить жгут. При наложении жгута строго соблюдают следующие правила:

а) приподнимают конечность для обеспечения оттока венозной крови;

б) под жгут подкладывают какую-либо ткань, чтобы не повредить кожные покровы;

в) растягивают жгут, накладывая 2 - 3 тура, и завязывают его или фиксируют специальными приспособлениями. Под жгутом оставляют записку с указанием времени его наложения. Критериями эффективности наложения жгута помимо остановки кровотечения являются побледнение и похолодание конечности, а также прекращение периферической пульсации. Жгут следует держать, неснимая его, не более 1,0 – 1,5 часов из-за возможности развития ишемических некрозов. При длительной транспортировке после каждого часа распускают жгут на 10 - 15 мин, останавливая кровотечение, как правило, пальцевым прижатием сосуда на его протяжении.

2. Давящая повязка. Показанием к наложению давящей повязки является кровотечение из вен и небольших артерий. Вариантом давящей повязки является тугое тампонирование просвета кровоточащей раны, которое особенно эффективно при паренхиматозных кровотечениях.

3. Пальцевое прижатие артерий эффективно в течение 10 - 15 мин и чаще всего используется при подготовке к другому более надёжному способу временной остановки кровотечения. Прижатие сосудов осуществляют как на протяжении, так и в ране. Прижатие сосуда в ране чаще применяют во время операции.

1. Сонная артерия прижимается на внутренней поверхности кивательной мышцы в средней трети до поперечного отростка шейного позвонка.

Пальцевое прижатие сонной артерии

2. Подключичная артерия прижимается к I ребру над ключицей в средней трети.

3. Подмышечная артерия – в подмышечной ямке к головке плечевой кости. Пальцевое прижатие подмышечной артерии.

4. Плечевая артерия прижимается на внутренней поверхности двуглавой мышцы в средней трети к плечевой кости.

Пальцевое прижатие плечевой артерии.

5. Бедренная артерия прижимается к горизонтальной ветви лобковой кости в паховой складке.

Пальцевое прижатие бедренной артерии.

6. Прижатие подколенной артерии пальцами проводят путем сжатия мягких тканей в подколенной ямке при согнутом коленном суставе.

Запомните! Перевязки и инъекции необходимо осуществлять в перчатках.

Наложение жгута по методу Микулича при ранении сонной артерии



Цель. Временная остановка кровотечения. Оснащение. Стерильные салфетки, валик, жгут трубчатый, шина Крамера, бинт.

1. Пострадавшего посадить или положить.

2. Прижать сонную артерию пальцами (см. «Пальцевое прижатие артерий» (1)).

3. На стороне повреждения в области проекции сонной артерии положить ватно-марлевый валик.

4. На противоположной стороне положить шину Крамера, чтобы своим передним краем она выступала на шее на 1,5-2 см перед трахеей.

5. Растянуть жгут посередине обеими руками, приложить сверху валика и шины, обернуть вокруг шеи и завязать на шине.

6. Зафиксировать время наложения жгута.

7. Ввести пострадавшему внутримышечно анальгетики общего действия.

8. Перевязать рану.

9. Написать время наложения жгута и подложить записку под тур жгута.

10. Обеспечить транспортировку пострадавшего машиной «Скорой помощи» на носилках в хирургическое отделение больницы.

11. Продезинфицировать использованное оснащение, вымыть и высушить руки.

12. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.


Примечания.


1. После наложения жгута проверьте, чтобы между жгутом и трахеей было расстояние.

2. Вместо шины можно использовать руку пострадавшего, приложив ее к шее с противоположной стороны повреждения.

Наложение жгута-закрутки на конечность

Цель. Временная остановка кровотечения.

Оснащение. Прокладка из ткани, полоска из ткани, палочка, бинт.

1. Пострадавшего посадить или положить.

2. На одежду или на ткань к центру от раны (кроме участка в средней трети плеча) наложить полоску.

3. Обвести полоску вокруг конечности, края завязать, чтобы полоска плотно прилегала к телу.

4. В образовавшуюся петлю полоски ввести палочку и закручивать ее вокруг оси, пока не будет затянута полоска так, чтобы остановилось кровотечение. 5. Палочку зафиксировать с помощью бинта.

6. Зафиксировать время наложения закрутки.

7. Ввести пострадавшему внутримышечно анальгетики общего действия.

8. Перевязать рану.

9. Иммобилизовать руку (косыночной повязкой).

10. Написать время наложения жгута и подложить записку под тур жгута.

11. Обеспечить транспортировку пострадавшего машиной «Скорой помощи» на носилках в хирургическое отделение больницы.

12. Продезинфицировать использованное оснащение, вымыть и высушить руки.

13. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.

Наложение давящей повязки

Цель. Временная остановка кровотечения.

Оснащение.Стерильные: салфетки, пинцеты (2 шт), резиновые перчатки;

другие: валик из ваты и марли, раствор антисептика для кожи.

1. Провести психологическую подготовку пациента.

2. Пациента посадить или положить.

