СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кто скрывается под псевдонимом?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовать, выявить и систематизировать причины использования псевдонимов.

Просмотр содержимого документа
««Кто скрывается под псевдонимом?»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Слакбаш

муниципального района Белебеевский район РБ











«Кто скрывается под псевдонимом?»





Выполнила: Иванова Юлия

ученица 6 класса МАОУ СОШ с.Слакбаш


Руководитель :

Павлова Наталья Леонидовна

учитель русского языка и литературы





с.Слакбаш, 2014г.


Оглавление



Введение

Глава 1. Из истории псевдонимов

    1. Значение слова «псевдоним»

    2. Ник - это псевдоним?

    3. Почему люди выбирают псевдоним?

Глава 2. Роль псевдонимов в нашем мире

2.1 Какую роль играет ник в сети Интернет?

2.2 Почему люди создают множество ников?

2.3 Как придумать эффектный ник?

Заключение

Список использованной литературы

















Введение

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Когда мы знакомимся с кем-то, мы узнаем сначала его имя. Мы просим подписаться под своей работой, в каком-либо документе, чтобы знать к кому они имеют отношение. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом.

Псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их настоящее имя.

В переводе с греческого «онима» значит «имя», а «псевдо» означает «ложь».

В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.

В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть.

Цель исследовательской работы:

-исследовать, выявить и систематизировать причины использования псевдонимов.

Исследовательские задачи:

- собрать материал по теме;

- найти определения слова «псевдоним»;

- проследить историю возникновения псевдонимов;

- исследовать способы и условия возникновения псевдонимов;

- привести примеры псевдонимов.

- сравнить и проанализировать собранные материалы;

- и в результате исследования установить причины выбора псевдонимов.

Объектом исследования являются псевдонимы известных литературных деятелей, а также людей различных социальных прослоек общества.

Актуальность предпринятого исследования представляется в том, что современный человек не мыслит свою жизнь без компьютера. На работе, дома, во время отдыха – рядом находится друг-компьютер. Мы и общаемся через Интернет, используя «логины», пароли и «Ники» (так называемые псевдонимы).

Новизна исследования в том, что человек легко заменяет собственное имя, даже не задумываясь о положительном или отрицательном влиянии на судьбу вымышленного имени.

Почему я выбрала такую тему?

Во-первых, потому что она показалась мне достаточно интересной и реализуемой (дополнительный материал по данной теме доступен, его можно найти в литературоведческих пособиях, энциклопедиях, публикациях в журналах, словарных статьях и на интернет-сайтах).

Во-вторых, объект исследования – это термин известный в науке, но до конца не исследованный.

Для достижения цели я использовала следующие методы:

- Изучение теоретического материала по теме;

- Анализ, обобщение и систематизация полученных сведений;

- Использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.

Данная работа относится к теоретическим исследованиям. Она помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о возникновении псевдонимов и о причине их использования. Своими знаниями я могу поделиться с одноклассниками и другими слушателями.

Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.








Глава 1.Из истории псевдонимов

1.1.Значение слова «псевдоним»

Для каждого человека очень большое значение имеет его имя, то как его называют. Психологи утверждают, что сочетания звуков в имени человека влияет на его характер. Многие родители, прежде чем дать своему ребенку имя, долго изучают вопрос о том, как имя повлияет на дальнейшую судьбу их чада.

Имена людей подразделяются на четыре типа:

  • Официальное имя, данное родителями. Сюда же относятся и фамилия и отчество. Редко меняются, разве что фамилия у женщин после замужества.

  • Прозвища, клички, кликухи (на зоне) и погоняло (как сейчас говорит молодежь). Даются окружающими людьми, зависят от среды общения. Поэтому и меняются при переходе из одной среды общения в другую. Параллельно человек может иметь несколько прозвищ, даже в одной и той же социальной среде.

  • Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. Древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой. Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка) , а первые два, родовые: Марк и Туллий, отошли на второй план. Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели третьи имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк (лопоухий).

  • Первый словарь псевдонимов принадлежит Сауэрсу, который был издан в середине XVII века и назывался в переводе с латинского «О подписях и знаках, под коими скрыты истинные имена».

  • Псевдоним. Это то имя, которое человек выбирает себе сам. Псевдонимов у человека может быть несколько, так как он может входить в разные социальные структуры. Псевдонимы успешно применяются, как правило, там, где публика не знает настоящее имя человека. Например, писатель пишет литературные произведения (Кир Булычев, Козьма Прутков, Марк Твен) или журналист пишет статьи в газете.

  • Аноним. Полное отсутствие имени. Применяется, как правило, при единственном контакте, когда человек не хочет, быть узнанным. Либо при игре, розыгрышах и интригах, когда контакты неоднократны.

Науку уже давно занимал вопрос о том, как люди выбирают себе псевдонимы, насколько мы выбираем их неосознанно, по принципу "просто нравится" и как выбор нашего псевдонима связан с характером и как псевдоним оказывает последующее влияние на характер человека.

Псевдони́м (от греческого «ложное имя») — имя, используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

1.2. Ник - это псевдоним?

Ник в интернете относится к псевдонимам. Слово "ник" происходит от английского nickname, что в переводе означает прозвище, кличка, но по сути это все-таки не прозвище, а псевдоним, так как свои ники мы придумываем себе сами и используем в виртуальной среде, где публика не знает наше настоящее имя.

1.3.Почему люди выбирают псевдоним?

