СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП урока литературы в 9 классе "Сонеты, посвященные смуглой возлюбленной"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель этого урока - 

Формировать представление об идеале женской красоты в эпоху Возрождения;

Раскрыть новаторство Шекспира в области драматургии

Исследовать сонеты, посвященные смуглой возлюбленной

Просмотр содержимого документа
«КСП урока литературы в 9 классе "Сонеты, посвященные смуглой возлюбленной"»

Раздел 1. Странности любви

Школа: ГУ «Пятигорская СШ»

Дата: 14.09.2020

ФИО учителя: Тимофеева Е.И.

Класс: 9

Количество отсутствующих: _____ присутствующих:_____

Тема: 5 урок

Сонеты, посвященные смуглой возлюбленной.

Цели обучения


9.1.1.1 - понимать термины: жанр, сонет,

9.1.2.1 - понимать художественное произведение, критически осмысливая;

выражать своё отношение к услышанному или прочитанному;

9.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения;

9.1.5.1 - пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета

9. 1.6.1 – давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники

9.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию

9.2.3.1 - выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений;

9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)

9.4.1.1 - участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию с учетом различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения

Цели урока

Формировать представление об идеале женской красоты в эпоху Возрождения;

Раскрыть новаторство Шекспира в области драматургии

Исследовать сонеты, посвященные смуглой возлюбленной

Результаты изучения темы

Все учащиеся смогут:

Рассказать об идеалах красоты эпохи Возрождения

Декламировать сонеты

Большинство учащихся будут уметь:

Определять тему и идею сонетов

Производить художественный анализ текста

Некоторые учащиеся смогут:

Исследовать детально сонеты

Языковая цель

- акцентировать внимание на академическом языке (сонет, тема, идея, катрен, рифмовка);

- использовать языковые навыки в различных комбинациях для достижения различных целей;

Привитие ценностей

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Межпредметная связь

история, искусство, литературоведение

Предыдущее обучение

Учащиеся знают определение сонета, катрена, сонетного ключа; владеют техникой художественного анализа;

Знакомы с творчеством Шекспира

Критерии оценивания:

 Владеют терминологией;

Анализируют литературную статью, произведения литературы

Дескрипторы по учебнику


Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

Вызов



Организационный момент. Психологический настрой.

Реализация д/з: декламация сонетов

ФО


Середина урока






Погружение в тему урока

  • Когда и где зарождается жанр сонета?

  • Что вы узнали об эпохе Возрождения?

Оценивание.

Проблемный вопрос.

  • Как вы думаете, как сонеты могут быть связаны с искусством и кино?

  • Далекий 1979 год… фильм «Женщина, которая поет». Прослушаем запись песни в этом фильме. Сравним последние строчки с переводом Маршака, представленным в учебнике.

Анализ сонета 90.

  • Что называется катреном?

  • «Сонетный замок»?

  • 1 к/ 2 к/ 3к / сз

  • Какие эпитеты и метафоры использует Шекспир в этом произведении?

Композиция

  • 1к – душевное состояние лир.героя

  • 2к – горести героя

  • 3к – боится быть оставленным

  • СЗ – потеря друга может его добить

  • Тема: к другу

  • Идея: невыносимость потери любимого человека

  • Лир.герой: страдающий, любит, мечется м/у дружбой и любовью

  • Худ.ср-ва и приемы: аллитерация – т, п, р, ш

Прием прич.св., сравн – горе больнее , атитеза – мир в раздоре, метафоры – ослабею от бед, превозмочь скорбь, эпитеты – горькая потеря, бурная ночь, последний миги др., повторы – если – как условие, лексика возвыш. – раздор, скорбь, превозмочь, отрада, невзгод…


Достоверными свидетельствами о жизни
Шекспира являются его сонеты.
Генрих Гейне

  • Кто она эта таинственная женщина, которой Шекспир посвятил свои прекрасные сонеты? Имя ее окутано тайной, точно так же как остается загадкой и сама жизнь поэта. Исследователи жизни и творчества Шекспира попытались приоткрыть завесу и узнать имя этой незнакомки. Так кто же она эта Смуглая леди? По мнению литературоведов, ее звали МЭРИ (или Молл) ФИТТОН. Она была фрейлиной королевы Елизаветы. По некоторым предположениям, с У. Шекспиром она встретилась на одном из придворных празднеств. Что же еще известно о ней? Судьба ее весьма трагична. В 22 она года родила внебрачного сына от графа Пембрука (предположительно, шекспировского друга и покровителя), который, судя по всему, и не собирался жениться на ней. Королева, узнав об этом, удалила Мэри из дворца, а предавшего ее возлюбленного отправила в тюрьму. Лишь после смерти Елизаветы его вновь приблизил ко двору Яков I, и он вскоре женился на богатой наследнице. А что же с Мэри? Ее первенец умер, затем родились еще дети, потом она вышла замуж…
    Насколько это достоверно, трудно судить, но такие свидетельства существуют. Имя своей возлюбленной Шекспир не назвал ни разу, ни в одном из своих сонетов. Была ли она Мэри Фиттон – никто не знает. Важно одно – эта женщина существовала, она вдохновила поэта на создание гениальных произведений. И кто она эта Смуглая дама, может, и не столь важно теперь нам, читателям, имеющим блестящую возможность читать эти замечательные стихи, наслаждаться ими и открывать что-то новое в самих себе.

- А впереди их дружбу ждало еще одно испытание - соперничество, любовь к одной женщине. Больно ранит лирического героя известие о том, что любимая изменила ему с другом. Герой переживает разочарование в самых дорогих людях, боль, одиночество...

  • Почему автор прибегает к приему отрицания постоянных эпитетов и сравнений?

  • Как в финале сонета выражается чувство героя?

  • Что, на ваш взгляд, делает женщину привлекательной?

  • Какой предстаёт перед нами возлюбленная Шекспира?

  • Какие средства выразительности использует автор, описывая её?

Во времена Шекспира эталоном красоты была светлокожая женщина, со светлыми волосами, алыми губами, большое внимание в эпоху средневековья уделяли духам. Есть версия, что Шекспир создал этот сонет как пародию на жанр сонета.

Именно этот сонет вдохновлял и продолжает вдохновлять художников, поэтов и музыкантов. Именно так и появилась песня группы Би-2 “Её глаза на звезды не похожи”, которую вы можете послушать сейчас.

Вернемся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с высказыванием Вордсворта: “Сонеты - это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце”.

Анализ сонета 130

Композиция

  • 1к – о земной красоте

  • 2к – сравнение с идеалом

  • 3к – милая ступает по земле

  • СЗ – о лжи идеала

  • Тема: Смуглая леди

  • Идея: идеала нет

  • Лир.герой: любящий

  • Худ.ср-ва и приемы: аллитерация – з – как укус комара

Прием отрицания., сравн – уста – кораллы, прядь – проволока и др., метафоры – вьется прядь, свет на челе, эпит. – черная проволока, особенный свет, нежный лепесток, повторы – нельзя, как;

Лексика – переплетение высоких слов с низкими.



Сонеты Шекспира




Аудиозапись сонета

Учебник
























Эпиграф


Конец урока



5 мин

Закрепление

ФО: Оценивание учителем. Комментарии.

Рефлексия.

Прием «Облако»

Подача д/з: все знания о сонетах отразить в кластере «Ассоциаций»