СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол " Как выбрать профессию"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться ребятами уже в 14-15 лет. Профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. Данное мероприятие  призвано помочь учащимся старших классов в выборе их будущей профессии. В ходе его предполагаются  индивидуальное консультирование , анкетирование ,собеседование, дискуссии. Сочетание данных разнообразных, взаимодополняющих форм и методов работы позволяет создавать систему оказания комплекса профориентационных услуг школьникам.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол " Как выбрать профессию"»












Методическая разработка: Круглый стол « Как выбрать профессию »


















Разработала: воспитатель МОУ – Спас-Заулковская школа «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

Овчинникова Марина Владимировна














С. Спас-Заулок 2017




Аннотация


Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться ребятами уже в 14-15 лет. Профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. Данное мероприятие призвано помочь учащимся старших классов в выборе их будущей профессии. В ходе его предполагаются индивидуальное консультирование , анкетирование ,собеседование, дискуссии. Сочетание данных разнообразных, взаимодополняющих форм и методов работы позволяет создавать систему оказания комплекса профориентационных услуг школьникам.































Круглый стол «Как выбрать профессию»


Цитата: «Чужие указания – не более как совещательный голос». Н.А.Рубакин.


Оборудование: плакаты, карточки для игры, анкеты, карточки рекомендаций, кодоскоп


Цель: формирование центральной задачи возраста выпускника: самостоятельного выбора профессии.


Задачи:1.Выделить критерии выбора профессии и их соотношение с жизненными планами выпускника.

2.Осознание собственных ресурсов профессионального самоопределения.


Плакат помещён на доске и распечатан на столе у каждого выпускника. После обсуждения каждого этапа учитель подчёркивает этап на плакате красным маркером, а выпускник у себя на листочке, выделяя значимость этапа.

Учитель: Добрый день дорогие выпускники, родители, гости. Сегодня мы собрались решить самую важную для всех проблему – выбор жизненного пути.

Мотивация:

Учитель: Вы идете по дороге знаний и подходите к перекрестку, от которого расходятся в разные стороны тысячи дорог. И надо обязательно найти ту, по которой пойдете дальше по жизни. А дорога эта – поиск профессионального пути – дело сложное и важное. Чтобы не сделать ошибки, хорошо бы посоветоваться с друзьями, родителями, специалистами. Советчиков может быть много, но вот выбор придется сделать самостоятельно. Итак, послушаем советы друзей в игре.

Советы друзей

Игра: Давайте попробуем послушать советы друзей - называется профессия, а ребята поднимают карточки с именами одноклассников. Кто, получил по какой - нибудь профессии большее количество голосов, анализирует свои факторы выбора профессии. (Предлагаемые профессии - летчик, инженер коммунального хозяйства, строитель, учитель, врач, психолог, военный, милиционер, бухгалтер, технолог пищевой промышленности).

Факторы выбора профессии

Я - хочу – желание получить данную профессию: нравится сама профессия, престиж, высокая оплата, возможность осуществить карьеру, интерес к ней твоих друзей, хорошо знаю человека такой профессии. Склонности личности – нравиться биология, хочу продолжить изучение данного предмета.

Я - могу – мои возможности - я физически здоров, чтобы работать по данной специальности, у меня глубокие прочные знания по профилирующему предмету, я психологически уравновешен, я знаю специфику данной профессии( работа с людьми, с машинами, ненормированный рабочий день, ночные смены, врач – кровь; следователь – тяжкие преступления, судья – угрозы для жизни , семье).

Я - надо – обязанности человека перед семьей – я должен хорошо зарабатывать, чтобы помогать родителям, содержать свою будущую семью. Обязанности перед обществом – участвовать в поднятии экономики государства. В данной профессии нуждается рынок труда: не хватает строителей, пищевиков, дизайнеров, психологов, но перенасыщен юристами, экономистами.

(план ответа предлагается на распечатанных листах).

Учитель: Мнение товарищей по поводу выбора профессии стоит учитывать, но в классе вы можете проявлять не все свои способности и черты характера. Стоит предостеречь вас и от поступления в одно учебное заведение за «компанию» из-за желания продолжить дружбу или чувствовать поддержку «своих» вдалеке от родного дома.

Советы родителей.

Сценка: день рождения

1.С днем рождения Иван! Ну что, ты теперь взросленький стал.

2 Не говори. 17 уже стукнуло. А время как летит. Только родился, на четвереньки встал, тебя уже родители в ясли волокут – кашу подгорелую из общего котла лопать.

