КРУГЛЫЙ СТОЛ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ Д/С № 1 Г.Сычевка
по теме:
«Правильная речь педагога – важное условие успешного речевого развития ребёнка»
учитель – логопед Андреева .О.В
Правильная речь педагога – важное условие успешного речевого развития ребёнка
«Говорите правильно! Так не говорят!» Как часто мы говорим это нашим воспитанникам. А правильно ли говорим мы сами?
Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом. Правильность речи, культура речи определяется той языковой средой, в которой находится ребёнок: он будет говорить точно так же, как члены семьи, воспитатели и его сверстники.
Культура речи показатель общей культуры человека.
По словам А.П. Чехова « для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». Что же включает в себя понятие культура речи? С.И. Ожегов писал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка». Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка.
Среди требований к речи педагогов выделяют:
правильность – соответствие речи языковым нормам;
точность – соответствие смыслового содержание речи и информации;
логичность – связность высказывания;
чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;
выразительность – особенности речи, создающие атмосферу эмоционального сопереживания;
богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации;
уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Выделяют следующие основные виды речевых ошибок:
фонетические, т.е. ненормативное произношение звуков русского языка, например фрикативный звук «Г»;
2) акцентологические (по месту ударения);
3) лексические т.е. употребление слова не в том значении;
грамматические т.е. неправильная связь слов в словосочетаниях и предложениях;
стилистические, например неправильное употребление глаголов есть – кушать.
Мы остановимся на грамматических ошибках как наиболее распространённых.
Педагогам предлагаются грамматические задания, в виде предложений, в которых нужно исправить специально допущенные ошибки.
Литература:
«Справочник старшего воспитателя ДОУ», № 3 2009г.
«Дошкольное воспитание», № 9 2003 г.
Анкета для педагогов
Как Вы считаете, допускаете ли Вы ошибки в устной речи?
да нет
Обращаете ли Вы внимание на речевые ошибки коллег?
да нет
Как Вы считаете, нужно ли исправлять речевые ошибки коллег?
да нет
В случае затруднения Вы обращаетесь:
к словарям к коллегам не обращаетесь
Как часто Вы пользуетесь словарями?
редко иногда часто
Нужны ли Вам консультации по культуре речи?
да нет
Анкета для педагогов
1.Как Вы считаете, допускаете ли Вы ошибки в устной речи?
да нет
Обращаете ли Вы внимание на речевые ошибки коллег?
да нет
Как Вы считаете, нужно ли исправлять речевые ошибки коллег?
да нет
В случае затруднения Вы обращаетесь:
к словарям к коллегам не обращаетесь
Как часто Вы пользуетесь словарями?
редко иногда часто
Нужны ли Вам консультации по культуре речи?
да нет
Грамматические задания для самоконтроля.
Вася, одень шапку. Надя, надень куклу. Кто быстрее наденется?
Я купила 5 килограмм помидор, апельсин, мандарин и 300 грамм масла.
Вчера бабушка приехала с Москвы.
Мы очень хочем посмотреть этот фильм.
В воскресенье было моё день рождение.
Как твоё фамилие?
Занятие закончилось, можете играться.
Аня, ты убралась в игровом уголке?
Дежурные, ложите на стол ложки, вилки и ножи.
Где твой левый туфель и мой правый тапок?
Я купила хорошую шампунь.
12. На полке стоят две красивых куклы.
Проверочный лист.
Вася, надень шапку. Надя, одень куклу. Кто быстрее оденется?
Я купила 5 килограммов помидоров, апельсинов, мандаринов и 300 граммов масла.
Вчера бабушка приехала из Москвы.
Мы очень хотим посмотреть этот фильм.
В воскресенье был мой день рождения.
Как твоя фамилия?
Занятие закончилось, можете играть.
Аня, ты убрала в игровом уголке?
Дежурные, кладите на стол ложки, вилки и ножи.
Где твоя левая туфля и моя правая тапка?
Я купила хороший шампунь.
полке стоят две красивые куклы.
Анализ анкет.
(20шт.)
1. да 15 нет 5
2. да 19 нет 1
3. да 15 нет 5
4. словарь 6 коллега 3 словарь + коллега 11
5. редко 5 иногда 13 часто 2
6. да 16 нет 4