СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круговорот воды в природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру. Фрагменты данного урока  можно использовать как занимательный материал на внеклассном занятии по окружающему миру по теме "Круговорот воды в природе".

Просмотр содержимого документа
«Круговорот воды в природе.»

«Круговорот воды в природе»



Конспект

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжим разговор о воде.

Ой! По-моему, за занавеской кто-то прячется. Давайте посмотрим, кто это?

(На доске прикреплены два человечка из книги «Почемучка»: мальчик Панамка т дедушка Знай).








Ребята, а кто из вас догадался, кто к нам на урок сегодня в гости пришел?


А где живут эти герои?



Я рада, что вы узнали их. Вот сегодня они и будут помогать вести мне урок. Они приготовили вам немало сюрпризов.

Дети слушают, работают фронтально.






Панамка-почемучка и дедушка Знай.



В книге «Почемучка».

(Учитель показывает книгу).



3. Работа с общеклассным календарем природы

Вы знаете, что Панамка очень любит задавать вопросы. Ему не терпится узнать, какая же сегодня погода.





Панамка тебе очень благодарен.

Но у него снова вопрос, ребята.

Скажите, пожалуйста, еще раз, какие осадки вы наблюдали сегодня (если нет, вчера, на днях), в виде чего?


А еще в виде чего бывают осадки?


А кто мне скажет, что это такое – дождь и снег?


Ученик выходит к общеклассному календарю и отмечает погоду.

Отвечает:

Сегодня …… декабря. Пасмурно или ясно, температура воздуха ….., осадки в виде ……. или осадков нет, ветер ……..


В виде снега.






В виде дождя.


Вода в разном состоянии.





4. Проверка домашнего задания

Правильно, ребята. Вот сейчас мы с вами и вспомним, о каких свойствах воды вы узнали на прошлом уроке.


Откройте, пожалуйста, тетради и проведем небольшую самостоятельную работу, которую мне помогали составлять дедушка Знай и Панамка.


Итак, на доске даны ответы.

Я читаю вопрос, вы ставите цифру и рядом букву из ответа.





Самостоятельная работа.

Дети пишут.

Самостоятельная работа

1. Вода имеет форму:      а) блюдца;

   б) чашки;

   в) не имеет формы.


2. Вода по цвету:              а) красная;

   б) бесцветна;

   в) желтая.


3. Что можно сказать о

прозрачности воды?    а) прозрачна;

   б) мутная.


4. Вода по вкусу:              а) сладкая;

   б) безвкусна;

   в) горькая.


5. Вода имеет запах:        а) молока;

   б) чая;

   в) без запаха.


Индивидуальный опрос.

Называю фамилию ученика, проверяем ответы: 1-в; 2-б; 3-а; 4-б; 5-в (показываю карточку с правильными ответами для точной проверки).

Поднимите руку, кто сделал работу без ошибки?

Поставьте «5».


С одной ошибкой?

Поставьте «4» и т.д.


Дополнительный вопрос отвечающему:

О каких свойствах воды мы еще не сказали?

(Отметка)


Вода текуча, вода – растворитель.

Фронтальный опрос

Какой опыт вы проводили для определения текучести воды?



Какой опыт помог вам установить, что вода – растворитель? (В жизни мы каждый день проводим такие опыты).


А какое вещество вы растворяли в воде, и оно не растворилось?


Как очистить воду от примесей?


Что такое фильтр и как его изготовить?



А что является фильтром в природе? Что очищает воду?

(Ставится отметка за работу).



Наливали воду на картонку: по ровной поверхности она растекалась в разные стороны, а по наклонной стекала под уклон.


В одном стакане с водой растворяли сахар, в другом – соль; осадка не остается.



Мел.



С помощью фильтра.


(Ученик выходит и перед классом демонстрирует, как изготовить фильтр).


Обычный песок.

Фронтальная работа

Итак, мы назвали с вами свойства воды. А Панамка так мне и подсказывает спросить вас, ему так интересно, в каком состоянии может находиться вода?


Молодцы! Я вижу, что прошлый урок для вас не пропал даром, и Панамка доволен вашими ответами. За это он разрешает мне загадать загадки. Вы ведь любите их отгадывать?

(Появляется облачко с капельками, а на капельках – загадки).



Теперь мы с вами знаем, что такие явления в природе, как дождь, снег, туман, град, иней, облака, лед – всё это …


Я надеюсь, что Панамка получил ответы на все вопросы, с которыми к нам пришел.



В жидком, твердом, газообразном.









(Дети выходят, достают капельку, читают классу загадку и отгадывают).

Дождь.

Снег.

Роса.

Лед.

-Вода. Только в разных состояниях.

5. Изучение нового материала

Ребята, а дедушка Знай тоже к нам не с пустом пришел. Он принес вам сказку о Ветре, который не знал, откуда берется дождик и из-за этого даже поссорился с Солнцем.


Я вам сейчас ее расскажу. А вы внимательно слушайте и наблюдайте за всеми моими действиями.






(Дети слушают сказку).

СКАЗКА

(по ходу сказки на доске появляются ее пероснажи)

Однажды Солнце, накатавшись вдоволь по небу, устало вытирая платком золотой лоб, пробормотало:

– Уф! Ну, и жара! Пить хочется!

Глянуло оно на землю – а там моря-океаны плещутся, реки играют, ручьи звенят.

