СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Юный экскурсовод"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "Юный экскурсовод " позволяет использовать краеведческий материал.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юный экскурсовод"»







Программа кружка





«Юный экскурсовод»



7 класс

1 год

(срок реализации)





Автор программы:

Яшурина М.В.,

Учитель географии и биологии













г. Павлово 2017







Пояснительная записка.



Актуальность программы. В рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения школа рассматривается как фундамент гражданского общества. «Концепция духовно-нравственного воспитания» задает параметры ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность (любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству). В требованиях к результатам образования определено, что выпускник школы:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться;

- любящий родной край и свою страну.

Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью и окружающей действительностью.

Новизна программы состоит в том, что одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности обучающегося является экскурсионно-краеведческая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности, способствуют воспитанию патриотических чувств, формированию экологических навыков поведения.

Цели и задачи программы.

Главная цель программы ­- изучение истории школы и родного города, подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий с классом, краеведческих игр и конкурсов, формирование познавательную потребность в освоении исторического материала.

Задачи программы:

  • Познакомить учащихся с источниками информации о МБОУСШ№1 и городе Павлово..

  • Научить приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода. Освоить методику проведения экскурсии.

  • Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.

  • Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую

инициативу .

  • Подготовка экскурсий для школьников .

  • Формирование коммуникативных компетенций,

  • Воспитание информационной грамотности, умение анализировать и синтезировать информацию

  • Укреплять интерес к профессии экскурсовода




Программа построена в соответствии с принципами:

  • принцип гуманизации;

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход);

  • принцип системности и целостности;

  • принцип практической направленности;

  • принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного образования;

  • принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий воспитанники включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание успеха для каждого ребенка);

  • принцип постоянного совершенствования и корректировка программы;

  • принцип возрастания сложности (от простого к сложному);

  • принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);

  • принцип интеграции и дифференциации обучения;

  • принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).



В соответствии с требованиями ФГОС программа направлена на:

- создание условий для развития личности ребёнка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;

- привлечение детей к участию в общественно полезных, социально значимых акциях;

- взаимодействие с семьёй.

Последовательность тем обусловлена логикой развития основных понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Обучающиеся собирают, систематизируют, исследуют материалы. Работа на занятиях строится как исследовательская: дети находят дополнительную литературу, систематизируют материал.


Методы, средства, приёмы, формы познавательной деятельности учащихся.

Экскурсоводом может быть ученик, который заинтересован историей свой школы и родного города, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям.

Изучение истории школы, района и города предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работы с разнообразными источниками.

Основными методами кружка следует считать:

– объяснительно-иллюстративный (устное изложение материала – лекции),

– метод демонстрации (использование схем, карт, портфолио),

–частично-поисковый (метод работы с дополнительной литературой, с первоисточниками),

– метод упражнения (работа над речью, отработка и сдача экскурсии).

Формы работы коллективные и индивидуальные: беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к различным источникам информации. Особое внимание уделяется работе над речью экскурсовода.

Учащиеся должны овладеть приёмами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии; методикой ведения экскурсии.

Сроки и этапы реализации программы. Программа имеет историко-краеведческую направленность, рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю, 35 часов в год. Кружок предусматривает изучение и подборку материалов для формирования школьного музея, а так же материалов, содержащих историю района. Проведение экскурсий в школьном музее и по району, участие в конкурсах экскурсоводов, посещение музеев.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории родной школы и города, обучить навыкам работы с разнообразными историческими и музейными источниками. Значительное место в программе занимает изучение материалов музейного фонда, музейных экспозиций, литературы, предполагается создание школьного музея.

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

    • набор раздаточных материалов;

    • художественная литература для чтения по темам программы;

    • демонстрационный материал (карты, таблицы, видео);

    • оборудование для аудиовизуальной проекции.



Форма организации занятии – групповая:

  • беседы, устные журналы, дискуссии;

  • экскурсии (особое место в программе отводится школьному музею);

  • самостоятельное проведение экскурсий в школьном музее;

  • заочные путешествия по музеям мира;

  • викторины, конкурсы (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);

  • индивидуальная самостоятельная работа (работа с различными источниками информации; анализ и отбор нужного материала );

  • творческая работа (рисунки, мини – сочинения, статьи в газету);

  • исследовательская работа (участие в проектной деятельности);

  • чтение художественной и научно-познавательной литературы;





Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В результате реализации программы будут сформированы следующие УУД:

Личностные:

Обучающийся научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край;

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе с музейными фондами, над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику города;

  • описывать достопримечательности города;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и школьного музея;

  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой;

  • работать с атласом, глобусом и картой;

  • устанавливать причинно‐следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных, школьных архивах.

