Программа кружка «чудеса из пластилина» в обучении для самых маленьких дошкольников является компилятивной и разработана на основе нескольких методических пособий таких как Т.Г. Казакова «Изобразительная деятельность младших дошкольников», Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста», Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 2-3 лет». Материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами группы раннего развития и рассчитан на возможности 1,6 – 4 летнего ребенка.
- реализуют познавательную активность. Весь подобранный материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
- в интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая деятельность детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- подготовить руку к письму, умение пользоваться карандашом и ручкой, умению управлять движениями кисти рук (мелкая моторика);
- Разминка. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика.
-Упражнение на развитие внимания, памяти, восприятия.
-Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
У них появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорное развитие, так как оно занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В раннем возрасте происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
2.Казакова Т.Г. Изодеятельная деятельность младших дошкольников М., 2005.
3. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет М., 2009.
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности М., 2011.
5.Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста М., 2007.
дата | тематика | материал |
Сентябрь 3 неделя | Тема: Покормим птиц. Цель: Знакомить детей с тестом и его свойствами; научить отщипывать мелкие кусочки теста от большого куска; Формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. | Тесто, поднос или доска, влажные тряпочки, игрушки птицы. Е.А. Янушко стр.14 |
Сентябрь 4 неделя | Тема: Пластилиновая мозаика. Цель: Знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить отщипывать мелкие кусочки от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; Формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Мягкий пластилин разных цветов, доска или плотный картон формата А4,влажные тряпочки, игра – мозайка. Е.А. Янушко стр.16 |
Октябрь 1 неделя | Тема: Листопад. Цель: Учить детей размазывать листочки в технике пластилинографии. | Конспект в планах. Мягкий пластилин разных цветов, плотный картон формата А4,влажные тряпочки, картина «осенний листопад». |
Октябрь 2 неделя | Тема: Божья коровка. Цель: Продолжать учить детей отщипывать мелкие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе. | картон формата А4 белого цвета с заготовками по количеству детей; пластилин черного цвета игрушка божья коровка или ее изображение, влажные тряпочки Е.А. Янушко стр.32 |
Октябрь 3 неделя | Тема: Солнышко. Цель: продолжать учить детей надавливающим движением пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | картон формата А4 синего или голубого цвета; пластилин желтого цвета. Е.А. Янушко стр.36 |
Октябрь 4 неделя | Тема: Ягодная поляна. Цель: Продолжать учить детей отщипывать мелкие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе. | картон формата А4 белый, голубой, желтый цвета; пластилин зеленого и красного цвета в брусках. Е.А. Янушко стр.38 |
Октябрь 5 неделя | Тема: Огуречик. Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней; раскатывать толстый столбик, придавая ему форму овала. Развивать точность движений. | Пластилин зеленого цвета, стека, дощечка, влажная тряпочка. Игрушка – огурец. Д.Н. Колдина стр.14 |
Ноябрь 1 неделя | Тема: Вкусный пирог. Цель: Учить детей сплющивать пластилиновый шар между ладоней, придавая ему форму лепешки; учить украшать изделие с помощью дополнительного материала. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Игрушка кота. Пластилин, горох, пуговицы, рис, дощечка. Колдина стр.16 |
Ноябрь 2 неделя | Тема: Пирожки для Машеньки. Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве. | Сказка «Маша и Медведь», иллюстрации к ней, вырезанный из картона силуэт короба, пластилин желтого цвета, доска. Колдина стр.17 |
Ноябрь 3 неделя | Тема: Зайкино угощение. Цель: Лепить удлиненные формы. Передавать сходство с предметами (морковка). | Глина Игрушка Зайца. Т.Г. Казакова стр.135 |
Ноябрь 4 неделя | Тема: На что это похоже? Цель: Развивать у детей умение улавливать сходство комка глины с предметами окружающего. Учить сравнивать и называть знакомые предметы. | Комок глины. Т.Г. Казакова стр.136 |
Декабрь 1 неделя | Тема: Снеговик. Цель: Продолжать учить детей действовать по поэтапному показу – скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке; закрепить знание о велечине, о пространственном расположении предметов. | Пластилин белого цвета, влажная тряпочка. Игрушка – снеговик. Янушко стр.75 |