Использование псевдонима обычно не подразумевает отказа его носителя от идентичности, поэтому псевдоним зачастую вытесняет настоящее имя: например, далеко не всем известно, что Сандро Боттичелли на самом деле звали Алессандро Филипепи, а Мэрилин Монро — Норма Джин Бейкер. Распространёнными мотивами использования псевдонимов этого рода являются:

.стремление заменить слишком длинное имя более коротким, запоминающимся (в частности, у многих испанских, португальских, латиноамериканских спортсменов и политиков: характерен, например, случай Эдсона Арантеса ду Насименту, прославившегося под коротким именем Пеле);

.стремление взять «говорящее» имя, соответствующее избранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции, эстетическим предпочтениям эпохи: так, средневековый медик Парацельс выбрал псевдоним, отсылающий к имени знаменитого римского врача Цельса, пролетарские поэты Михаил Эпштейн и Ефим Придворов стали Михаилом Голодным и Демьяном Бедным, а их современники подписывали свои стихи именами Дир Туманный и Рюрик Рок; один из основателей русского панк-рока Николай Кунцевич известен как Ник Рок-н-Ролл;

.стремление скрыть происхождение, в частности, национальность носителя имени (так поляки Вильгельм Аполлинарий Костровицкий и Юзеф Теодор Конрад Корженевский стали французским поэтом Гийомом Аполлинером и английским прозаиком Джозефом Конрадом); использование псевдонимов по этому мотиву зачастую вызывает болезненную реакцию у шовинистически настроенной части общества, выливающуюся, в частности, в кампании по «раскрытию псевдонимов»;

.стремление «разойтись» в именах с другим лицом, действующим в этой сфере и носящим то же или похожее имя: так, среди причин, побудивших писателя Илью Маршака стать М. Ильиным, не последнюю роль играло нежелание оказаться в тени своего старшего брата Самуила Маршака, а литературовед и переводчик Элеонора Гальперина замечала в опубликованной позднее переписке, что взяла псевдоним Нора Галь для того, чтобы её не путали с начавшей публиковаться несколько раньше литературоведом Евгенией Гальпериной.

Особым случаем являются коллективные псевдонимы, призванные обозначить единым именем общую деятельность группы лиц: Кукрыниксы, Николя Бурбаки, Козьма Прутков.

Мировая история знает немало примеров использования псевдонимов политическим деятелями, представителями литературы и искусства. Полагаем, что не все из читателей знают, что настоящая фамилия Ленина – Ульянов, Сталина – Джугашвили, Троцкого – Бронштейн, римского императора Калигулы – Гай Цезарь Германик, французского философа Вольтера – Аруэ, российской императрицы Екатерины I – Скавронская, иракского диктатора Саддама Хуссейна – Саддам Аль-Тикрити, ливийского лидера Муаммара Каддафи – Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи, бразильского футболиста Пеле – Эдсон Арантис ду Насименту, американского боксёра Мухаммеда Али – Кассиус Марселлус Клей.

Карл Маркс, начиная свою деятельность, также пользовался псевдонимами. Свою статью «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции» он подписал Житель Рейнской провинции. Под псевдонимами же и анонимно выступал вначале в печати и Фридрих Энгельс. Первые его произведения появились за подписью Фридрих Освальд.

Первая легально напечатанная работа В.И. Ульянова (Ленина) была подписана К.Тулин. Подпись «Ленин» Владимир Ульянов впервые употребил в январе 1901 года, поставив её из конспиративных соображений под письмом Г. Плеханову, которое могло быть вскрыто охранкой. По данным специалистов-почерковедов эта подпись была поставлена рукой Н. Крупской. При этом до 1917 года В.И. Ульянов подписывался не В. Ленин, а Н. Ленин (очевидно, в связи с конспиративным прозвищем «Николай»).

Литературные произведения, выпущенные без подписи автора (анонимные) или под псевдонимом (вымышленным именем), известны с древнейших времён, ещё до изобретения книгопечатания. Иногда писатели не ставили своего имени при выпуске одного или нескольких сочинений, а иногда – всю жизнь.

Причины, принуждавшие авторов сохранять инкогнито, весьма разнообразны. Одни вынуждены были держать своё имя в тайне из боязни преследований; другие отказывались от своей фамилии из-за неблагозвучия; общественное положение третьих не позволяло им открыто выступать на литературном поприще. И начинающие, и знаменитые авторы прятались под псевдонимами, чтобы отвлечь от себя огонь критики. Иные придумывали себе псевдонимы потому, что это было модно, иные – из-за наличия однофамильцев, а некоторые – из желания мистифицировать читателей и заставить их ломать себе головы в догадках, кто скрывается под псевдонимом. Встречаются авторы, которые из скромности или равнодушия к славе не желали выставлять своё имя напоказ.

Иногда, принимая псевдоним, автор ставил целью не скрыть своё имя, а подчеркнуть свою профессию, национальность, место рождения, жительства, социальное положение, главную черту своего характера или направление своего творчества.

Если в намерение автора входило не только скрыть своё имя, но и выдать своё произведение за чужое, или если он хотел, чтобы читатели представляли себе его (автора) не таким, каким он был на самом деле, то он шёл по пути мистификации дальше: подписывался фамилией реально существующего лица; принимал мужское имя, будучи женщиной, или женское, будучи мужчиной; ставил вместо подписи имя какого-нибудь литературного персонажа; нарочито неверно указывал с помощью псевдонима свою профессию; заменял свою фамилию такою, которая внушала ложное представление о его национальности; приписывал авторство вымышленному лицу, выдавая его за реальное.