3.И то, правда, еще кашу не распробовал, как тебя уже гонят в детский сад: парами ходить, песни хором распевать, стишки учить. Жуть!

4. У меня Колян, душа с рождения свободы просит. А там помнишь, не успею я червяка поймать, как воспитательница кричит как сирена «Встань в строй, не отбивайся от коллектива. Ты мне дисциплину разлагаешь» Как вспомню, слезы душат.

5.А мне думаешь, нравилось? Коллектив, коллектив! Анька Иванова с липкими руками 4 года для меня была коллективом. Хотя лягушка была бы приятнее. Я ведь сколько слез пролил, просил меня освободить от садика, так нет, маман говорит – надо. А то останешься неучем. А сегодня без диплома- никуда.

6.У них всегда всё надо и в садик надо, и в школу надо - нет чтоб пожалеть ребенка. Там ведь учителя насильно в голову знания вколачивают, 11 лет жизни можно сказать вычеркнуто.

7. Потеряно- это факт, а что получено взамен: дважды два четыре, ну еще читать научили. А эти физики и химии, тычинки да пестики одной Таньке Петровой и нужны, она у нас в науку метит.

8. Уж скорее бы на свободу и гуляй душа.

9. Тебе хорошо, а мне родичи велели на «вышку» настраиваться.

10. Какой универ, ты же в слове «улица» делаешь 5 ошибок и кошек на крыше посчитать не можешь.

11. Не знаю в какой, они решат там сами, меня не спрашивают. Зато между собой у них война. Мать валерьянку ведрами переводит, говорит, пойдешь в инженера, а батя курит, курит, а потом как даст кулаком об стол «Не бывать инженеришек в нашей семье, только в науку, а направление не называет, я думаю не придумал ещё.

12. А мои сказали – всё, мы тебя отучили, иди куда хочешь, а куда идти не знаю. Странные какие – то, то за руку всё время водили, контролировали каждый шаг, а теперь бросают. А что я сам? Я ведь даже думать не умею. Вот и проживи.


Учитель: Ребята, а как вы решаете свою судьбу? Помогают ли вам родители, бабушки, дедушки? Обсуждаются ли в семейном кругу ваши планы? (Фронтальная беседа с учащимися в присутствии родителей)

В классе у нас многие современно одеты, имеют мобильные телефоны, привыкли хорошо питаться, но сами пока нигде не работают и денег не зарабатывают. Всё это приобретено на деньги родителей. Где они работают? Какую зарплату получают? Как выбрали данную профессию? С удовольствием ли ходят на работу? Сбылись ли их детские мечты? (Фронтальная беседа с родителями)


Учитель: А вот родители ваши выполняют работу безупречно, в срок, с желанием. (Достижения родителей в труде - передовики производства, награды, грамоты) (Результаты анкет родителей)

Анкета родителей.

  1. Выбрал ли ваш ребенок профессию?

  2. Вы принимали участие в решении этого вопроса?

  3. Доверяете ли вы самостоятельно ребенку принять решение?

  4. Ребенок прислушивался к вашему мнению?

  5. По каким критериям выбрана профессия: высокая оплата, характер, престиж, глубокие знания профессии, близко от дома, ваша мечта, ваша профессия.

  6. Оказывает ли ваше материальное положение на выбор ребенка?

  7. Знаете ли вы, какие профессии востребованы сегодня?

  8. Какое образование вы хотите, чтобы получили ваши дети (высшее, среднее)?

Учитель: Когда человек хорошо выполняет свою работу, то приходит удовлетворение собой, успех, радость жизни и материальное благополучие. Надо быть требовательным к себе, добросовестно относиться к любому делу, помнить о коллективе, в котором находишься. Ваши родители тоже выпускники нашей школы. Давайте послушаем их воспоминания о выборе профессии, положительные и отрицательные примеры выбора жизненного пути.

Родители: рассказывают о помощи классных руководителей, учителей, своих родителей, друзей в выборе профессии. Приводят примеры получения одной профессии, но работают по воле судьбы по другой специальности. Иногда смена профессии приносит не только материальное, но и моральное удовлетворение.

Советы родителей.

