СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол для педагогов «Секреты общения с детьми»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Первые шаги к человеческому общению.

  • Устанавливаем позитивный и доброжелательный микроклимат в группе.
  • Становимся более терпимыми друг другу, позволяя другому человеку быть другим.
  • Делаем всё медленнее и спокойнее.
  • Уменьшаем количество замечаний детям.
  • Добавляем в свою речь как можно больше слов «Спасибо!» и «Пожалуйста!».
  • Бережём настроение друг друга.
  • Никого и ничего не критикуем и не судим.

 

Правила общения.

  • Команда: «Не командуй!» Просите, а не приказывайте. Чаще всего приказы вовсе не нужны, если вы вежливо попросили ребёнка о чем-то. Детям вполне бывает достаточно просьбы, дружеской или деловой.
  • Напоминайте, а не упрекайте. У детей идёт своя очень насыщенная жизнь. Да, они действительно могут забыть сделать что-то. Разумнее  несколько раз напомнить, чем один раз обидно упрекнуть!
  • Не припоминайте. В серьёзном разговоре, когда вы указываете ребёнку на его ошибку, не перескакивайте  на другую тему, не относящуюся к теме разговора. Мы, взрослые, любим припоминать ребенку что-то ещё дополнительное, что было с ним раньше.
  • Иногда лучше не заметить, чем ругаться. Дети редко делают что-то плохое намеренно, со зла. Все дети хотят быть хорошими, никто не хочет быть «горем луковым». Не стоит усматривать злого умысла в каждом опрометчивом поступке, каждом неверном шаге ребёнка. Если вы чувствуете, что ребёнок сотворил что-то не то, но сделал это явно не нарочно, попробуйте не заметить, промолчать, пройти мимо. Часто дети и сами осознают, что плохо поступили, сами переживают и раскаиваются в содеянном. К чему усугублять их досаду?
  • Не используйте обобщений в разговоре с ребёнком. Например: «Вечно ты…», «Ты всегда так…» и т.п.
  • Следите за своей интонацией.
  • Ловите ребёнка на хорошем, а не на плохом. Замечайте его успехи и достижения, пусть даже самые малые.
  • Разговаривайте с детьми об их успехах. Почему то или иное дело так хорошо получилось? Что было сделано верно? Как можно повторить успех? Учите ребёнка учиться не только на ошибках, но и на успехах.
  • Не ищите виноватого, а ищите решение проблемы. Даже если ребёнок и правда виноват, помогите ему найти решение проблемы или выход из ошибки.
  • Отвечайте прямо на заданный вопрос. Не уходите от разговора.

Ваш разговор с ребёнком должен помочь и вам, и растущему человеку выразить свои взгляды, эмоции, отношения. Он должен способствовать тому, что два собеседника поймут друг друга. А решать проблемы и вообще иметь хорошие отношения с ребенком мы можем только при условии, что умеем общаться с растущей личностью. Именно общаться, а не что-то с ребёнка всё время требовать или в чём-то его упрекать. Общаться, а не просто обмениваться информацией.

  • По возможности, убирайте отрицательные частицы НЕ и отрицательные предложения из своей речи. Лучше говорить детям, что следует делать, чем чего не следует.
  • Больше учите, объясняйте, натаскивайте и меньше предъявляйте претензий. «Что уж ты не смог игрушки собрать аккуратно!» Да, не смог!  А вы его этому учили? Вы его в этом ответственном деле тренировали? Вы ему показывали, как это надо делать? Значит мало показывали. Спокойно! И продолжайте учить дальше!
  • Как можно больше используйте в общении с ребенком ласку и доброе слово.
  • Уважайте детей. Считайтесь с их мнением, предпочтениями и вкусами. Советуйтесь с ними.
  • Вдохновляйте и воодушевляйте детей, а не тормозите пессимистическими прогнозами и неверием в  успех.
  • Хвалите детей, находите за что – и хвалите.

 

 

Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком

  • «Я- сообщение»
  • «Ты- сообщение».

 

Например, Ты — сообщение:

Воспитатель устал и сообщает ребенку: «Ты меня утомил». Реакция ребенка «Я плохой».

А вот другой вариант общения, Я - сообщение:

Воспитатель устал и сообщает ребенку: «Я очень устал». Реакция ребенка «Воспитатель устал»

 

Таким образом, цель «Я — высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол для педагогов «Секреты общения с детьми»»

Круглый стол для педагогов «Секреты общения с детьми».

Составитель: учитель – логопед Дудникова Е.А.

Дата: 26.10.2022 г.


                Первые шаги к человеческому общению.

  • Устанавливаем позитивный и доброжелательный микроклимат в группе.

  • Становимся более терпимыми друг другу, позволяя другому человеку быть другим.

  • Делаем всё медленнее и спокойнее.

  • Уменьшаем количество замечаний детям.

  • Добавляем в свою речь как можно больше слов «Спасибо!» и «Пожалуйста!».