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • работать с музейными фондами и экспозицией школьного музея;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить экскурсии в школьном музее;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Система организации контроля за реализацией программы.

Подведение итогов деятельности по каждому разделу будет организована в форме:

-составления собственных экскурсий, как по школьному музею, так и городу;

-создание экскурсионных презентаций;

-создания и защиты собственного проекта.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.



1.Экскурсия, ее сущность, введение в профессию экскурсовод.

Экскурсия как целенаправленное изучение объектов в естественной среде под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода).

Признаки экскурсии: наличие объектов, экскурсионной группы, экскурсовода, продолжительность во времени.

Классификация экскурсий: по содержанию (обзорные и тематические); по способу передвижения (пешеходные, автобусные, теплоходные и т. д.); по месту проведения (городские, загородные); по составу участников (для местного населения, иногородних школьников, пенсионеров, молодежи и т. д.); по продолжительности (однодневные, многодневные).

2. Экскурсионные маршруты

Экскурсионный маршрут как путь следования экскурсионной группы (пешеходный, автобусный), связанный с процессом показа.

Особенности построения маршрута в зависимости от темы экскурсии. Требования, предъявляемые к составлению маршрута: экономия времени, недопустимость повторных проездов по одному и тому же месту, переход от одного объекта к другому не должен превышать 10 минут. Обход маршрута, задачи при организации обхода (объезда): ознакомление с улицами, площадями, с экскурсионными объектами, определение места, где и как поставить группу по отношению к объекту, определение места остановки автобуса и места стоянки автобуса, хронометраж времени, работа в школьном музее.

Схема экскурсионного маршрута: составление индивидуального плана экскурсии по маршруту.



Тема практического занятия

Составление маршрута экскурсии: « Моя родная школа», «Мой город родной». Разработка экскурсии «По тихой улице пройду». В процессе занятия учащиеся отбирают экскурсионные объекты по теме экскурсии, определяют начало, остановки и место окончания экскурсии. Составляют варианты маршрутов в зависимости от погоды, состава группы, непредвиденных обстоятельств.



Практическое занятие: знакомятся с историей школы,улиц, достопримечательностями города, изучают экскурсионные объекты, определяют места остановки группы у объекта.

3.Я поведу тебя в музей.

Учащиеся собирают информацию об объектах школьного музея, а так же городском музее.



Практическое занятие: по выбору преподавателя для учащихся проводится экскурсия в музей.

4. Методика проведения экскурсий

Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы экскурсии.

Изучение литературных, архивных, статистических источников информации.

Составление карточек об объектах.

Знакомство с материалами музеев.

Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Составление маршрута. Объезд (обход) маршрута.

Подготовка контрольного текста экскурсии.

Практическое занятие: «Игра «Турфирма» -составление маршрута экскурсии по объектам г. Павлово.

5.Подготовка экскурсий в школьном музее. Проведение экскурсий в школьном музее

Виртуальное знакомство с школьными экспозициями, музейными фондами.

По выбору преподавателя с учетом интересов учащихся распределяются темы, и учащиеся самостоятельно проводят экскурсию по музею с использованием анимационных элементов (чтение стихов, использование музыкальных произведений, русских народных песен, демонстрация народных костюмов края, исполнение отрывков театральных постановок и т.д.).



6.Ораторское мастерство и актерское искусство. Методы подготовки к публичному выступлению

История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства

Актер – носитель специфики театрального искусства. Отличительные особенности театрального искусства античной Греции, эпохи Средних веков, Возрождения, Классицизма, Просвещения. Российское актерское искусство: скоморохи, народная драма, раек, вертеп, медвежья забава, Петрушка.

Изучение ораторских выступлений. Профессиональные требования к специалисту-экскурсоводу.

Развитие уверенности в себе

Природа человеческого действия. Искусство владения эмоциями. Логика действий. Задача на физическое действие. Развитие интуиции. Техника сохранения уверенности в себе. Методы преодоления страха. Виды подготовки к выступлению. Преимущества и недостатки заученной наизусть речи или речи по записи. Зависимость от текста. Методы развития импровизации. Методы развития интуиции. Артистический тренинг (психологический)

Практическое занятие:

Работа над выступлением, ролью – работа по перевоплощению в художественный образ. Приемы внутреннего перевоплощения: изменение логики поступков, манеры поведения. Фантазия и копирование поведения прототипов как средства внутреннего перевоплощения.