С помощью псевдонима маскировалось и количество авторов: написанное нескольким выдавалось за произведение одного, и наоборот.

В царской России авторам не раз приходилось из соображений безопасности скрывать своё имя.

Первая книга, обличавшая ужасы и варварство крепостного строя, знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, была издана в 1790 году без указания имени автора. Сожжённое по приказу Екатерины «Путешествие» оставалось запрещённой книгой свыше ста лет. За рубежом его напечатал Герцен в 1858 г.

Особенно тщательной маскировке приходилось подвергать свои произведения писателям, осуждённым царским правительством или эмигрировавшим из России.

В.К. Кюхельбекер, лицейский друг Пушкина, все 20 лет своего заключения в ссылке в Сибири настойчиво, но безуспешно пытался печататься. Ему удавалось это лишь в тех случаях, когда его фамилия не была названа.

В 1842 г. князь П.П. Долгоруков выпустил в Париже, на французском языке, от имени графа Альмагро, брошюру «Заметки о знатных русских семействах». В ней приводились факты, компрометировавшие весьма высокопоставленных особ: автор сообщал, что предки многих из них были людьми низкого рода и выдвинулись лишь благодаря своей службе в качестве царских денщиков и брадобреев, за что их жаловали графскими и княжескими титулами.

Одной из причин, заставлявших некоторых авторов скрывать своё имя, были сословные предрассудки. «Сочинительство», как назывался встарь труд писателя, да ещё с получением за это платы, считалось занятием, недостойным высокопоставленных особ.

Особенно старательно соблюдали инкогнито члены правящих династий. Людовик XIV выдавал себя за скромного г-на Гренгодьера; Екатерина II помещала свои пьесы в сборниках «Российской Феатр» без всякой подписи.

Члены семьи Николая I также занимались литературой. Сборник их произведений, под маскирующим названием «Муравейник. Литературные листы, издаваемые неизвестным обществом неучёных людей», был выпущен в 1831 году В.А. Жуковским, который в это время состоял воспитателем наследника. И стихи, и проза – всё в этом сборнике было либо подписано инициалами, либо не подписано вовсе, либо вместо подписей авторов стояли звёздочки.

Не раз причиной появления псевдонима было нежелание родных автора видеть свою фамилию в печати, выставлять её напоказ – нежелание, продиктованное господствовавшим некогда убеждением, что профессия литератора не может обеспечить ни достойного положения в обществе, ни хорошего заработка. В результате этого такие великие писатели, как Мольер и Вольтер, были в своё время вынуждены вступить на литературное поприще не под теми фамилиями, какие они унаследовали от отцов; их прославленные имена являются псевдонимами. Отец Мольера, придворный обойщик и камердинер Поклен, надеялся передать эту должность своему сыну Жану-Батисту, но тот с юных лет пристрастился к театру. Вопреки воле отца он вступил в труппу актёров, однако под другой фамилией, чтобы не позорить отцовскую. Откуда он взял фамилию Мольер, с достоверностью сказать нельзя. Королевскому казначею, нотариусу Аруэ тоже хотелось, чтобы его сын Франсуа-Мари пошёл по его стопам и сделался юристом. Тот не стал придумывать себе другую фамилию, а ограничился тем, что переставил буквы в словах. Так получился псевдоним Вольтер.

И в России лица, сделавшие литературный труд своей профессией, были не в почёте; особенно сторонились их в так называемом высшем обществе.

Известно, что мать Н.Н. Гончаровой очень неохотно дала согласие на брак своей дочери с «сочинителем», как та наивно называла своего жениха. Но сам Пушкин не видел в литературном заработке ничего зазорного.

В то время считалось, что дворянину полагается жить только на доходы от своих вотчин. Баловаться сочинительством можно от нечего делать.

Мать И.С. Тургенева, богатая помещица, также была против того, чтобы её сын печатался. Она утверждала: «Дворянин должен служить и составить себе карьеру и имя службой, а не бумагомаранием. Да и кто же читает русские книги?» Сама она, по свидетельству современников, и читала, и писала, и говорила только по-французски: русский язык в помещичьей среде считался годным лишь для того, чтобы отдавать приказания слугам.

Авторам-офицерам, авторам-чиновникам, авторам-дипломатам грозили служебные неприятности, если они без разрешения начальства выступали в печати под своим именем.

С.Т. Аксаков служил цензором, а затем инспектором и директором Межевого института; поэтому он избегал подписываться своей фамилией. Под его «Письмами из Петербурга» стояла подпись Л.Р.Т., т.е. Любитель русского театра.

Служебное положение (вице-губернатор, председатель казённой палаты) не позволяло подписываться собственной фамилией и М.Е. Салтыкову. Вот почему великий русский сатирик прикрылся именем вымышленного надворного советника Н. Щедрина. Сын писателя рассказывал: «Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию «Щедрин». Дело обстояло так: ему, когда он состоял ещё на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией. И вот ему пришлось подыскивать себе псевдоним, причём ничего подходящего он подобрать не мог. Моя мать предложила ему избрать псевдонимом что-нибудь подходящее к слову «щедрый», так как в своих писаниях он был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы. Отцу понравилась идея жены, и с тех пор он стал именоваться Щедриным».

Есть, впрочем, и другая версия: это прозвище носили некоторые крепостные, принадлежавшие родителям Салтыкова.

В царской России студента или гимназиста за выступление в печати могли исключить из учебного заведения. Этим объясняется отсутствие фамилии Н.А. Добролюбова под его первыми статьями в «Современнике».