Родительский долг состоит в том, чтобы передать детям нравственные ценности и отношение к труду. Мы старались воспитать в вас трудолюбие, волю и упорство в достижении целей, любознательность, оптимизм, чувство долга. Теперь вам осталось только осуществить выбор: можно последовать чьему – то примеру, но мы желаем вам осуществить свои самые дерзновенные замыслы, не изменять своей мечте. Мы же постараемся не вмешиваться в ваши планы, считаться с вашими интересами. Иногда лучше дать ошибиться самому, чем сковывать вашу волю, ущемить самостоятельность, ограничив право на пробу сил и самоутверждение. Наше доброе слово, мудрый совет - важны, мы это понимаем, но грубого нажима не будет. Обещаем поддержать ваш выбор морально и материально.

Учитель: Перед каждым в жизни стоит выбор: Кем быть? Удачно или неудачно принятое в юности решение - это сложившаяся или разбитая судьба, успешная жизнь или пустое существование, это слагаемые счастья. Часто родители оказывают давление на ребенка, советуя поступать в конкретное учебное заведение. Но психологи говорят, что таким образом они пытаются реализовать свои детские мечты. А иногда просто не знают современного рынка труда. Давайте познакомимся с некоторыми профессиями поближе.

Ученик: (на плёнке кодоскопа высвечиваются названия новых профессий) В России имеется более 6 тысяч профессий. В связи с переходом к рыночной экономике появились новые профессии, пользующиеся спросом на рынке труда. Читаем в газете объявление «Крупная компания приглашает помощника мерчендайзера в отдел промоакций с опытом работы промоутером». Чтобы понять данное объявление, необходимы элементарные знания в мире современных профессий.

Мерчендайзер - специалист по продвижению продукции в розничной торговле, размещать рекламные материалы в местах продаж, обучать и контролировать персонал, выполнять промоушен-акции для потребителей и продавцов.

Промоутер – человек, занимающийся прямой рекламой товара. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазина.

Маркетолог – этот человек определяет, что нужно продавать, сколько, где и кому. Он изучает, прогнозирует и формирует спрос на товары и услуги.

Риэлтор – оказывает услуги в области недвижимости, купить, продать, обменять квартиру, офис» (К новым рубежам 9.01.2007)

Советы специалистов

Учитель: Обратимся к советам специалистов. Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено обычное словосочетание. Сколько в нём скрыто эмоций, ожиданий, тревог и проблем! Ясно, что не все профессии доступны каждому. Об этом нужно знать.

Ученик: «У канадских учеников возле школы стоят собственные машины, а деньги на них и модную одежду и музыкальную технику, они стараются заработать сами. Программа школы в старших классах составлена так, чтобы после школы у ребят осталось время на работу. Политика школы в том: хочешь получить максимум образования – будь энергичен и настойчив сам. Это твоя жизнь, твоё будущее и каким оно будет, зависит только от тебя. (Элла Черепахова. Зачем работать, или что побуждает молодежь Канады стремиться к высотам профессионализма. Знание.
5-1991.)Но почему они живут лучше нас? Нас не меньше, да и вроде мы не глупее? А работают у нас люди плохо лишь по тому, что не хотят.

1- лень

2- неверно выбранная профессия и нежелание работать в данной отрасли

3- отсутствие мастерства.

«Страшное дело» Р. Сеф.

Страшное дело, а может быть нет

Жил был на свете когда – то сапожник

Был он сапожником 45 лет.

Но про него говорили – художник

Страшное дело, а может быть нет.

Жил был на свете когда – то художник

Был он художником 70 лет

Но про него говорили – сапожник

Страшное дело, а может быть нет.

Социолог: Более 20 % студентов ВУЗов разочарованы в выбранной профессии, Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам ученых, правильный выбор профессии в 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 15% увеличивает производительность труда, в 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. По данным социологов в мире существует около 40 тысяч профессий, но ежегодно появляются до 50 новых. Сегодня самыми востребованными на рынке труда являются следующие профессии (кодопленка).

  • Менеджеры по продажам и закупкам, рекламисты, маркетологи.

  • Программисты,web- дизайнеры, специалисты по телекоммуникациям.

  • Банковские служащие, бухгалтера.

  • Управленцы.

  • Дизайнеры интерьера, архитекторы.

  • Специалисты по связям с общественностью.

  • Полиграфисты, журналисты.

  • Инженеры – строители, коммунальщики.

  • Технологи – пищевики.

При решении вопроса о выборе профессии очень не многии прислушивались к мнению и советам родителей. Более 70% родителей считают, что их дети должны обязательно получить высшее образование. Только пять ребят из каждых ста опрошенных строго следуют советам родителей. Дело в том, что дети считают взгляды пап и мам на выбор профессии устаревшими, и часто подростки более реалистично оценивают ситуацию. Многие стараются проявить самостоятельность в принятии жизненно важных решений.

