7 класс | | |
Введение (1 час) | Количество часов | Дата проведения |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | |
Устное народное творчество (6 ч) | | |
2 | Устное народное творчество. Предания. | 1 | |
3 | Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | |
4 | Русские былины Киевского и Новгородского циклов (урок внеклассного чтения 1). | 1 | |
5 | «Калевала» – карелофинский мифологический эпос (урок внеклассного чтения 2). | 1 | |
6 | Песнь о Роланде» (фрагменты). | 1 | |
7 | Народная мудрость пословиц и поговорок. | 1 | |
Из древнерусской литературы (2 ч). | | |
8 | Русские летописи. «Повесть временных лет». | 1 | |
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | 1 | |
Из русской литературы XVIII века (2 ч). | | |
10 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). | 1 | |
11 | Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». | 1 | |
Из русской литературы XIX века (27 ч). | | |
12 | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека». | 1 | |
13 | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. | 1 | |
14 | Классное сочинение №1 по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель» | 1 | |
15 | А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). | 1 | |
16 | «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Образ Петра I. Воспевание автором «града Петрова». | 1 | |
17 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | 1 | |
18 | А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре | 1 | |
19 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов. | 1 | |
20 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. | 1 | |
21 | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». | 1 | |
22 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. | 1 | |
23 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. | 1 | |
24 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» Подготовка к домашнему сочинению №1 . (урок развития речи 1). | 1 | |
25 | И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. | 1 | |
26 | И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. | 1 | |
27 | И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». | 1 | |
28 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». | 1 | |
29 | Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 3). | 1 | |
30 | А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады. | 1 | |
31 | Смех сквозь слёзы, или "Уроки Щедрина". М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | |
32 | М. Е. Салтыков - Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения 4). | 1 | |
33 | Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | |
34 | Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир. | 1 | |
35 | Смешное и грустное рядом, или "Уроки Чехова". А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. | 1 | |
36 | А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. | 1 | |
37 | А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (урок внеклассного чтения 5). | 1 | |
38 | Классное сочинение №2 по творчеству А.П.Чехова . (урок развития речи 2). | | |
39 | «Край ты мой, родимый край…» (обзор). В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…» (урок развития речи 3). | 1 | |
Из русской литературы XX века (22 ч). | | |
40 | И. А. Бунин. «Цифры». | 1 | |
41 | И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 6). | 1 | |
42 | М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни. | 1 | |
43 | М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни. | 1 | |
44 | М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко») | 1 | |
45 | Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | 1 | |
46 | В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | 1 | |
47 | В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир — безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | 1 | |
48 | А. П. Платонов. «Юшка». Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Внешняя и внутренняя красота человека | 1 | |
49 | А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире» (урок внеклассного чтения 7). Труд как нравственное содержание человеческой жизни. | 1 | |
50 | Подготовка к домашнему сочинению №2 по А.П.Платонову (урок развития речи 4) | 1 | |
51 | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Краткий рассказ о поэте. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. | 1 | |
52 | А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. | 1 | |
53 | На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др. (урок внеклассного чтения 8). | 1 | |
54 | Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственно - экологические проблемы в рассказе. | 1 | |
55 | Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы в рассказе. | 1 | |
56 | Е. И. Носов. «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | |
57 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | 1 | |
58 | Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). Краткий рассказ о писателе, учёном, гражданине. Духовное напутствие молодёжи. | 1 | |
59 | М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 9). Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя | 1 | |
60 | Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира. | 1 | |
61 | Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. | 1 | |
62 | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». | 1 | |
63 | Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 10). | 1 | |
64 | Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. | 1 | |
65 | Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. | 1 | |
66 | Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето | 1 | |
67-68 | Резервные уроки (Повторение изученного) | 2 | |
| Введение (1час) | Количество часов | Дата проведения |
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 | |
| Из древнерусской литературы (3 ч). | | |
2 | Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | |
3 | Центральные образы «Слова…». | 1 | |
4 | Основная идея и поэтика «Слова…». | | |
| Из русской литературы XVIII века (8 ч). | | |
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизмаМ. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | 1 | |
6 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». | 1 | |
7 | Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». | 1 | |
8 | Г. Р. Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). | 1 | |
9 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. | 1 | |
10 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. | 1 | |
