СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТД по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по литературе

Просмотр содержимого документа
«КТД по литературе»







7 класс



Введение (1 час)

Количество часов

Дата проведения

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1


Устное народное творчество (6 ч)



2

Устное народное творчество. Предания.

1


3

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

1


4

Русские былины Киевского и Новгородского циклов (урок внеклассного чтения 1).

1


5

«Калевала» – карелофинский мифологический эпос (урок внеклассного чтения 2).

1


6

Песнь о Роланде» (фрагменты).

1


7

Народная мудрость пословиц и поговорок.

1


Из древнерусской литературы (2 ч).



8

Русские летописи. «Повесть временных лет».

1


9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1


Из русской литературы XVIII века (2 ч).



10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1


11

Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

1


Из русской литературы XIX века (27 ч).



12

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

1


13

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.

1


14

Классное сочинение №1 по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

1


15

А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок).

1


16

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Образ Петра I. Воспевание автором «града Петрова».

1


17

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

1


18

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

1


19

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

1


20

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика.

1


21

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».

1


22

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.

1


23

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.

1


24

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» Подготовка к домашнему сочинению №1 . (урок развития речи 1).

1


25

И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой.

1


26

И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.

1


27

И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1


28

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

1


29

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 3).

1


30

А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады.

1


31

Смех сквозь слёзы, или "Уроки Щедрина". М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1


32

М. Е. Салтыков - Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения 4).

1


33

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1


34

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

1


35

Смешное и грустное рядом, или "Уроки Чехова". А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.

1


36

А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.

1


37

А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (урок внеклассного чтения 5).

1


38

Классное сочинение №2 по творчеству А.П.Чехова . (урок развития речи 2).



39

«Край ты мой, родимый край…» (обзор). В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…» (урок развития речи 3).

1


Из русской литературы XX века (22 ч).



40

И. А. Бунин. «Цифры».

1


41

И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 6).

1


42

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни.

1


43

М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни.

1


44

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

1


45

Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

1


46

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

1


47

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир — безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

1


48

А. П. Платонов. «Юшка». Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Внешняя и внутренняя красота человека

1


49

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире» (урок внеклассного чтения 7). Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

1


50

Подготовка к домашнему сочинению №2 по А.П.Платонову (урок развития речи 4)

1


51

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Краткий рассказ о поэте. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака.

1


52

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

1


53

На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др. (урок внеклассного чтения 8).

1


54

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственно - экологические проблемы в рассказе.

1


55

Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы в рассказе.

1


56

Е. И. Носов. «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Подготовка к домашнему сочинению.

1


57

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

1


58

Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). Краткий рассказ о писателе, учёном, гражданине. Духовное напутствие молодёжи.

1


59

М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 9). Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя

1


60

Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

1


61

Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности.

1


62

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».

1


63

Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 10).

1


64

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом.

1


65

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

1


66

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето

1


67-68

Резервные уроки (Повторение изученного)

2








Тематическое планирование


9 класс




Введение (1час)

Количество часов

Дата проведения

1

Литература и её роль в духовной жизни человека.

1



Из древнерусской литературы (3 ч).



2

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы.

1


3

Центральные образы «Слова…».

1


4

Основная идея и поэтика «Слова…».




Из русской литературы XVIII века (8 ч).



5

Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизмаМ. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1


6

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1


7

Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям».

1


8

Г. Р. Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»).

1


9

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

1


10

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

1


11

Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя (урок внеклассного чтения 1). «Осень» как произведение сентиментализма

1


12

Классное сочинение №1 по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (урок развития речи 1).

1



Из русской литературы XIX века (54 ч).



13

Русские поэты первой половина XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский (урок внеклассного чтения 2)

1


14

В. А. Жуковский – поэт-романтик.

1


15

В. А. Жуковский. «Невыразимое».

1


16

В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады.

1


17

В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини.

1


18

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор).

1


19

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт.

Фамусовская Москва.

1


20

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого.

1


21

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии.

1


22

А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике.

1


23

Подготовка к домашнему сочинению №1 по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума».

1


24

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики.

1


25

А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…».

1


26

А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк».

1


27

А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения.

1


28

А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении.

1


29

Подготовка к домашнему сочинению №2 по лирике А. С. Пушкина. (урок развития речи 2).

1


30

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».

1


31

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение.

1


32

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1


33

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1


34

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

1


35

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж.

1


36

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1


37

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики.

1


38-39

Классное сочинение №2 по произведению А. С. Пушкина. «Евгений Онегин». (урок развития речи3).

2


40

М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного).

1


41

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.

1


42

М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним.

1


43

М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта.

1


44

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа.

1


45

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина.

1


46

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1


47

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско – композиционное значение повести.

1


48

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина.

1


49

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина.

1


50

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков.

1


51-52

Классное сочинение №3 по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (урок развития речи 5)

2


53

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты)

1


54

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы.

1


55

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков.

1


56

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города.

1


57

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова.

1


58

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме.

1


59

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра.

1


60

Подготовка к домашнему сочинению №3 по произведению Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

1


61

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя.

1


62

А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей.

1


63

А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе.

1



Из русской литературы XX века (28 ч)



64

Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы.

1


65

И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе.

1


66

Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…».

1


67

А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина».

1


68

С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…».

1


69

С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…».

1


70

С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении.

1


71

В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!».

1


72

В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта.

1


73

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы.

1


74

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести.

1


75

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..».

1


76

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве».

1


77

А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»).

1


78

А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается c милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»).

1


79

Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание».

1


80

Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц».

1


81

М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы.

1


82

М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа.

1


83

Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу». Вечные темы и современность в стихах о природе и любви.

1


84

Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Философская глубина лирики Пастернака. Одухотворённая предметность поэзии Пастернака.

1


85

А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта.

1


86

А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины...». Образ воина в стихотворении.

1


87

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика.

1


88

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи.

1


89

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века.

1


90

Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века.

1



Из зарубежной литературы – 6 часов



91

У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен).

1


92-93

У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. (обзор с чтением отдельных сцен).

2


94-95

И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен).

2


96

И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен).

1


97

Урок контроля знаний.

1


98-99

Резервные уроки.(Повторение изученного)

2