МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «БУЙНАКСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
КАБИНЕТ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОНКУРС
по дисциплине
«Основы латинского языка
с медицинской терминологией»
для 1 курса специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.01 «Лечебное дело»
31.02.02 «Акушерское дело»
Подготовила – преподаватель высшей категории Залибекова М.М.
1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Подготовительный этап
Сценарий викторины
Оборудование
Информационные источники
Приложение: презентации, видеоклип, аудиозапись гимна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная викторина проводится как итог изучения истории латинского языка, его общегуманитарного значения и роли в медицине. Она позволит в игровой форме закрепить учебный материал, расширить языковую компетенцию обучающихся, активизировать их мыслительную и творческую деятельность. Кроме того студенты получают навыки публичного выступления , демонстрируют владение общими компетенциями специалиста в области поиска, анализа и оценки информации, самостоятельно полученной из самых разнообразных источников. Викторина построена на мультимедийных презентациях с тематическими вопросами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВИКТОРИНЫ:
создать положительную мотивацию к изучению латинского языка
приобщить к самостоятельной работе с интернет – ресурсами и специальной литературой
способствовать развитию интеллектуальной и нравственной сферы личности студентов
Подготовительный этап
Работа над викториной начинается за две недели до её проведения. Студенты самостоятельно ищут материал в Интернете и других источниках, заучивают латинские афоризмы и их авторов, подыскивают русские эквиваленты заданных латинских пословиц, ищут новые пословицы и поговорки на латыни, а также их наиболее точные и красочные иллюстрации. Назначаются ведущие обучающиеся. Преподаватель готовит презентации к каждому этапу викторины.
СЦЕНАРИЙ
Вступительное слово преподавателя:
Латинский язык глубоко проник в русский язык, обеспечив ему духовное родство с некогда просвещённой античной цивилизацией. Сегодня мы обобщим ваши знания истории латинского языка в виде викторины.
Викторина состоит из 5 конкурсов. Каждый правильный ответ и дополнение оценивается одним баллом. Победителем объявляется участник, набравший по итогам всех конкурсов наибольшее количество баллов.
1-й ведущий:
Латынь. Что мы знаем о ней? Язык древних философов, ораторов и поэтов, один из самых древних языков. Язык, который звучал в римском сенате, в знаменитых банях, античных библиотеках, на улицах античных городов много столетий назад.
Латынь ̶ мёртвый язык? Вовсе нет, достаточно прислушаться к словам, которые мы часто употребляем. Люди до сих пор используют латинский язык только уже в качестве нового, «современного языка». Ведь латинский алфавит является основой многих современных слов практически для всех европейских народов.
Преподаватель:
ЗАДАНИЕ №1
Сначала проведём разминку: кто быстрее ответит на мои вопросы? (один правильный ответ- 1 балл)
К какой группе языков относится латинский язык?
На территории какой страны в V в до нашей эры латинский язык получил международный статус?
В какой стране или государстве в настоящее время латинский является официальным языком?
Как звали легендарного основателя Рима и первого римского царя?
Какое событие второй половины III века до н.э. послужило началом летоисчисления по древнегреческому календарю ?
Официальным языком какого ордена является латинский язык?
ЗАДАНИЕ №2 – 1 мин
Обозначьте соответствие: ( команды получают одинаковое задание.
1 правильный ответ -1 балл)
Асклепий а) чудесный пояс, в котором скрыто обаяние.
Амур b) шлем, копьё, щит
Дионис c) изображение бородатого мужчины с палкой, вокруг которой извивается змея.
Афродита d) виноградная лоза, плющ, жезл, чаша
Диана e) изображение юноши или мальчика с золотыми крылышками, луком, стрелами, колчаном
ЗАДАНИЕ №3
Конкурс на знание клинической терминологии ( каждая команда получает карточку с заданием, 1 мин.на обсуждение, отвечают письменно на доске. Правильный ответ – 1 балл)
2-й ведущий:
Наследием тех веков, когда латинский язык играл первенствующую роль в культурной жизни, является не только огромное количество латинских слов, вошедших в новые языки, так называемых международных слов (например, "литература", "коллекция", "республика", "прогресс»). но большое количество латинских слов и выражений, употребляемых в европейских языках в их латинской форме без перевода и составляющих международный фонд "крылатых слов". Предлагаю вам наиболее интересные афоризмы, используемые в современной жизни.
1-я команда
Festina lente!- Поспешай медленно!