  • Бережём настроение друг друга.

  • Никого и ничего не критикуем и не судим.


Правила общения.

  • Команда: «Не командуй!» Просите, а не приказывайте. Чаще всего приказы вовсе не нужны, если вы вежливо попросили ребёнка о чем-то. Детям вполне бывает достаточно просьбы, дружеской или деловой.

  • Напоминайте, а не упрекайте. У детей идёт своя очень насыщенная жизнь. Да, они действительно могут забыть сделать что-то. Разумнее  несколько раз напомнить, чем один раз обидно упрекнуть!

  • Не припоминайте. В серьёзном разговоре, когда вы указываете ребёнку на его ошибку, не перескакивайте  на другую тему, не относящуюся к теме разговора. Мы, взрослые, любим припоминать ребенку что-то ещё дополнительное, что было с ним раньше.

  • Иногда лучше не заметить, чем ругаться. Дети редко делают что-то плохое намеренно, со зла. Все дети хотят быть хорошими, никто не хочет быть «горем луковым». Не стоит усматривать злого умысла в каждом опрометчивом поступке, каждом неверном шаге ребёнка. Если вы чувствуете, что ребёнок сотворил что-то не то, но сделал это явно не нарочно, попробуйте не заметить, промолчать, пройти мимо. Часто дети и сами осознают, что плохо поступили, сами переживают и раскаиваются в содеянном. К чему усугублять их досаду?

  • Не используйте обобщений в разговоре с ребёнком. Например: «Вечно ты…», «Ты всегда так…» и т.п.

  • Следите за своей интонацией.

  • Ловите ребёнка на хорошем, а не на плохом. Замечайте его успехи и достижения, пусть даже самые малые.

  • Разговаривайте с детьми об их успехах. Почему то или иное дело так хорошо получилось? Что было сделано верно? Как можно повторить успех? Учите ребёнка учиться не только на ошибках, но и на успехах.

  • Не ищите виноватого, а ищите решение проблемы. Даже если ребёнок и правда виноват, помогите ему найти решение проблемы или выход из ошибки.

  • Отвечайте прямо на заданный вопрос. Не уходите от разговора.

Ваш разговор с ребёнком должен помочь и вам, и растущему человеку выразить свои взгляды, эмоции, отношения. Он должен способствовать тому, что два собеседника поймут друг друга. А решать проблемы и вообще иметь хорошие отношения с ребенком мы можем только при условии, что умеем общаться с растущей личностью. Именно общаться, а не что-то с ребёнка всё время требовать или в чём-то его упрекать. Общаться, а не просто обмениваться информацией.

  • По возможности, убирайте отрицательные частицы НЕ и отрицательные предложения из своей речи. Лучше говорить детям, что следует делать, чем чего не следует.

  • Больше учите, объясняйте, натаскивайте и меньше предъявляйте претензий. «Что уж ты не смог игрушки собрать аккуратно!» Да, не смог!  А вы его этому учили? Вы его в этом ответственном деле тренировали? Вы ему показывали, как это надо делать? Значит мало показывали. Спокойно! И продолжайте учить дальше!

  • Как можно больше используйте в общении с ребенком ласку и доброе слово.

  • Уважайте детей. Считайтесь с их мнением, предпочтениями и вкусами. Советуйтесь с ними.

  • Вдохновляйте и воодушевляйте детей, а не тормозите пессимистическими прогнозами и неверием в  успех.

  • Хвалите детей, находите за что – и хвалите.





Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком

  • «Я- сообщение»

  • «Ты- сообщение».


Например, Ты — сообщение:

Воспитатель устал и сообщает ребенку: «Ты меня утомил». Реакция ребенка «Я плохой».

А вот другой вариант общения, Я - сообщение:

Воспитатель устал и сообщает ребенку: «Я очень устал». Реакция ребенка «Воспитатель устал»


Таким образом, цель «Я — высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее.



Тренировка  для педагогов« Я- высказываний» и «Ты высказываний»


А теперь потренируйте себя. Как правильно передать сообщение ребенку:

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки  - «Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно».

2. С тобой бесполезно что-то обсуждать – ты никогда не слушаешь.  - «Когда я хочу поделиться с тобой чем- то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным»…)

3.Ты жадина, ты не поделился конфетой с Машей - «Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой»

4. Ты никогда меня не слушаешь! - Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

5.Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?  «Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос - задай его».

6. Ты всегда без спросу берешь игрушки  со стола!    «Я не против, чтобы ты брал игрушки, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать»



































  1. Психологический настрой на работу.

Игра: «Пусть встанут те, кто…». Все участники сидят в кругу. Ведущий обращается к участникам: «А теперь я хочу предложить вам игру, которая покажет нам, насколько, при всех различиях и непохожести, мы, родители, сталкиваемся с похожими проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания.

Играют в нее так: для начала запомните место, на котором вы сидите. Я начну с какого-то заявления, которое касается моего родительского опыта. Все, кто сталкивался в своем опыте с подобным, либо согласен с данным утверждением, должны встать и поменяться местами».

