СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Дошкольник" как средство ранней социализации детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из острых проблем современного образования является увеличение числа детей, испытывающих трудности в адаптации к школе и социальному окружению,  повышение негативных тенденций в сфере  физического и душевного здоровья детей.

        Социализация включает в себя усвое­ние норм нравственности, культуры человеческих взаимоотношений, правил по­ведения среди людей, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения.

          Социализация является важным условием гармоничного развития ребёнка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя . И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Дошкольник" как средство ранней социализации детей»

Кружок «Дошкольник» как средство ранней социализации ребенка.

Комарова Наталья Алексеевна , преподаватель кружка «Дошкольник»,

МКОУ Патрикеевская ОШ им. Э. В Сухаревского Базарносызганский район


Одной из острых проблем современного образования является увеличение числа детей, испытывающих трудности в адаптации к школе и социальному окружению,  повышение негативных тенденций в сфере  физического и душевного здоровья детей.

Социализация включает в себя усвое­ние норм нравственности, культуры человеческих взаимоотношений, правил по­ведения среди людей, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения.

Социализация является важным условием гармоничного развития ребёнка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя . И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

В психолого-педагогической практике, до недавнего времени, многие родители и педагоги считали, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы. Они также были убеждены, что достижение ребенком   6-7 летнего возраста или поступление в школу автоматически приведет его к требуемому уровню школьной зрелости. Однако осознание обществом того факта, что поступивший ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития, который необходим для успешного обучения, вызвало к жизни проблему готовности и подготовки к школьному обучению.

Для успешного обучения и  вхождения ребёнка в школьную жизнь необходимо дошкольное образование с акцентом на предшкольную подготовку. Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей и формирование определенных навыков и привычек.

    Анализ причин школьных трудностей, связанных с особенностями социального развития ребенка, указывает на необходимость создания и использования специальных форм, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, формирующих социально уверенную личность во взаимосвязи с факторами развития организма ребенка.

Задача социализации личности дошкольников является одной из задач кружка «Дошкольник»,работающего на базе МКОУ Патрикеевской ОШ им. полковника Э.В. Сухаревского. Наряду с интеллектуальной , психологической готовностью к школе, укреплением и развитием эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться, социально-коммуникативные навыки являются важнейшими для успешного обучения в школе. Решение задачи социализации осуществляется путем приобщения дошкольников к социальному миру, введение в педагогический процесс  игр и упражнений по социализации и формированию социальных навыков .

Внедрение данного направления осуществляется по двум направлениям:

1. взаимодействие  с родителями: педагоги знакомят родителей с типами отношений к ребенку в семье, которые могут служить причиной формирования его социальной неуверенности, предлагают родителям ряд игр и упражнений, которые помогают в овладении умением понимать своего ребенка, его потребности, интересы. Важной частью работы стало создание традиций и воспитание семейного самосознания (летопись семьи, ведение фотоальбомов, дневников наблюдений за успехами детей и родителей).

2. внедрение системы игр и упражнений, направленных на овладение коммуникативными умениями и навыками,    преодоление трудностей во взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми,   эмоциональное сближение и создание коллектива.

На занятиях кружка родители часто находятся с детьми ,видят, как с ними взаимодействуют педагоги, какие трудности испытывают их дети в общении со сверстниками и взрослыми и могут получить консультацию педагога. Мы считаем, что для успешной социализации ребенка важно взаимодействие трех коллективов: детей, родителей и педагогов. В основе взаимодействия педагогов, психологов с родителями действует принцип: самый эффективный способ помощи детям — оказание помощи их родителям. Главные помощники детей в их успешной социализации — родители. И от того, какие родители, зависит, какие черты личности формируются у детей в раннем и дошкольном возрасте. Высокое качество взаимодействия с родителями обеспечивается сочетанием различных способов, форм и приемов сотрудничества.

Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только усвоению знаний, но и к кардинальной перемене всего образа жизни.К началу обучения в школе ребёнок, при условии полноценного социального воспитания:

1.избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

2.участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях

3.даёт как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику;

4.регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и тому подобное);

5.отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.

Самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребёнка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Она, как никакой другой метод и форма воспитания, подчёркивает роль социальных взаимодействий в развитии детей.  Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. В игре и ребёнок, и взрослый конструируют самих себя, учатся быть лучше. Условно такие игры называются «взрослыми играми для детей» или социально ориентирующими играми. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребёнка. К социальным играм относятся:

1. Ролевые игры. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте большое место занимают ролевые игры детей. Они характеризуются тем, что ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.

Основой ролевой игры является детская самодеятельность. По своему характеру она является деятельностью коллективной, в которой нужна согласованность детских усилий. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом.

2. Сюжетно-ролевые игры. Учитель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

Главным здесь является стимулирование творческой активности детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей. Включение в общий сюжет ролей активизирует воображение детей, побуждает придумывать новые неожиданные повороты, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие различных персонажей.

3. Театрализованные игры. Такие игры предполагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонация, жесты, мимика) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период.Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей такого возраста является не легкой задачей.

4. Деловые игры. Деловая игра – это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Деловая игра применяется как средство имитации принятых решений, поведения в искусственно организованных ситуациях разного плана. Деловая игра всегда метод коллективного обучения; участники игры выступают в тех или иных ролях для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в деловых играх специальными средствами создается эмоциональный настрой для активизации и интенсификации процесса обучения.

Таким образом, кружок как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

ЛИТЕРАТУРА

Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности / Н.В. Андреенкова // Социальные исследования. Вып. 3. М. 1970.

Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.

4.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. — 200 с.