Кружок «Дошкольник» как средство ранней социализации ребенка.
Комарова Наталья Алексеевна , преподаватель кружка «Дошкольник»,
МКОУ Патрикеевская ОШ им. Э. В Сухаревского Базарносызганский район
Одной из острых проблем современного образования является увеличение числа детей, испытывающих трудности в адаптации к школе и социальному окружению, повышение негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей.
Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих взаимоотношений, правил поведения среди людей, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения.
Социализация является важным условием гармоничного развития ребёнка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя . И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
В психолого-педагогической практике, до недавнего времени, многие родители и педагоги считали, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы. Они также были убеждены, что достижение ребенком 6-7 летнего возраста или поступление в школу автоматически приведет его к требуемому уровню школьной зрелости. Однако осознание обществом того факта, что поступивший ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития, который необходим для успешного обучения, вызвало к жизни проблему готовности и подготовки к школьному обучению.
Для успешного обучения и вхождения ребёнка в школьную жизнь необходимо дошкольное образование с акцентом на предшкольную подготовку. Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей и формирование определенных навыков и привычек.
Анализ причин школьных трудностей, связанных с особенностями социального развития ребенка, указывает на необходимость создания и использования специальных форм, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, формирующих социально уверенную личность во взаимосвязи с факторами развития организма ребенка.
Задача социализации личности дошкольников является одной из задач кружка «Дошкольник»,работающего на базе МКОУ Патрикеевской ОШ им. полковника Э.В. Сухаревского. Наряду с интеллектуальной , психологической готовностью к школе, укреплением и развитием эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться, социально-коммуникативные навыки являются важнейшими для успешного обучения в школе. Решение задачи социализации осуществляется путем приобщения дошкольников к социальному миру, введение в педагогический процесс игр и упражнений по социализации и формированию социальных навыков .
Внедрение данного направления осуществляется по двум направлениям:
1. взаимодействие с родителями: педагоги знакомят родителей с типами отношений к ребенку в семье, которые могут служить причиной формирования его социальной неуверенности, предлагают родителям ряд игр и упражнений, которые помогают в овладении умением понимать своего ребенка, его потребности, интересы. Важной частью работы стало создание традиций и воспитание семейного самосознания (летопись семьи, ведение фотоальбомов, дневников наблюдений за успехами детей и родителей).
2. внедрение системы игр и упражнений, направленных на овладение коммуникативными умениями и навыками, преодоление трудностей во взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми, эмоциональное сближение и создание коллектива.
На занятиях кружка родители часто находятся с детьми ,видят, как с ними взаимодействуют педагоги, какие трудности испытывают их дети в общении со сверстниками и взрослыми и могут получить консультацию педагога. Мы считаем, что для успешной социализации ребенка важно взаимодействие трех коллективов: детей, родителей и педагогов. В основе взаимодействия педагогов, психологов с родителями действует принцип: самый эффективный способ помощи детям — оказание помощи их родителям. Главные помощники детей в их успешной социализации — родители. И от того, какие родители, зависит, какие черты личности формируются у детей в раннем и дошкольном возрасте. Высокое качество взаимодействия с родителями обеспечивается сочетанием различных способов, форм и приемов сотрудничества.
Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только усвоению знаний, но и к кардинальной перемене всего образа жизни.К началу обучения в школе ребёнок, при условии полноценного социального воспитания:
1.избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
2.участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях
3.даёт как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику;
4.регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и тому подобное);
5.отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
Самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребёнка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Она, как никакой другой метод и форма воспитания, подчёркивает роль социальных взаимодействий в развитии детей. Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. В игре и ребёнок, и взрослый конструируют самих себя, учатся быть лучше. Условно такие игры называются «взрослыми играми для детей» или социально ориентирующими играми. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребёнка. К социальным играм относятся:
1. Ролевые игры. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте большое место занимают ролевые игры детей. Они характеризуются тем, что ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.
Основой ролевой игры является детская самодеятельность. По своему характеру она является деятельностью коллективной, в которой нужна согласованность детских усилий. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом.
2. Сюжетно-ролевые игры. Учитель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.
Главным здесь является стимулирование творческой активности детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей. Включение в общий сюжет ролей активизирует воображение детей, побуждает придумывать новые неожиданные повороты, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие различных персонажей.
3. Театрализованные игры. Такие игры предполагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонация, жесты, мимика) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период.Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей такого возраста является не легкой задачей.
4. Деловые игры. Деловая игра – это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Деловая игра применяется как средство имитации принятых решений, поведения в искусственно организованных ситуациях разного плана. Деловая игра всегда метод коллективного обучения; участники игры выступают в тех или иных ролях для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в деловых играх специальными средствами создается эмоциональный настрой для активизации и интенсификации процесса обучения.
Таким образом, кружок как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.
ЛИТЕРАТУРА
Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности / Н.В. Андреенкова // Социальные исследования. Вып. 3. М. 1970.
Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.
4.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. — 200 с.