Примеры высказываний:

- Пусть встанут те, кто читает детям перед сном,

- …кто любит путешествовать вместе с детьми,

- …кто занимается со своими детьми больше часа ежедневно,

- …кто часто сталкивается с упрямством и капризами ребенка,

-…кто частенько поддается на манипуляции ребенка

-…кто просит прощения у своего ребенка

Встаньте те, у кого в семье один ребенок.

Встаньте те, у кого в семье двое детей.

Встаньте те, у кого в семье более двух детей.

Похлопайте в ладоши те, у кого хорошие отношения с детьми.

Скажите «Вау!» те, кто проводит выходные дни с детьми.

Поднимите руки над головой те, кто любит своих детей.

Потопайте ногами те, кто часто общается с ребенком.

Скажите О"кей!» (жест большого пальца) те, кто хочет видеть своих детей счастливыми.

Притча «Всё в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её раздавлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».

Как замечательно слова этой притчи подходят к нашей теме встречи. И то, какими вырастут наши дети - в наших руках, в руках взрослых: мам, пап и педагогов.













«Какой же Вы родитель?». Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается небольшой тест-игра. Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? – 2 балла

2. Посоветуй мне, пожалуйста.        – 0

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)        – 1

4. И в кого ты только уродился?        – 2

5. Какие у тебя замечательные друзья!        – 1

6. Ну на кого ты похож(а)!?        – 2

7. Я в твое время…        – 2

8. Ты моя опора и помощник(ца).        – 1

9. Ну что за друзья у тебя?!        – 2

10. О чем ты только думаешь?!        – 2

11. Какая ты у меня умница!        – 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?        – 1

13. У всех дети как дети, а ты?        – 0

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!        – 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.

7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.

11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.

















Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Родителям раздаются бланки с вопросами начинающихся со слов МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ.... Родители должны на каждый вопрос выбрать ответ:

А. Могу и всегда так поступаю. – 3 б

Б. Могу, но не всегда так поступаю. – 2 б

В. Не могу. – 1 б


Вопросы: Можете ли ВЫ,,,,

…в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

…посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

…признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему

…извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

…сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас?

…поставить себя на место ребенка?

…поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая Фея?

…рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

…всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

…пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение

…выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

…не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

…устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Ключ к тесту:

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в одно очко.

Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.


Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Родителям раздаются бланки с вопросами начинающихся со слов МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ.... Родители должны на каждый вопрос выбрать ответ:

А. Могу и всегда так поступаю. – 3 б

Б. Могу, но не всегда так поступаю. – 2 б

В. Не могу. – 1 б


Вопросы: Можете ли ВЫ,,,,

…в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

…посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

…признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему

…извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

…сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас?

…поставить себя на место ребенка?

…поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая Фея?

…рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

…всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

…пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение

…выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

…не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

…устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?


























«Какой же Вы родитель?». Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается небольшой тест-игра. Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.


1. Сколько раз тебе повторять? – 2 балла

2. Посоветуй мне, пожалуйста.        – 0

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)        – 1

4. И в кого ты только уродился?        – 2

5. Какие у тебя замечательные друзья!        – 1

6. Ну на кого ты похож(а)!?        – 2

7. Я в твое время…        – 2

8. Ты моя опора и помощник(ца).        – 1

9. Ну что за друзья у тебя?!        – 2

10. О чем ты только думаешь?!        – 2

11. Какая ты у меня умница!        – 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?        – 1

13. У всех дети как дети, а ты?        – 0

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!        – 1



































«Активное слушание»

Упражнение «Испорченный телефон»

Давайте посмотрим: умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга. Для этого придется вспомнить игру из с детства «Испорченный телефон». Мне нужны четыре участника. Кто хочет?

Инструкция для тех, кто выходит: Я буду приглашать по одному, и предлагать вам задание после того, как Вы войдете в аудиторию. Попрошу выйти участников из аудитории. (Участники выходят).

Инструкция для остальных участников: фиксируйте ошибки, искажения смысла, появляющиеся у каждого передающего.

Прошу войти первого (входит первый участник). Послушайте меня, пожалуйста. Я сейчас зачитаю Вам текст, а Вы должны будете пересказать тому, кто войдет следующий.

Текст передачи: «В марте в детском саду № 15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Шабалина, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил. Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который  пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

Входит второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал. Затем заходит третий, второй сообщает ему то, что слышал. Затем четвертый выслушивает то, что сообщает ему предыдущий участник.


Ведущий. Спасибо! Вы все выполнили, что от вас требовалось. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст).

Обсуждение.

Участники пытаются ответить на следующие вопросы:

– Какое впечатление произвело это упражнение?

– Что мешало слушать более внимательно?

– Какие моменты запомнились лучше и почему?

– Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему? (большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).

Вывод: потому, что у каждого из нас информация перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта, из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.

Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания.