Методическая разработка круглого стола по теме:
«Проблема внедрения менторинга в школе»
Цель: выявить проблемы внедрения менторинга в школе и пути их преодоления.
Участники: координаторы школ, учителя І уровня
Условия и оборудование: мультимедиа, компьютерная презентация, доска, рабочие карточки.
Форма проведения: круглый стол.
Орг. момент: участники усаживаются в малые группы по 2-3 человека.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Ни для кого не секрет, что в современных условиях развития, проблемы конкурентоспособности, выживаемость предприятия и успех личности обеспечиваются умением создать гибкую к изменяющимся условиям труда атмосферу и постоянным развитием и совершенствованием.
Ключевыми установками являются умение учиться, интенсивность обучения, ответственность за свое развитие, передача опыта, совместное обучение и умение делиться своими знаниями и навыками. Менторинг– метод, соединивший в себе все эти элементы. Но прежде всего он развивает ответственность за свое обучение.
Асқан дарынды Иохим Форций өзі жайында: - не естіп,не оқысам да, соның бәрі тіпті бір айдың ішінде-ақ ойымнан шығып кетеді, ал басқаларға үйреткенімді өзімнің бес саусағымдай соншалық айқын білемін, - дейді екен. Сондықтан ол зор табыстарға жету үшін шәкірттеріне өздеріне шәкірттер тауып, оларға күн сайын өздері үйреніп жатқан нәрселерін үйретіп отыруды кеңес қылады екен.
Причины популярности менторинга кроются в том времени, в которое мы живем. Он помогает продвинуться на шаг вперед к стоящим перед нами целям. Обучение должно стать естественной частью жизни.
Для учителей прошедших курсы І и ІІ уровней важной задачей является создание в школе условий для профессионального роста наших коллег, при котором взаимная помощь и передача собственного опыта становятся естественными. Конечно и раньше в школах действовали методические советы, школы молодых специалистов которые оказывали помощь педагогам, но круг их общения был узким (молодые специалисты) и сам метод работы был основан на том, что более опытные коллеги доминировали в этой связке и носило формальный характер. А в современном понятий под менторингом мы понимаем неформальные, длительные, доверительные и равноправные отношения коллег, которые в совместной деятельности иногда и обучают друг друга и носит системный характер нацеленный на конкретный результат. В Казахстане институт менторства начал развиваться именно с внедрением уровневых программ.
Прежде чем начать работать по вопросам хочу поделится с вами опытом своей работы. Я закончила курсы І (продвинутого) уровня в декабре 2013 года. Уже во время своей практики вместе с менти, учителем историй Нарымбаевой Алтынай Жубатхановной, была апробирована стратегия Lesson Study. Для этой работы в фокус - группу, после проведенной беседы с завучами по УВР и отдельно педколлективом, включились завуч методист Бектасова Н. Т. и молодой учитель начальных классов Жилкайдарова С. Б. Так как группа образовалась на добровольной основе работа прошла более безболезненно и легко. Все что мы планировали успевали делать во время и качественно.
После окончание курса как учитель первого уровня я стала руководителем нашего сетевого сообщества. К тому времени курсы ІІ (основного) уровня окончила мой менти и на курсы руководителей была направлена наш директор Тлемисова Аманкуль Тулеубаевна. В школе были и учителя раньше прошедшие курсы ІІ и ІІІ уровней и мы все объединились в одну фокус-группу с целью совершенствовать школьную практику и организовать плодотворную работу в нашей школе. Для реализации Плана развития школы, мы вместе с проведением коучингов, стали активно использовать и менторинг. Понимая то, что в данное время общество предъявляет новые требования к школе, указывая на необходимость внесения изменения и в подходы к обучению современных школьников, было принято решение организовать в школе фокус-группы по методическим объединением. Руководителями групп стали учителя І и ІІ уровней, а учителя ІІІ уровня были прекреплены к фокус-группам для помощи в составлении среднесрочных и краткосрочных планов к урокам. Так ІІ полугодие в школе работала четыре фокус-группы. Каждая группа работала по своему плану. Проведение менторинга, коучингов, уроков с подходом Lesson study, проведение мастер классов, открытых уроков и семинаров. Моя фокус -группа за эти полгода провела плодотворную работу: провели уроки с подходом Lesson study по казахскому языку, городской семинар на тему: «Әлеуметтік-сындарлық тұрғыдан оқыту - болашақ кепілі» для учителей казахского языка города. На семинаре был проведен коучинг «Сын тұрғысынан ойлауды үйрету» учителем І уровня Бигалиевой Г. Ш. и открытые уроки провели: учитель 3 уровня Есмаганбетова К. А. - «Табиғат және біз», и необученные учителя нашей группы: Аманбекова К. А. - «М. Мақатаев «Қайырлы түн», Қойлыбаева Г. М. - «Ыбырай Алтынсарин «Таза бұлақ», Семелтирова Ж. К.- «М. Мақатаев «Аққулар ұйықтағанда», Бұхарова Қ. О. - «Қ. Аманжолов «Өзім туралы», Ақдаулетова М. Х. - «Біздің мектеп». Учителями окончившие уровневые курсы в марте месяце был проведен семинар на тему «Использование приемов и инструментов модуля «обучение критическому мышлению» в учебном процессе» с целью обучения новым методам и подходам в преподавании и обучении, где были проведены коучинги (учителя І и ІІ уровней) и открытые уроки (учителя ІІІ упровня). Учителя всех фокус-групп участвовали в школьном эксперементе «Исследование в действие» на тему: «Развитие критического мышления учащихся через применение приемов и инструментов 7 модулей Программы» На основе накопленного материала в конце года был проведен анализ работы фокус-групп и рефлексивные отчеты по реализации процесса менторинга. В апреле 2014 года работа нашего сетевого сообщества была отправлена в город Караганду, где проводилась конференция учителей І уровня и была названа в числе лучших.
2014 – 2015 учебном году начатая работа была продолжена. Те ошибки которые мы допустили в первый год работы были устранены (в фокус-группы были включены учителя пожилого возраста). Сейчас в школе работает 7 учителей І и ІІ уровней, которые реализуют процесс менторинга и соответственно 7 фокус-групп. Какие проблемы возникли у нас в проведении менторинга? Проблемы: 1. Расписание; 2.Взаимопосещения уроков; 3.Выбор информации для обучаемого; 4.Если менти уже обученный учитель, как с ним работать? (ознакомление с работами, отчетами учителей - менти)
Спасибо за внимание, а теперь я предлагаю вам вопросы для более подробного обсуждения в группе:
Как проводится эта работа в вашей школе? |
С какими проблемами вы столкнулись при организации работы? |
Как влияет на организацию внедрения менторинга педагогический коллектив? |
Какие приёмы и методы используете в работе (чаще всего, систематически или нет)? |
|
Для более подробного раскрытия этих вопросов предлагаю использовать стратегию «Фишбоун».
Что можете посоветовать коллегам в организации работы по внедрению менторинга?
Предложите 1-3 идеи работы по решению этого вопроса напишите свои идеи или пути решения на бумаге и положить в «корзину идей».
Рефлексия.