7. Методика сбора источников

Основной метод краеведения – сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых, произведений фольклора, местных карт, газет, журналов, других источников. Изучение и обобщение полученной информации, обработка библиографических данных, составление докладов, рефератов, подготовка и проведение звукозаписей, выступлений участников и очевидцев исторических событий, поисковая и исследовательская деятельность и др.

Практическое занятие:

Составление коллажа, стенгазеты по туристическому объекту с использованием различных источников информации.

8. Краеведение и экскурсионное дело.

Использование краеведческих материалов в экскурсионной деятельности

Краеведческий характер экскурсий. Связь содержания экскурсий с историей, развитием народного хозяйства, культурой, наукой, природой родного города, района, области, края, страны. Экскурсовод как знаток своего края, специалист по краеведению.

Практическое занятие:

Подбор, создание музейных экспонатов, раскрывающих культуру г. Павлово (народные промыслы и т.п.)

9.«Что дает наш край»

-Знакомство с промышленными предприятиями.

-Знакомство с продукцией Кировского завода..



10.Разработка экскурсии «Память» (по памятникам погибшим воинам-землякам)

Практическое занятие:

Выбор памятных объектов и экскурсия по ним.

Творческая работа «Расскажи о своем герое».

Посещение мест боевой славы.

11.Топонимика и экскурсионное дело.

Творческая работа «Загадочный мир названий».

12.Разработка экскурсии «И у нас были храмы» (по церквям и соборам г. Павлово).

13. Разработка заочной экскурсии «В избе кустарей». Посещение краеведческого музея города.

14. История парков Павлова.

Практическое занятие:

Знакомство с парками г. Павлова, составление маршрута экскурсии, сопровождается посещением данных объектов.

15. «Учимся передавать свои знания другим ребятам»

Практическое занятие:

« На память школьному музею от нас» ( памятки, буклеты, презентации, экскурсионные маршруты).





Тематическое планирование программы









Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Экскурсия, ее сущность, введение в профессию экскурсовод.


1

1

-

-

2

Экскурсионные маршруты.


3

1

2

3

Я поведу тебя в музей.

2


2

4

Методика проведения экскурсий

2

1

1

5



Подготовка экскурсий в школьном музее;

Проведение экскурсий в школьном музее


4

1


2

6

Ораторское мастерство и актерское искусство

Методы подготовки к публичному выступлению

3

1

2

7

Методика сбора источников информации

2

1

1

8

Краеведение и экскурсионное дело

2

1

1

9

Что дает наш край (промышленные предприятия г. Павлово)

2

1

1

10

Разработка экскурсии «Память» (по памятникам погибшим воинам-землякам в годы войны)

3


3

11

Топонимика и экскурсионное дело.

Творческая работа «Загадочный мир названий».

2

1

1

12

Разработка экскурсии «И у нас были храмы» (по церквям и соборам г. Павлово)

2

1

1

13

Разработка заочной экскурсии «В избе кустарей»

2


2

14

История парков г. Павлово.

2

1

1

15

«Учимся передавать свои знания другим ребятам». Коллективная работа «На память школьному музею от нас»

3


3


ИТОГО: при нагрузке 1 ч. в неделю


35

12

23











































Используемые источники информации:



  1. Кружковая работа по истории и обществоведению. Сборник статей. Составитель Простов М.П. М., 2004.

  2. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 2007.

  3. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М., 2001.

  4. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.

  5. Школьное краеведение. Информационно-методический бюллетень экспериментального краеведения, этнографии, экскурсий Министерства образования России. М., 1993

  6. Щеглова Т.К. Школьное краеведение. Методика сбора устных исторических источников. М., 2001.

  7. Программа «Школа юного экскурсовода» сост. Васнева Л.А.

  8. Шкурко А.И. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. – М., 2000.

  9. Васнева Л. Программа школа юного экскурсовода. // Воспитание школьников . – № 9, 2007.


  10. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». –М., 2009.


  11. Музейная педагогика. Под ред. Н.М. Ланковой . Работа со школьниками в краеведческом музее. – М., 2001.

  12. 12. http://www.eduhmao.ru/info/ – Информационно-просветительский портал. Музейная педагогика в школе.