Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 7» города Сарова
ПРОГРАММА КРУЖКА
"ИНФОЗНАЙКА"
Возраст обучающихся: 7 - 12 лет Срок реализации: 8 часов
Автор - составитель:
Краснощекова К.В.
Учитель математики и информатики
МБОУ Школы № 7
г. Саров - 2019 г.
Содержание
Пояснительная записка …3
Принципы, лежащие в основе программы …5
Формы и методы занятий …6
Ожидаемые результаты …6
Тематический план …7
Содержание учебной программы …7
Техника безопасности …7
Список литературы …9
Пояснительная записка
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. И немаловажную роль здесь занимает работа кружка, чья деятельность целиком и полностью посвящена повышению мотивации обучающихся, популяризации ценностей информационной культуры.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является развитие творческой культуры ребенка, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Педагоги по информационным технологиям, активно участвующие в организации детского отдыха детей в летнее время, являются на сегодняшний день уникальными носителями опыта использования информационных технологий вовремя каникул в учебном и воспитательном процессе. Уникальность описываемого опыта в том, что с помощью занятий в лагере значительно расширяется образовательное пространство учащихся образовательных учреждений. В процессе отдыха дети получают навыки сознательного и рационального использования компьютеров в учебной и досуговой деятельности.
Компьютер, как инструмент, открывает новые, невиданные возможности, мир художественных и творческих нюансов, изменяет представление зрителя о нашем окружении, при этом он оставляет творцу возможность своего собственного видения мира.
Применение любых педагогических технологий и методов начинается с любви к учащемуся и сопровождается на протяжении своего процесса. Только в этом случае можно рассчитывать на прекрасный результат в воспитании и развитии творческих способностей детей.
Программа «Инфознайка» - форма организации каникулярного отдыха, объединяющая учащихся в возрасте от 7 до 12 лет.
Актуальность программы. Современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс
Педагогическая целесообразность программы. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Данная программа может помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное развитие детей в процессе овладения ПК, развитие творческих интересов обучающихся в двух аспектах: основ информатики, освоение программ Paint, Power Point, умений и навыков работы с компьютером.
Задачи, которые ставятся перед данной программой кружка, делятся на следующие виды: образовательные, развивающие, воспитательные.
Образовательные:
- изучить основные понятия и базовые умения работы с ПК;
- создавать рисунки в графическом редакторе;
- редактировать графические объекты;
- создавать анимации;
- создавать презентации;
- располагать на слайде текст и графику;
- применять различное оформление слайдов;
- удалять, перемещать и копировать слайды;
- анимировать объекты на слайдах;
- настраивать способ демонстрации презентации.
Развивающие:
- развивать у учащихся информационную культуру;
- развивать внимание, память, логическое, критическое, пространственное воображения;
- формировать общие навыки работы с информацией: поиск, обработка, организация информации и создание своих информационных объектов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету «Информатика и ИКТ»;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- формировать у учащихся коммуникативные умения, такие, как умение распределять обязанности в группе, паре;
- аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
- привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе;
- развивать мотивации личности к познанию;
- способствовать формированию нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе обучения используются комбинированные и практические занятия, а также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ).
Формы обучения. Основная форма организации занятий – индивидуальная. Реализация программы «Инфознайка» предусматривает практические занятия по созданию изображений, анимации, презентаций. Программа предусматривает использование различных методов в работе с обучающимися: устное изложение материала, беседы, наглядные материалы, самостоятельное выполнение работы. В обучении используются различные формы подачи материала: фронтальный, индивидуально-фронтальный и групповой.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке;
- приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ;
- научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, изображение, цифровые данные;
- научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности;
-определять возможные источники ее получения;
-критически относиться к информации и к выбору источника информации;
- планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации;
–создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
- составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
I. Текстовый редактор MicrosoftWord |
1 | Правила техники безопасности при работе. Приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ. Основы работы с программой Paint. Техника создания изображений. Общие сведения. | 1 |
2 | Создание изображения на выбранную тему | 1 |
II. Компьютерные презентации |
3 | Назначение и возможности программы PowerPoint. Создание презентации. Изменение дизайна оформления слайда. Создание презентации (текст, рисунки). | 1 |
4 | Управление способом демонстрации слайдов (эффекты при переходе слайда, режим непрерывного показа, использование анимации в слайдах) | 1 |
5 | Создание движущихся изображений | 1 |
6 | Создание движущихся изображений на выбранную тему | 1 |
7 | Создание презентации на выбранную тему | 1 |
8 | Защита презентации | 1 |
Всего: | 8 |
Содержание учебной программы:
I. Текстовый редактор MicrosoftWord
Постановка задачи. Что такое графический редактор Paint. Окно программы Paint.
Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента. Палитра цветов. Атрибуты изображения.
Основы работы с программой Paint. Техника создания изображений. Общие сведения.
Кисть и карандаш. Ластики. Как рисовать геометрические фигуры. Распылитель. Заливка.
Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста.
Работа с фрагментами изображения.
II. Компьютерные презентации
Назначение и возможности программы PowerPoint. Создание презентации. Изменение дизайна оформления слайда. Создание презентации. Вставка рисунков, звука, клипов.
Демонстрация слайд-фильма. Запись презентации на диск. Управление способом демонстрации слайдов (эффекты при переходе слайда, режим непрерывного показа, использование анимации в слайдах, использование гиперссылок, скрытые слайды).
Техника безопасности
К работе на ПК допускаются учащиеся, изучившие инструкцию по эксплуатации, настоящие правила по технике безопасной работы на ПК, а также прошедшие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
Строго запрещается:
находиться во время перемены в компьютерном классе без разрешения старшего (преподавателя);
включать без разрешения оборудование;
трогать разъемы соединительных кабелей и проводов(возможно поражение электрическим током);
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;
работать в верхней одежде и влажными руками;
прыгать, бегать (пылить);
класть диски, книги, тетради и другие предметы на монитор и клавиатуру;
устанавливать или копировать программы с дискет, дисков и флеш-носителей на компьютер, предварительно не проверив их антивирусом;
При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
Во время работы:
строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания преподавателя;
следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры;
легко и быстро нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
не пользуйтесь клавиатурой и мышью, если не включен компьютер;
работайте на клавиатуре чистыми руками;
никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
не вставайте со своих рабочих мест, когда в кабинет входят посетители.
Список литературы
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5 классе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V класса // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.