Особенно преследовалось «сочинительство» в военно-учебных заведениях. В I кадетском корпусе было в 1824 году приказано давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы, и по 50 розог – за стихи. Поэзия, таким образом, считалась вдвое более криминальной.

Бальзак также печатался вначале либо анонимно, либо под псевдонимами Орас де Сент-Обен и Лорд Роон. Своё настоящее имя он впервые поставил под романом «Шуаны» (1829).

В русской литературе также чрезвычайно часты случаи, когда писатели, чьи имена стали впоследствии широко известны, первые свои произведения выпускали под псевдонимами или ограничивались инициалами. Не подписаны настоящей или полной фамилией «пробы пера» почти всех русских классиков.

Первое появившееся в печати стихотворение Пушкина (тогда 15-летнего лицеиста) – «К другу стихотворцу» – было втайне от автора послано в «Вестник Европы» его лицейским товарищем Дельвигом. Никакой подписи поставлено не было; это явствует из обращения издателя журнала: «Просим сочинителя присланной в «Вестник Европы» пьесы под названием «К другу стихотворцу» объявить нам своё имя».

Юный поэт откликнулся на это обращение. Но своё настоящее имя он зашифровал, подписавшись Александр Н.к.ш.п. Ранние стихотворения он также подписывал – П-, 1…14-16. Исключение Пушкин сделал лишь для «Воспоминаний в Царском Селе».

20-летний Гоголь, вступая на литературную стезю как поэт, идиллию «Ганц Кюхельгартен» выпустил за подписью В. Алов. Но когда в «Северное пчеле» и «Московском телеграфе» появились отрицательные отзывы, Гоголь скупил у книгопродавцев все оставшиеся у них экземпляры идиллии и уничтожил их.

Точно так же поступил 19-летний Некрасов, на первой книжке стихов «Мечты и звуки» (1840) поставивший лишь свои инициалы Н.Н. После того, как Жуковский и Белинский неодобрительно отозвались об этом сборнике, он взял обратно из книжных лавок все непроданные экземпляры и сжёг их.

Под стихотворением «Весна», первой публикацией 16-летнего Лермонтова («Атеней», 1830), стояла лишь буква L. Правда, через пять лет в «Библиотеке для чтения» был напечатан «Хаджи Абрек» за полной подписью автора, но это было сделано без его ведома и согласия: поэму самовольно отнёс в редакцию журнала один из товарищей Лермонтова по юнкерскому училищу.

Первая повесть 24-летнего И.А. Гончарова «Нимфодора Ивановна» появилась в журнале «Подснежник» без всякой подписи; вторая – «Лихая болесть» - за подписью И.А., т.е. Иван Александрович. Стихи в том же журнале Гончаров подписывал лишь первой буквой своей фамилии.

Под первыми напечатанными строками И.С. Тургенева (ему тогда было 20 лет) – стихотворениями «Вечер» и «К Венере Медицейской» в «Современнике» (1838) стояло …въ. Затем будущий автор «Записок охотника» ряд лет подписывался Т.Л., т.е. Тургенев-Лутовинов (его мать была урождённая Лутовинова).

20-летний А.А. Фет скрыл своё имя и фамилию на первой книжке стихов – «Лирический Пантеон» (1840) под инициалами А.Ф. Подобно Гоголю и Некрасову, молодой автор пытался уничтожить свою первую книгу.

С-в – такова была подпись под стихотворением «Лира», которым начал в 15-летнем возрасте свой литературный путь М.Е. Салтыков. Первую свою повесть «Противоречия» он напечатал под псевдонимом М. Непанов, вторую, «Запутанное дело», – под инициалами М.С.

24-летний Л.Н. Толстой, тогда офицер, первое своё произведение – «История моего детства» (так редакция «Современника» без ведома автора изменила название «Детства») – подписал в 1852 г. Л.Н., т.е. Лев Николаевич.

20-летний Чехов юморески в «Стрекозе», «Будильнике», Зрителе» подписывал Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте. В редких случаях подоплёка того или иного псевдонима Чехова могла быть известна лишь узкому кругу его знакомых и требовала дополнительной расшифровки. Ниже приводится список из 42 псевдонимов писателя, известных чеховедению к концу прошлого века:

А. П.,

А. П.Ч-в,

Антоша,

Антоша Ч.,

Антоша Ч.***,

Антоша Чехонте,

А-н Ч-те,

Ан. Ч.,

Ан. Ч-е,

Анче,

Ан. Че-в, А. Ч.,

А.Ч-в,

А.Че-в,

А Чехонте,

Г. Балдастов,

Макар Балдастов,

Брат моего брата,

Врач без пациентов,

Вспыльчивый человек,

Гайка № 6,

Гайка № 9, Грач,

Дон Антонио Чехонте,

Дяденька,

Кисляев,

М.Ковров,

Крапива,

Лаэрт,

Прозаический поэт,

Рувер,

Рувер и Ревур,

Улисс, Ц.,

Ч. Б. С.,

Ч. без с.,

Человек без селезёнки,

Чехонте,

Ч.Хонте, А.,

Шампанский,

…въ,

Z

Так, законоучитель таганрогской гимназии отец Покровский, имевший обыкновение шутливо переиначивать фамилии учеников, одного из них звал Антошей Чехонте. Эту подпись молодой Чехов и ставил в течение ряда лет под юморесками в журналах. Она стояла и на первой его книге «Сказки Мельпомены» (1884).

Сборник «Пёстрые рассказы» вышел в 1886 г. под тем же псевдонимом – А.Чехонте, но с указанием в скобках настоящей фамилии автора. А ещё через год, выпуская третью свою книгу – «В сумерках» - Чехов не только не поставил псевдонима, но даже уточнил свои инициалы: Ан. П. Чехов, чтобы его не спутали с братом Александром.

Некоторые советские писатели и поэты также свои первые произведения издавали под псевдонимом, которым в дальнейшем не пользовались.

14-летний Владимир Маяковский стихи «Весенняя картинка» и «Полно плакать над ним» в гимназическом журнале «Порыв», печатавшемся в 1907 г. нелегально на гектографе, подписал – ъ, последней буквой своего имени (Владiмiръ).

Но уже под ранними стихами в альманах «Пощёчина общественному вкусу» (1912) Маяковский поставил полностью свои имя и фамилию.

Сергей Есенин первые стихотворные опыты подписывал Метеор. Первое своё опубликованное стихотворение «Берёза» (в журнале «Мирок», 1914), 19-летний Есенин подписал Аристон, хотя его уговаривали отказаться от этого надуманного псевдонима. Но уже под следующим стихотворением в этом журнале он поставил свою фамилию и больше никаких псевдонимов не использовал.

«Пробовал я подписываться фамилиями Рассказов и Томский – не то! – вспоминает Д.Н. Мамин-Сибиряк. – А мою фамилию ещё в бурсе высмеяли: мы, мол, все мамины, почему не тятин? И решили, что самый подходящий псевдоним – Сибиряк: ведь Екатеринбург – за Уралом, и в представлении российском Сибирь и Зауралье сливаются в одно понятие!»

Гимназическая кличка Грин стала постоянной литературной фамилией и А. Гриневского, под которой он приобрёл широкую известность.

У писательниц был особый резон скрывать своё авторство: они боялись, что издатель не возьмёт рукопись, узнав, что та принадлежит перу женщины, читатель отложит книгу по той же причине, а критик разругает. «Липовым» был псевдоним выдающейся французской романистки Авроры Дюпен (по мужу Дюдеван), которая известна всем под именем Жорж Санд. Она использовала для этого псевдонима часть фамилии своего друга Жюля Сандо, в соавторстве с которым создала свой первый роман «Роза и БЛАНШ», подписанный Жюль Санд. Потом она заменила имя Жюль на Жорж. До того как принять этот псевдоним, она пользовалась другим, тоже мужским: Блез Боннен (так звали столяра, с которым она дружила в детстве).

Русская литература также изобилует подобными примерами.

Екатерина II сотрудничала в сатирических журналах под именами Патрикей Правдомыслов, Пётр Угадаев, Любомудров из Ярославля и даже Разнощик Рыжий Фролка.

Иногда автор ставил одно только своё имя, без фамилии. Но ведь лиц, носящих одно и то же имя, очень много, а фамилия оставалась неизвестной. Подобные подписи называются пренонимами. Автора «Божественной комедии» мы зовём Данте. Но это не фамилия, а имя, притом сокращённое (в честь деда по матери, которого звали Дуранте). Фамилия же великого итальянского поэта была Алигьери.

Многие псевдонимы не содержат никаких элементов настоящих имён, отчеств или фамилий авторов.

Кто есть кто?

Агата Кристи – Агата Мэри Кларисса Миллер, английская писательница

Александр Грин – Александр Степанович Гриневский, советский писатель

Александр Калиостро – Джузеппе Бальзамо, авантюрист итальянского происхождения

Аль Капоне – Альфонс Фьорелло Капони, американский мафиози

Анатоль Франс – Анатоль Франсуа Тибо, французский писатель

Андрей Моруа – Эмиль Эрзог, французский писатель

Андрей Белый – Борис Николаевич Бугаев, советский писатель

Анна Ахматова – Анна Андреевна Горенко, советская поэтесса

Анна Зегерс – Нетти Радвани, немецкая писательница

Аркадий Гайдар – Аркадий Петрович Голиков, советский писатель

Борис Полевой – Борис Николаевич Кампов, советский писатель

Вениамин Каверин – Вениамин Александрович Зильбер, советский писатель

Владимир Ленин – Владимир Ильич Ульянов, русский революционер

Демьян Бедный – Ефим Алексеевич Придворов, советский писатель

Джеймс Хэдли Чейз – Рене Брабазон Раймонд, английский писатель

Диана – Дайана-Френсис Спенсер, принцесса Уэльская

Жорж Сант – Аврора Дюпен (Дюдеван), французская романистка

И. Ильф и Е. Петров – Илья Арнольдович Файнзильберг и Евгений Петрович Катаев, советские писатели

Иван Фёдоров – Иван Фёдорович Московитин, основатель книгопечатания

Игорь Северянин – Игорь Васильевич Лотарёв, русский поэт

Иосиф Сталин – Иосиф Виссарионович Джугашвили, советский политик

Козьма Прутков – Алексей Константинович Толстой, братья Жемчужниковы – Алексей, Владимир и Александр

Корней Чуковский – Николай Васильевич Корнейчуков

Лев Троцкий – Лев Давидович Бронштейн, советский политик

Льюис Кэррол – Чарльз Доджсон, английский учёный

Мадлен Олбрайт – Мария Яна Корбелова, американский политик

Максим Горький – Алексей Максимович Пешков. Советский писатель

Марк Твен – Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, американский писатель

Мать Тереза – Агнес Бояджиу, сестра милосердия

Мольер – Жан Батист Поклен, французский драматург

О.Генри – Уильям Сидни Портер, американский писатель

Пеле – Эдсон Арантис ду Насименту, бразильский футболист

Рудольф Абель – Вильям Фишер, советский разведчик

Саддам Хуссейн – Саддам Аль-Тикрити, иракский диктатор

Саша Чёрный – Александр Михайлович Гликберг, советский поэт

Стендаль – Анри Мари Бейль, французский писатель

Тициан – Тициано Вечеллио, итальянский живописец

Шимон Перес – Шимон Перский, израильский политик

Эдуард Лимонов – Эдуард Вениаминович Савенко, русский писатель

Эль Греко – Доменико Теотокопули, испанский живописец

Эразм Роттердамский – Герхард Герхардс, нидерландский гуманист

Глава 2. Роль псевдонимов в нашем мире

2.1. Какую роль играет ник в сети Интернет?