Изречение Гая Октавиана Августа (63 г. до н.э.). Тише едешь, дальше будешь, - говорим мы сегодня. Это высказывание дошло до нас в передаче римского историка Светония (ок. 70-140). Светоний сообщает, что император Август питал крайнее отвращение ко всякого рода спешке к чрезмерному рвению и любил повторять: «Поспешай медленно» или «То сделано достаточно быстро, что сделано достаточно хорошо».
2-я команда
Medicus curat, natura sanat.- Врач лечит, природа исцеляет.
Это выражение обычно приписывают знаменитому античному врачу Гиппократу(ок. 460-370 гг. до н..). , хотя это ничем не подтверждается. Во всяком случае, из его трудов можно сделать вывод, что врач всегда должен действовать в согласии с природой, если хочет добиться успеха. Он может, например, промыть и зашить рану, чтобы она лучше заживала, но только природа может заставить вновь срастись разрушенные ткани.
3-я команда
Noli nocere - Не навреди.
Гиппократ призывал своих учеников не только помогать пациентам, но также тщательно следить, чтобы при этом никому не нанести вреда. Тем самым он имел в виду, что помощь не нужно оказывать любой ценой. Вместо этого нужно учитывать и побочные воздействия лечения. Именно такая осторожность при самых различных действиях подразумевается в призыве «Noli nocere».
ЗАДАНИЕ № 4 – 5 мин каждой команде
Преподаватель:
Древняя народная мудрость нашла своё отражение в латинских пословицах и поговорках, которые не потеряли свою актуальность и в наши дни.
Итак, домашнее задание - Конкурс пословиц
ваши иллюстрации к латинским крылатым выражениям, которые вы сами нашли в Интернете. Оценивается грамотный перевод пословицы и точная иллюстрация её значения.
( каждая команда представляет 5 пословиц с иллюстрациями; максимально 5 баллов)
1-й ведущий
Латынь ̶ язык великого поэта Ювенала, историка Тацита, легендарного философа Сенеки, врачевателей Гиппократа и Цельса. На латыни говорили римские юристы, законами которых мы пользуемся и по сей день. Основы римского права заложены в большинстве современных демократических конституций, включая конституцию России. Латинские выражения можно встретить в трудах великих учёных Декарта, Ньютона, Лейбница, Ломоносова.
ЗАДАНИЕ №5
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Преподаватель:
В следующем конкурсе приведены некоторые изречения великих представителей античности. Кому они принадлежат? (задание на скорость, правильный ответ – 1 балл)
Scio me nihil scire –Я знаю, что ничего не знаю (Сократ)
Cogito, ergo sum- Я мыслю, следовательно я существую (Декарт)
Non schole, sed vitae discimus – не для школы, но для жизни мы учимся (Сенека Луций Анней)
О, tempora! O, mores! – О, времена, о, нравы (Цицерон)
Consuetudo est altera natura – Привычка – вторая натура (Цицерон)
Optium medicamentum quies est –Лучшее лекарство – покой (Цельс)
Vita brevis, ars longa – Жизнь коротка, наука обширна (Гиппократ)
Amor non est medicabilis herbis – Любовь травами не лечится (Овидий)
Omnia mea mecum porto – Все мое ношу с собой (Биант)
Pecunia non olet – Деньги не пахнут (Веспасиан)
Si vis pacem, para bellum – Хочешь мира – готовься к войне (Непот Корнелий)
Veni,vidi,vici – Пришел, увидел, победил (Цезарь Гай Юлий)
Преподаватель:
Невозможно не обратить внимание на красоту и музыкальность латыни. Когда – то один старинный русский литератор В.К.Тредиаковский образно заметил: «Французский язык течёт как река. Латинский льётся как тонкий пламень». Недурно сказано, не правда ли?
2-й ведущий:
Gaudeamus igitur…Итак, возрадуемся… Так начинается, пожалуй, самая известная студенческая песня в мире. Её происхождение уходит своими корнями в Средневековье. Однако в 1781 г. Христиан Вильгельм Киндлебен, теолог из Галле, переработал её для своего сборника студенческих песен. По сей день студенты – медики знают и исполняют на латыни этот гимн. Уважаемые гости, послушайте перевод гимна и его исполнение профессиональным хором и нами
(аудиозапись гимна)
В это время подсчитывается количество баллов у каждой команды викторины.
Заключительное слово преподавателя:
Викторина подошла к концу. Определены победители. Поздравляю! Надеюсь, что после сегодняшнего конкурса вы заинтересовались вашим профессиональным латинским языком, стали ещё умнее и духовно богаче. Спасибо всем за участие в мероприятии.
ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор
Компьютер
Информационные источники
Крылатые выражения на латыни. ̶ litafor.ru/latin
Афоризмы на латыни ̶ adoia.ru/aforizmy – na – latyni
Лучшие цитаты, афоризмы, притчи ̶ best – aforism.ru
Цитаты на латыни ̶ tutzitat,net/krylatye – frazy – na – latyni
Приложения:
Ключ к разминке
Соответствия
Карточки с заданиями клинической терминологии
Пословицы
Презентации:
Мудрость веков
Иллюстрации к пословицам
Изречения античных мыслителей
Аудиозапись гимна студентов «Gaudeamus igitur…»
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Ключ к разминке
К какой группе языков относится латинский язык?
На территории какой страны в V в до нашей эры латинский язык получил международный статус?
В какой стране или государстве в настоящее время латинский является официальным языком?
Как звали легендарного основателя Рима и первого римского царя?
Какое событие второй половины III века до н.э. послужило началом летоисчисления по древнегреческому календарю ?
Официальным языком какого ордена является латинский язык?
ОТВЕТЫ:
Группа «мёртвых» италийских языков
Римская империя
Государство Ватикан
Ромул
Первые Олимпийские игры
Мальтийский орден
ЗАДАНИЕ №2
Соответствия
Асклепий- изображение бородатого мужчины с палкой, вокруг которой извивается змея.
Амур - изображение юноши или мальчика с золотыми крылышками, луком, стрелами, колчаном
Дионис - виноградная лоза, плющ, жезл, чаша
Афродита - чудесный пояс, в котором скрыто обаяние
Диана - шлем, копьё, щит
ЗАДАНИЕ № 3
ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
КОМАНДА 1
Мать-кормилица – старинное традиционное название высшей школы. Как назвать родное учебное заведение по-латински? Alma mater
Врач описывает внешний вид больного в истории болезни. Какое латинское выражение уместно в этой ситуации? Habitus aegroti
Врач лечит заболевания уха, горла и носа. Какой клинический термин обозначает эту врачебную специальность? Otorhinolaryngologus
Врач лечит заболевания желудочно-кишечного тракта. Какой клинический термин обозначает эту врачебную специальность ? Gastroenterologus
Лабораторный анализ показал, что у больного повышенное содержание лейкоцитов в крови. Напишите клинический термин с этим значением. Leucocytosis
Лабораторный анализ показал, что у больного пониженное содержание эритроцитов в крови. Напишите клинический термин с этим значением. Erythropenia
Больной патологически боится высоты. Как это заболевание называется на латинском языке? Acrophobia
У ребенка выявлено острое воспаление бронхов. Как записать этот диагноз на латинском языке? Bronchitis acuta
Больной длительное время находится без сознания в результате полученной травмы. Напишите латинский термин, обозначающий это состояние. Coma traumaticum
При выписывании рецепта после глагола Recipe: врач перечисляет составные части лекарства. Напишите название этой части рецепта на латинском языке. Praescriptio
Больному следует принимать витамин «С». Напишите название этого витамина по-латински. Acidum ascorbinicum
Больному назначен сироп ревеня. Напишите по-латински это название.
Sirupus Rhei
Больному назначен сок алоэ. Напишите это название по-латински.
Succus Aloёs
Больному назначен линкомицин. Напишите это название по-латински. К какой группе лекарственных средств он относится? По какому частотному отрезку это определяется? Lincomycinum. Антибиотик лучистых грибков –mycin-
Больному назначен ампициллин. Напишите это название по-латински. К какой группе лекарственных средств он относится? По какому частотному отрезку это определяется? Ampicillinum. Антибиотик группы пенициллинов –cillin-
ЗАДАНИЕ №5
Scio me nihil scire –Я знаю, что ничего не знаю (Сократ)
Cogito, ergo sum- Я мыслю, следовательно я существую (Декарт)
Non schole, sed vitae discimus – не для школы, но для жизни мы учимся (Сенека Луций Анней)
О, tempora! O, mores! – О, времена, о, нравы (Цицерон)
Consuetudo est altera natura – Привычка – вторая натура (Цицерон)
Optium medicamentum quies est –Лучшее лекарство – покой (Цельс)
Vita brevis, ars longa – Жизнь коротка, наука обширна (Гиппократ)
Amor non est medicabilis herbis – Любовь травами не лечится (Овидий)
Omnia mea mecum porto – Все мое ношу с собой (Биант)
Pecunia non olet – Деньги не пахнут (Веспасиан)
Si vis pacem, para bellum – Хочешь мира – готовься к войне (Непот Корнелий)
Veni,vidi,vici – Пришел, увидел, победил (Цезарь Гай Юлий)