3. Вымыть руки.

4. Надеть стерильные резиновые перчатки.

5. Пинцетом взять марлевый шарик, смочить его в растворе антисептика и обработать кожу вокруг раны.

6. Наложить стерильную салфетку на рану, сверху положить валик и прибинтовать его.

7. Обеспечить поднятое положение конечности и в случае необходимости – иммобилизацию ее.

8. Продезинфицировать использованное оснащение.

9. Вымыть и высушить руки.

10. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.

11. Написать направление в травматологический пункт, где указать диагноз и выполненные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

Примечание. Данный способ временной остановки кровотечения используется при капиллярном кровотечении, при кровотечении из мелких вен и артерий.

Наложение кровоостанавливающего зажима на сосуд

Цель. Временная остановка кровотечения.

Оснащение.Стерильные: кровоостанавливающие зажимы Бильрота или типа «Москит», перевязочный материал, пинцеты (2 шт), перчатки;

другие: бинт, антисептик для кожи.

1. Провести психологическую подготовку пациента.

2. Пациента посадить или положить.

3. Вымыть руки.

4. Надеть стерильные резиновые перчатки.

5. Зажим наложить на центральную часть поврежденного сосуда.

6. Пинцетом взять марлевый шарик и обработать кожу вокруг раны раствором антисептика.

7. На рану вокруг зажима наложить стерильные салфетки и прибинтовать их, фиксируя зажим.

8. Обеспечить поднятое положение конечности и в случае необходимости – иммобилизацию ее.

9. Продезинфицировать использованное оснащение.

10. Вымыть и высушить руки.

11. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.

12. Написать направление в травматологический пункт, где указать диагноз и выполненные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.


Тугая тампонада ран

Цель. Временная остановка кровотечения.

Оснащение.Стерильные: перевязочный материал, пинцеты (2 шт), перчатки;

другие: бинт, антисептик для кожи.

1. Провести психологическую подготовку пациента.

2. Пациента посадить или положить.

3. Вымыть руки.

4. Надеть стерильные резиновые перчатки.

5. Пинцетом взять марлевый шарик, смочить его в растворе антисептика и обработать кожу вокруг раны.

6. Пинцетом захватить один край марлевого тампона, а другой ввести в глубину раны, туго заполняя полость.

7. На рану, заполненную тампоном, наложить салфетку, валик и туго прибинтовать.

8. Продезинфицировать использованное оснащение.

9. Вымыть и высушить руки.

10. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.

11. Написать направление в травматологический пункт, где указать диагноз и выполненные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

Примечание. Поверх повязки можно наложить пузырь со льдом.


Максимальное сгибание конечности

Цель. Временная остановка кровотечения.

Оснащение.Стерильные: перевязочный материал, пинцеты (2 шт.);

другие: антисептик для кожи, валик, ткань.

1. Провести психологическую подготовку пациента.

2. Пациента посадить или положить.

3. Вымыть руки.

4. Надеть стерильные резиновые перчатки.

5. Пинцетом взять марлевый шарик, смочить его в растворе антисептика и обработать кожу вокруг раны.

6. При кровотечении из бедренной артерии положить валик в паховую складку и согнуть максимально ногу в тазобедренном и коленном суставах. При кровотечении из подколенной артерии положить валик в подколенную ямку и согнуть максимально конечность в коленном суставе. При кровотечении из лучевой, локтевой артерий положить валик в область локтевой ямки и максимально согнуть конечность в локтевом суставе. При кровотечении из подключичной артерии максимально отвести руки, согнутые в локтях, назад.

7. Продезинфицировать использованное оснащение.

8. Вымыть и высушить руки.

9. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.

10. Написать направление в хирургическое отделение, указать диагноз и выполненные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

Примечание. Чтобы удержать конечность в положении максимального сгибания, необходимо согнутую конечность связать тканью (поясом).



Сдавление подключичной артерии методом резкого отведения верхней конечности.

Способы окончательной остановки кровотечения подразделяют на: механические, физические, химические и биологические.

1. Механические: перевязка сосуда в ране и на протяжении.

2. Физические: применение низких температур (прикладывание льда, промывание полости холодной водой, опрыскивание хлорэтилом, локальное замораживание) и высоких температур (прикладывание горячих тампонов, диатермокоагуляция, лазерная фотокоагуляция, плазменный скальпель).

3. Химические: применение сосудосуживающих средств (адреналин, питуитрин, окситоцин и др.), препаратов влияющих на систему свёртывания крови (хлористый кальций, этамзилат натрия), ингибиторы фибринолиза (аминокапроновая кислота).

4. Биологические: использование собственных тканей организма с большим содержанием тромбопластина (сальник, мышцы) и средств биологического происхождения (плазма крови богатая факторами свёртывания, местное применение тромбина, фибриноген в растворе для общего применения, фибринные плёнки для местного применения и комбинированные препараты в виде гемостатических губок или гемостатических тампонов). Иногда, с целью комбинированного крововозместительного и гемостатического действия применяют свежую цельную кровь.

31