В Интернете явление псевдонимов, этих "условных имен", ников, приобрело массовый характер, что позволило собрать некоторую статистику относительно их применения.

Для Интернета характерна очень большая степень свободы, в том числе и свободы общения. Гарантом такой высокой степени свободы является анонимность общающихся. Но эта самая анонимность приводит к одинаковости и неразличимости всех. Вы перестаете отличаться от всех других. Если у Вас нет имени, то Вы не можете понять, к Вам обратились с вопросом в сообществе или не к Вам. Кроме того, непонятно кто к Вам обратился, тот или не тот, а может быть вон тот или совсем не тот.

Поэтому возникает потребность выделиться на фоне других. И не просто выделиться, но и выделиться чем-то постоянным, чтобы Вас ни с кем не спутали, чтобы Вас правильно идентифицировали.

Эта потребность в постоянной правильной идентификации тем сильнее, чем более постоянен складывающийся в Интернете Ваш круг общения. Если Вы случайно зашли на какой-то форум и оставили там какую-то одну реплику и Вы уверены, что больше сюда никогда не зайдете, то Вы можете оставаться анонимом для сообщества этого форума. Но если Вы постоянно общаетесь на каком-то форуме, то Вам для общения нужен ник как воздух.

2.2. Почему люди создают множество ников?

В настоящее время много подростков, юношей и девушек, посещает различные интернет-форумы, участвуют там в различных дискуссиях, но, как правило, большинство из них подписывается не своим настоящим именем, а придумывают себе ник (nick, nickname).

Порой у подростка его ник так внедряется в его жизнь, что он в среде одноклассников и друзей начинает более охотно откликаться не на свое имя, а на ник. Иногда у него бывает несколько ников в интернете плюс прозвище в среде друзей и одноклассников, и это все – при наличии официальных фамилии, имени и отчества.

Плохо это или хорошо – наличие многих имен? Наверное, какого-либо особого вреда в этом нет, за исключением одного «но». Придумывая себе ник и аватар в интернете, человек преследует основную цель – скрыть о себе информацию, но иногда получается наоборот: его ник и аватар дает внимательному постороннему человеку больше информации о его обладателе, чем иные высказывания. Иногда по нику можно определить характер человека, его склонности и увлечения, его скрытые желания и т.д. Огромное значение при выборе ника имеет личное отношение к нему хозяина.

2.3. Как придумать эффектный ник?

Ник (сокр. от никнейм – псевдоним) – это вымышленное имя, которое, чаще всего, используется в Интернете, а также может использоваться в литературе, музыке, кино и прочих формах шоу бизнеса. «Как придумать ник?», «Как сделать никнейм по-настоящему оригинальным» – это первые вопросы, с которыми сталкивается каждый человек, терзаемый проблемой выбора своего псевдонима.

Как придумать ник?

Шаг первый. Прежде чем придумать ник, стоит определиться, для чего он Вам нужен. Поставленной целью, во многом, будет определяться способ создания псевдонима. Этот шаг пропускать не рекомендуется, поскольку ник должен соответствовать той среде, в которой Вы его будете использовать. Например, если Вы написали детективный роман, то Вам вряд ли в качестве псевдонима подойдут варианты «Кисуля», «Аццкий чорт» или «ArchDemon».

Побудить Вас придумать ник могут самые различные сферы:

Онлайновые игры

Сайты знакомств

Чаты

Шоу-бизнес

Литература и др.

И в каждой из этих сфер для ника нужна своя изюминка. Общее пожелание ко всем псевдонимам, разумеется, это уникальность. Неуникальные ники забавны, когда их носителей пара-тройка, поскольку это приводит к курьезам (особенно если эти люди пересекаются между собой), однако когда носители исчисляются тысячами, чрезмерное обилие становится просто банальным и унылым.

Как придумать ник. Шаг второй. Изюминка

Изюминка – это отличительная черта никнейма, которая:

Привлекает внимание

Ассоциируется только с Вами

Вызывает любопытство

Изюминки псевдонима, во многом, определяются сферой использования никнейма, и могут быть различными, в зависимости от контекста.

Общее правило:

Изюминка должна вызывать любопытство, интерес или ставить перед собеседником (читателем) вопрос: что ник означает, и почему Вы выбрали именно его. Крайне желательно, чтобы псевдоним ассоциировался именно с Вами.

По поводу ассоциаций – это одна из самых сильных изюминок, которая «выжигает» Ваш ник в памяти окружающих. Например, в одном анимационном фильме, посвященном боевым искусствам, у каждого персонажа был свой псевдоним, характеризующий его, прямо или косвенно. У одного из героев было слабое зрение, он носил очки, однако когда он их снимал, его удары никогда не промахивались. Его называли Одином, поскольку по скандинавской легенде, Один был слеп на один глаз, однако обладал легендарным копьем, Гунгниром, которое всегда точно поражало цель.