Попыталось Солнце дотянуться до воды, но не тут-то было.

 Пить хочу! – рассердилось Солнце.

Услышали это проснувшиеся птицы в лесах, деревья, испугались. «Надо, – говорят, – скорее напиться, а то эта небесная печка не оставит на всей земле ни капли воды».

– Пить хочу! – третий раз крикнуло Солнце.

– Может, вам еще чайку подать? – проворчал спросонья Ветер. Он был ужасно лохматый и невыспавшийся. Вылез из горного ущелья, в котором ночевал, потянулся, зевнул и сказал:

 Так тебе, светилушко, пить хочется? Сейчас мы это устроим. Ты грей посильнее моря да океаны, вода в них вскоре и превратится в водяной пар, а легкий теплый воздух, поднимаясь с земли, захватит его с собой в небо. Ну, и я, конечно, тебе помогу. Как наготовим мы с тобой из пара туч да облаков, я соберу их вместе, поднатужусь, дуну изо всех сил и пригоню к тебе.

Взялось Солнце за дело, стало греть-сушить моря и океаны, поплыли по небу невидимые капельки. Невидимые потому, что были они совсем крошечными – в обыкновенной капле их поместилось бы миллионы. И поднималось этих капелек больше, чем песчинок в пустыне.

Всё выше и выше поднимались они, всё холоднее и холоднее им становилось. Ведь на большой высоте всегда очень холодно. На холоде мельчайшие невидимые частички воды соединяются, сливаются друг с другом, растут и становятся видимым паром.

Так случилось и с капельками, которые с земли на небо уплыли. Высоко-высоко поднялись они и превратились в пар-туман. Над лесами, над полями заклубились огромные облака. Долго бились Ветер и Солнце, стараясь поднять белоснежные облака еще выше. Солнце жарило и парило вовсю, Ветер тоже так старался, что по всей земле пошла пыль столбом.

А бесчисленным капелькам только того и надо. Встретится в небе пылинка, поднятая Ветром, они – скок на нее – и поехали! Уцепится одна капля за пылинку, другая кричит: «Подвинься! Я тоже хочу прокатиться!» Слились маленькие капли в одну большую, вырвалась она из облаков – и на землю. А рядом миллионы точно таких же. Хлынул дождь.

Рассердилось Солнце.

– Как же так? – говорит оно Ветру. – Я работало-работало, а что получилось?

Ветер услыхал – шмыг – и спрятался под пушистые облака.

Хотело Солнце сказать Ветру всё, что оно о нем думает, да не успело – вечер настал – оно и закатилось.

С тех пор так и повелось: поднимается Солнце – пить ему хочется – и ну землю греть, воду к небу поднимать: а вдруг, мол, получится, вдруг удастся напиться?

Ветер тут как тут. Начинает гонять облака по небу да лепить из туч всякую всячину. Но опять капельки до Солнца не доходят, они падают вниз – начинается дождь. Солнце снова начинает сердиться на Ветер, заглядывает под облака, ищет его, краснеет, и так и не найдя его, закатывается.



Понравилась вам сказка дедушки Зная?


Итак, ребята, как вы думаете, что в этой сказке – правда, а что – вымысел?





Посмотрите внимательно, какую фигуру напоминает вам это движение?

Теперь вы поняли, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Круговорот воды в природе, о ее вечном законе.



Правильно. Давайте проделаем такой опыт (опыт выполняет учитель, дети наблюдают)



Штатив. На нем закреплена колба с водой. Над водой закреплена тарелка со льдом. Будем нагревать воду. Нижняя сторона тарелки становится влажной. На дне тарелки появляются капли. Когда капель становится много, капли падают вниз.


Что вы увидели?



Вода совершила круговорот.


Посмотрим в толковый словарь: «Круговорот – движение, которое неизменно повторяется».




Вымысел – одушевленные герои: Солнце, Ветер.

Правда – солнце припекает, вода испаряется, из туч идет дождь; после дождя мокрые места высыхают, дет испарение.


Круг.



Круговорот воды.
















(Дети описывают опыт).





Ученик выходит к доске и читает по словарю, что такое круговорот.

Откройте учебник, рассмотрите схему круговорота.


Что же происходит с выпавшей на землю водой?

Часть ее просачивается в почву, попадает в водоемы, а часть под воздействием солнечного света испаряется, скапливается в тучах, и снова капли падают на землю. Это и есть вечное движение воды. Круговорот воды происходит постоянно. Именно поэтому вода в реках не испаряется до конца. Наоборот, как установили ученые, вода в реках сменяется каждые две недели.


Панамка слушал нас с вами внимательно, но ему еще не совсем ясен следующий вопрос: а почему же летом идет дождь, а зимой снег?


Прежде чем прочитать это в учебнике, может кто-то сам догадался?


Правильно.

Прочитаем об этом в своем учебнике. Сделайте вывод, почему же летом идет дождь, а зимой – снег.






Зависит от температуры воздуха.




Летом воздух теплый, и капли воды не замерзают, а зимой холодно, поэтому капельки воды превращаются в снежинки.

6. Закрепление изученного

(Работа со схемами)

С каким явлением в природе вы познакомились на сегодняшнем уроке?


В заключении мне хочется вам показать книгу Владимира Архангельского «Путешествие капли воды». Она будет нам нужна и на внеклассном чтении.

С круговоротом воды в природе.