Психолог: выделено 6 типов социальной направленности личности:

  • Реалистический – занимающийся конкретными объектами. Хорошо развиты математические способности.

  • Интеллектуальный – преобладают теоретические ценности. Развиты аналитические способности. Научные работники.

  • Социальный – нуждается в контактах, развито умение общаться.

  • Предприимчивый- любит руководить, умеет общаться, может повести за собой.

  • Артистический – эмоционален, талантлив. Связь с искусством.

  • Конвенциальный – предпочитает четкую деятельность, практичен. Экономист, бухгалтер.

1. Результаты анкет учащихся.

Анкета учащихся.

  1. Какую профессию вы выбрали?

  2. Кто помог в выборе профессии?

  3. Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной?

  4. Вы выбрали любую, лишь бы она была высокооплачиваемой?

  5. Вы выбрали ту, что легче всего приобрести?

  6. Вы выбрали ту, что вам материально доступна?

  7. Ваша профессия вам интересна?

  8. Много ли вы знаете о вашей будущей профессии?

  9. Связана ли ваша профессия с любимым предметом?

  10. Может ли случится, что вы смените профессию? Причины.

  11. Вы анализировали себя и профессию?

  12. Нужно ли вам измениться, чтобы получить данную профессию и впоследствии работать по специальности? (уровень знаний, характер, общение с людьми).

2.Рекомендации по выбору профессии (каждый ученик читает пункт и комментирует)

(Смотри приложение)

Библиотекарь: Проводит обзор выставки «Советы абитуриенту» и предлагаемой литературы для учащихся и родителей по выбору профессии, учебным заведениям, как подготовиться и сдать выпускные экзамены. Обзор учебных заведений края, района.

Представитель центра занятости населения: Помочь в получении информации может «Центр занятости населения» который, занимается профориентацией выпускников, проводит анкетирование, консультации, знакомит с профессиями. Работает с учащимися и родителями. Куда обратиться: г. Горняк ул.Ленина 10а, телефон профориентатора 3-04-02.

Самостоятельный выбор.

Учитель: Как же выбрать профессию? С кем посоветоваться? Кто-то посоветует послушать родителей, кто-то поискать выгоду, а лучше всего послушать свою душу. Ведь всем известно, что лучшие шедевры созданы тогда, когда человек вкладывал в своё дело – душу. На вашем пути есть много препятствий, которые мешают приобрести профессию по душе: уровень материального обеспечения семьи, условия оплаты труда в данной сфере, отсутствие данного учебного заведения в нашем регионе, а иногда и отсутствие глубоких прочных знаний по профильному предмету. Например: вы хотите стать дизайнером, а на уроках черчения не прилагали усилий для изучения материала, и от хорошей, современной, пользующейся спросом, высокооплачиваемой профессии придется отказаться. Значит, сегодня, ваша главная задача – учеба.

Профессий, для которых нужны особые дарования – талант, много. Певец, художник, композитор – здесь без природного дара не обойтись, но в других можно компенсировать недостаток природных данных за счет обучения. Поэтому вам еще придется учиться не один год, чтобы получить профессию и только жизнь сможет проверить ваши знания.

«Выбрать себе профессию означает не только выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять их эстетические нормы, правила, принципы, ценности.

Начни с мелочей, постепенно,

Поверь, жизнь пройдет не мгновенно!

Получится всё, что захочешь,

Добьёшься всего, что пророчишь!

Попробуй успеть всё, что можно,

Ведь, быть увлеченным не сложно,

Хватайся за каждое дело,

Чтоб сердце от радости пело!

Итог: Учитель Уровень жизни, положение и отношение к вам родителей, воспитание и обучение в школе - все это оказывает влияние на ваши возможности выбора профессии и место в обществе. Неважно, какую профессию выберете вы, станете знаменитым или нет, главное – хорошо делать свое дело, любить свою профессию. Помните слова нашего земляка В.М.Шукшина «Кто бы ты ни был – комбайнер, академик, художник, живи и выкладывайся весь, без остатка, старайся много знать, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным – это будет завидная судьба». Пусть выбранная вами профессия, поможет раскрыть вам свои способности как можно лучше и тогда вы будете полезны людям и уверенны в себе. Давайте на память запишем наши мечты, а с реальностью встретимся лет через 10 в этом же классе на вечере встречи выпускников. ( На плакате учащиеся пишут на память мечты о своей будущей профессии)


9