Как придумать ник. Шаг третий. Способы

Способов придумать ник существует огромное множество. В зависимости от контекста, те или иные никнеймы могут подходить, а могут и нет.

Способ придумать ник №1 Одна буква

Всего одна буква вносит немалую долю таинственности в Ваш псевдоним. Такой никнейм легко запомнить и можно интерпретировать как угодно. Основная проблема заключается лишь в том, что букв в английском и русском алфавитах примерно по три десятка, а людей миллионы. Кроме того, если Вы планируете использовать такой ник в чате, то самой системой могут быть введены ограничения на длину псевдонима.

Для того чтобы эти ограничения обойти, можно дублировать один и тот же символ. Например, в одном японском анимационном фильме использовались псевдонимы C.C. и V.V. В остальном – все упирается только в Вашу фантазию.

Способ придумать ник №2 Перевертыши

Перевертыши – это слова, прочитанные наоборот. Например, Dynamo-Omanyd и так далее. Чаще всего люди переписывают задом наперед свои имена. Если слово получается не шибко красивым, то можно его немного изменить, добавив одну или несколько букв. Также можно добавлять артикли, частицы и прочие известные Вам элементы.

Способ придумать ник №3 Отглагольные существительные

Еще один простой, но, тем не менее, эффективный способ придумать ник. Тут все просто: вы определяетесь, какое действие Вам больше всего нравится и добавляете к нему окончание –er (актуально для английского языка). В русском эквиваленте Вы просто создаете отглагольное существительное. Примеров тьма: Skater, Читатель, Traveller и т.д.

Способ придумать ник №4 Игра слов и специальные вставки

Этот способ пользуется особой популярностью в сети. Суть его заключается в том, что в словах заменяются элементы, одинаковые по произношению цифрами или другими словами. Например, я лично взял слово копирайтер (copywriter) и создал из него созвучный никнейм Copyrider. Это и есть игра слов. Что касается замены, то за примерами далеко ходить не нужно: Sk8ter, 4Fun, 2zik и т.д.

Способ придумать ник №5 мифология и литература

Этот способ придумать ник будет как нельзя кстати, если Вы планируете произвести впечатление начитанного и образованного человека. Мифология, неважно, древнеегипетская, античная или скандинавская, просто кишит звучными именами, которые Вы с успехом можете использовать в качестве псевдонима.

Способ придумать ник №6 Предметы, явления, звуки и т.д.

Псевдоним может быть получен от всего: как от предметов, так и от явлений и звуков: Buzz, Flash, Тесак, Рубанок, Транспортир – все, что угодно. Вы выбираете любой никнейм в зависимости от Ваших целей и задач.

Придумать ник можно, используя множество разных подходов. Одни работают лучше, другие – хуже. В любом случае, прежде чем придумывать себе псевдоним, определитесь, зачем он Вам, и какие задачи для Вас он должен решать.

Опрос

В 8, 9,10,11-ых классах провели опрос, который помог выяснить сколько ников (псевдонимов в сети Интернет) имеют учащиеся. Он состоял из трех вопросов. После проведения опроса было установлено, что учащиеся чаще создают себе псевдонимы, используя сокращение своего имени и фамилии, некоторые скрывают свою личность под именами своих кумиров, артистов, мультгероев и т.д. По результатам опроса составили диаграмму.

1.Сколько у вас ников?

*около 10 ников- 2 чел.

* 7ников – 1 чел.

* 5 ников – 4 чел.

* 4 ников – 1 чел.

* 3 ников – 5 чел.

* 2 ников – 6 чел.

* 1 ников – 4 чел.

2.Почему так много ников создано?

* чтобы скрыть свою личность

* фантазия хорошая

* просто так, модно

* забыли ранее придуманный ник

* ранее созданный разонравился

* связано с интересами (чаты, игры, конкурсы)

3.Каким образом создавали себе ник?

* сокращение собственного имени

* перевод англ. слов

* связано со спортом

* просто нравится: , Пончик, Про100Оля

* родители называют уменьшительно-ласкательным именем: katerinka

* имена артистов (кумиров)

* характер (например: злюка)

* имена мультгероев: Барахлюш, Обезьяна («Артур и минипуты»)

* национальность: чув@шк@
























Заключение

Псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Я думаю, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.

Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, человек сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в своей деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.

Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.

Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора.

Данная работа относится к теоретическим исследованиям. Она помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о возникновении псевдонимов и о причине их использования.











Список использованной литературы

1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «АТЕМП», 2010.-847с.

2.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся/ Ред. – сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.-208с.

3.Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в 18-ти томах.- М.,Наука, 1982-Т.18 (электр. адрес: www.bookfb2.ru)


Электронные ресурсы:

  1. www .litrus.net – онлайн-библиотека. Светлана Колосова. Энциклопедический словарь псевдонимов.

  2. www. modernlib.ru – электронная библиотека
















Тезис

Секция: литературоведение

Тема моей исследовательской работы: Кто скрывается под псевдонимом?

Иванова Юлия

МАОУ СОШ с.Слакбаш

6 класс

Цель работы (слайд ):

-исследовать, выявить и систематизировать причины использования псевдонимов.

Исследовательские задачи (слайд ):

- собрать материал по теме;

- найти определения слова «псевдоним»;

- проследить историю возникновения псевдонимов;

- исследовать способы и условия возникновения псевдонимов;

- привести примеры псевдонимов.