Декабрь 2 неделя | Тема: «Украсим Снегурочке платье». Цель: Учить детей украшать платье в технике пластилинографии. | Снегурочка из картона, платье с рисунком, пластилин, влажные тряпочки. Игрушка Снегурочка. |
Декабрь 3 неделя | Тема: Борода у Деда Мороза. Цель: Учить детей размазывать белый пластилин. | Дед Мороз из картона с нарисованным контуром бороды. Белый пластилин, влажные тряпочки. Игрушка Деда Мороза. |
Декабрь 4 неделя | Тема: «Наряжаем ёлку» Цель: Учить детей наряжать новогоднюю ёлку в технике пластилинографии. | картон формата А4 белый, пластилин разных цветов, влажные тряпочки, картина «ёлочка». |
Декабрь 5 неделя | Тема: Салют. Цель: Продолжать учить детей отщипывать мелкие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем, размазывать пластилин на картоне. | картон формата А4 черный, пластилин разных цветов в брусках, влажные тряпочки, картина «ёлочка». Янушко стр.34 |
Январь 2 неделя | Тема: нос для снеговика. Цель: Продолжать учить детей скатывать шар круговыми движениями ладоней; раскатывать толстый столбик, а затем с одного конца заузить столбик в конус, передавая удлиненную форму морковки. Развивать внимание и восприятие. | Натуральная морковь. Пластилин оранжевого цвета, вырезанный из картона снеговик без носа, дощечка. Колдина стр.15 |
Январь 3 неделя | Тема: Витамины в баночке. Цель: Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем, размазывать пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. | Картон белого цвета, пластилин ярких цветов скатанный в маленькие шарики. Янушко стр.27 |
Январь 4 неделя | Тема: Снег идет. Цель: Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем, размазывать пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; развивать мелкую моторику. | Листы картона черного, серого, синего фиолетового цвета, пластилин белого цвета. Янушко стр.28 |
Февраль 1 неделя | Тема: Апельсины Цель: Научить детей скатывать из пластилина шарики; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин оранжевого цвета, муляж апельсина; игрушка – Чебурашка, коробочка. Янушко стр.62 |
Февраль 2 неделя | Тема: Конфеты. Цель: Научить детей скатывать из пластилина шарики среднего размера; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин желтого, красного, оранжевого цвета, тарелка, игрушки. Янушко стр.63 |
Февраль 3 неделя | Тема: Готовим салат. Цель: Закрепить у детей навык скатывания и раскатывания пластилина; научить пользоваться стекай; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин красного, зеленого цвета, стеки, дощечки, пластмассовые тарелки, игрушки. Янушко стр.70 |
Февраль 4 неделя | Тема: капель. Цель: Учить детей раскатывать шарики и расплющивать её одновременно размазывать к низу листка. | Картон голубого цвета с изображением крыши и сосулек. |
Март 1 неделя | Тема: Паровоз спешит на праздник Цель: Учить детей создавать колеса для паровоза в технике пластилинографии. | Картон с изображением паровоза без колес. |
Март 2 неделя | Тема: Букет для мамы. Цель: Учить детей создавать букет для мамы в технике пластилинографии. | Картон с изображением вазы и цветов. |
Март 3 неделя | Тема: Звездное небо. Цель: Продолжать учить детей скатывать шар круговыми движениями ладоней и расплющивать его. | Картон голубого цвета пластилин жёлтого цвета. Колдина стр.35 |
Март 4 неделя | Тема: яблоки Цель: Закрепить у детей навык скатывания шариков из пластилина; научить вдавливать детали в пластилин, прижимать пластиковые детали; формировать интерес к работе с пластилином. | Пластилин красного или желтого цвета разделенный на кусочки средней величины, пластилин зеленого цвета маленькой величины, муляж яблоко, пластмассовая тарелка, игрушки. Е.А. Янушко стр.66 |
Апрель 1неделя | Тема: Бутерброды Цель: Закрепить у детей навык скатывания и раскатывания пластилина; продолжать учить пользоваться стекой; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин красного, желтого и светло – коричневого цвета, стеки, дощечки, пластмассовые тарелки. игрушки. Янушко стр.71 |
Апрель 2неделя | Тема: «Колобок» Цель: Учить детей передавать образ колобка в технике пластилинографии | Сказка «Колобок» пластилин желтого цвета, доска. |
Апрель 3неделя | Тема: «У ежа иголки» Цель: Учить детей передавать образ ежика в технике пластилинографии | Муляж ежа, черный пластилин. |
Апрель 4неделя | Тема: «Гусеница» Цель: Учить детей лепить гусеницу в технике пластилинографии. | Пластилин зеленого цвета, салфетки. |
Апрель 5неделя | Тема: «Рыбки в аквариуме» Цель: Учить детей рисовать рыбок и водоросли в технике пластилинографии. | Картон голубого цвета, (аквариум) без рыб. |
Май 1неделя | Тема: «Окошко для петушка» Цель: Учить детей лепить окошко в технике пластилинографии. | Рисунок с изображением петуха. |
Май 1неделя | Тема: «Баранки» Цель: Учить детей передавать образ баранки в технике пластилинографии | Тарелка. |
Май 3-4 неделя | Диагностика детей. | |