11 | Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя (урок внеклассного чтения 1). «Осень» как произведение сентиментализма | 1 | |
12 | Классное сочинение №1 по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (урок развития речи 1). | 1 | |
| Из русской литературы XIX века (54 ч). | | |
13 | Русские поэты первой половина XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский (урок внеклассного чтения 2) | 1 | |
14 | В. А. Жуковский – поэт-романтик. | 1 | |
15 | В. А. Жуковский. «Невыразимое». | 1 | |
16 | В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. | 1 | |
17 | В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. | 1 | |
18 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). | 1 | |
19 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. | 1 | |
20 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. | 1 | |
21 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. | 1 | |
22 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. | 1 | |
23 | Подготовка к домашнему сочинению №1 по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | |
24 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. | 1 | |
25 | А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…». | 1 | |
26 | А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». | 1 | |
27 | А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. | 1 | |
28 | А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. | 1 | |
29 | Подготовка к домашнему сочинению №2 по лирике А. С. Пушкина. (урок развития речи 2). | 1 | |
30 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». | 1 | |
31 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. | 1 | |
32 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | 1 | |
33 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | |
34 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | 1 | |
35 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж. | 1 | |
36 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | 1 | |
37 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. | 1 | |
38-39 | Классное сочинение №2 по произведению А. С. Пушкина. «Евгений Онегин». (урок развития речи3). | 2 | |
40 | М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). | 1 | |
41 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. | 1 | |
42 | М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. | 1 | |
43 | М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. | 1 | |
44 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. | 1 | |
45 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. | 1 | |
46 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 | |
47 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско – композиционное значение повести. | 1 | |
48 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. | 1 | |
49 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. | 1 | |
50 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков. | 1 | |
51-52 | Классное сочинение №3 по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (урок развития речи 5) | 2 | |
53 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) | 1 | |
54 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. | 1 | |
55 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков. | 1 | |
56 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города. | 1 | |
57 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова. | 1 | |
58 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме. | 1 | |
59 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра. | 1 | |
60 | Подготовка к домашнему сочинению №3 по произведению Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | 1 | |
61 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. | 1 | |
62 | А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. | 1 | |
63 | А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. | 1 | |
| Из русской литературы XX века (28 ч) | | |
64 | Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. | 1 | |
65 | И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. | 1 | |
66 | Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…». | 1 | |
67 | А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина». | 1 | |
68 | С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…». | 1 | |
69 | С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…». | 1 | |
70 | С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении. | 1 | |
71 | В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!». | 1 | |
72 | В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта. | 1 | |
73 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. | 1 | |
74 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести. | 1 | |
75 | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..». | 1 | |
76 | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». | 1 | |
77 | А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»). | 1 | |
78 | А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается c милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). | 1 | |
79 | Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание». | 1 | |
80 | Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». | 1 | |
81 | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. | 1 | |
82 | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. | 1 | |
83 | Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу». Вечные темы и современность в стихах о природе и любви. | 1 | |
84 | Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Философская глубина лирики Пастернака. Одухотворённая предметность поэзии Пастернака. | 1 | |
85 | А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта. | 1 | |
86 | А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины...». Образ воина в стихотворении. | 1 | |
87 | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика. | 1 | |
88 | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. | 1 | |
89 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. | 1 | |
90 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века. | 1 | |
| Из зарубежной литературы – 6 часов | | |
91 | У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен). | 1 | |
92-93 | У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. (обзор с чтением отдельных сцен). | 2 | |
94-95 | И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен). | 2 | |
96 | И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). | 1 | |
97 | Урок контроля знаний. | 1 | |
98-99 | Резервные уроки.(Повторение изученного) | 2 | |