- сравнить и проанализировать собранные материалы;

- и в результате исследования установить причины выбора псевдонимов.

Объектом исследования являются псевдонимы известных литературных деятелей, а также людей различных социальных прослоек общества.

Актуальность предпринятого исследования представляется в том, что современный человек не мыслит свою жизнь без компьютера. На работе, дома, во время отдыха – рядом находится друг-компьютер. Мы и общаемся через Интернет, используя «логины», пароли и «Ники» (так называемые псевдонимы).

Новизна исследования в том, что человек легко заменяет собственное имя, даже не задумываясь о положительном или отрицательном влиянии на судьбу вымышленного имени.

Почему я выбрала такую тему?

Во-первых, потому что она показалась мне достаточно интересной (дополнительный материал по данной теме доступен, его можно найти в литературоведческих пособиях, энциклопедиях, публикациях в журналах, словарных статьях и на интернет-сайтах).

Во-вторых, объект исследования – это термин известный в науке, но до конца не исследованный.

Так что же такое псевдоним? (слайд )

В переводе с греческого «онима» значит «имя», а «псевдо» означает «ложь», соответственно, псевдоним – это вымышленное имя. Существует наука, изучающая псевдонимы – антропонимика.

Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей.

Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. (слайд ) Древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой. Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка) , а первые два, родовые: Марк и Туллий, отошли на второй план. Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели третьи имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк (лопоухий).

Первый словарь псевдонимов принадлежит Сауэрсу, который был издан в середине XVII века и назывался в переводе с латинского «О подписях и знаках, под коими скрыты истинные имена».

Советский библиограф И.Ф. Масанов собрал свыше 80 тысяч псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода, хотя в нём присутствуют неточности.

Известный библиограф Валентин Григорьевич Дмитриев классифицировал псевдонимы в соответствии со способом их образования. Он разделил псевдонимы на два типа: 1) псевдонимы, в которых истинное имя спрятано различными способами, но его можно расшифровать; 2) псевдонимы, характеризующие автора с той или иной стороны; представляющие автора не таким, каков он есть на самом деле (литературные маски); обеспечивающие инкогнито.

Как появляются псевдонимы ?

На примере исследованных псевдонимов видно, что причины использования вымышленных имён различны: средство скрыть общественное положение; например: служебное положение (вице-губернатор, председатель казённой палаты) не позволяло подписываться собственной фамилией и Михаилу Евграфьевичу Салтыкову. Вот почему великий русский сатирик прикрылся именем вымышленного надворного советника Н. Щедрина. Сын писателя рассказывал: «Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию «Щедрин». Дело обстояло так: ему, когда он состоял ещё на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией. И вот ему пришлось подыскивать себе псевдоним, причём ничего подходящего он подобрать не мог. Моя мать предложила ему избрать псевдонимом что-нибудь подходящее к слову «щедрый», так как в своих писаниях он был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы. Отцу понравилась идея жены, и с тех пор он стал именоваться Щедриным».

Есть, впрочем, и другая версия: это прозвище носили некоторые крепостные, принадлежавшие родителям Салтыкова.

избежать преследование за сочинение. Например: первая легально напечатанная работа В.И. Ульянова (Ленина) была подписана К.Тулин. Подпись «Ленин» Владимир Ульянов впервые употребил в январе 1901 года, поставив её из конспиративных соображений под письмом Г. Плеханову, которое могло быть вскрыто охранкой. По данным специалистов-почерковедов эта подпись была поставлена рукой Н. Крупской. При этом до 1917 года В.И. Ульянов подписывался не В. Ленин, а Н. Ленин (очевидно, в связи с конспиративным прозвищем «Николай»).

маскирование нескольких фамилий под одним именем;

вызывать комический эффект, подбирая забавные псевдонимы.

В XXI веке псевдонимизация служит, в основном, для привлечения внимания к своей персоне. Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.

В 8, 9,10,11-ых классах провели опрос, который помог выяснить сколько ников (псевдонимов в сети Интернет) имеют учащиеся. В опросе участвовало 24 человека. Он состоял из трех вопросов. После проведения опроса было установлено, что учащиеся чаще создают себе псевдонимы, используя сокращение своего имени и фамилии, некоторые скрывают свою личность под именами своих кумиров, артистов, мультгероев и т.д. По результатам опроса составили диаграмму.

1.Сколько у вас ников?

*около 10 ников- 2 чел.

* 7ников – 1 чел.

* 5 ников – 4 чел.

* 4 ников – 1 чел.

* 3 ников – 5 чел.

* 2 ников – 6 чел.

* 1 ников – 4 чел.

2.Почему так много ников создано?

* чтобы скрыть свою личность

* фантазия хорошая

* просто так, модно

* забыли ранее придуманный ник

* ранее созданный разонравился

* связано с интересами (чаты, игры, конкурсы)

3.Каким образом создавали себе ник?

* сокращение собственного имени

* перевод англ. слов

* связано со спортом

* просто нравится: , Пончик, Про100Оля

* родители называют уменьшительно-ласкательным именем: katerinka

* имена артистов (кумиров)

* характер (например: злюка)

* имена мультгероев: Барахлюш, Обезьяна («Артур и минипуты»)

* национальность: чув@шк@

Я считаю, что имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, человек сам выбирает себе судьбу. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.

Данная работа относится к теоретическим исследованиям. Она помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о возникновении псевдонимов и о причине их использования. Своими знаниями я могу поделиться с одноклассниками и другими слушателями.

22