Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Тыгдинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОБУ Тыгдинская СОШ
Матафонова А.М. ___________ Ильницкая Т.В.____________________ Басня И.А.______________
Протокол №____________от МОБУ Тыгдинская СОШ Приказ №________________от
«___»______________20____год «___»________________20____год «___»________________20____год
Рабочая программа
по учебному курсу
«Математика» 4 класс
начальное общее образование
учителя Матафоновой Алёны Михайловны
квалификационная категория первая.
Базовый уровень
2018-2019 учебный год
Аннотация к рабочей программе по математике 4 класс (Перспектива)
В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.
Основные задачи данного курса:
1) обеспечение естественного введения детей в новую для них предмет-ную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
2) формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
3) развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
4) формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.
Учебно-методический комплект
1. Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 4 класс:в 2 частях; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011.
Пояснительная записка.
Рабочая программа адресована обучающимся 4 классов МОБУ Тыгдинской СОШ, реализующих УМК «Перспектива».В классе обучается ребенок с ОВЗ (ЗПР – Дубровский Даниил), поэтому в планирование включены формы работы с обучающимися данного вида.
Цели и задачи обучения
Основной целью программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО является:
Соответственно задачами обучения являются:
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;
овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
Нормативно правовые документы на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по предмету «Математика» 4 класс создана на основе: следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Положения о рабочей программе школы
Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ Тыгдинская СОШ на 2018-2019 гг.
Учебный план образовательного учреждения МОБУ Тыгдинская СОШ на 2018-2019 уч.г.
Авторская программа Г.В. Дорофеевой, Т.Н. Мираковой «Математика» 4 класс. М: «Просвещение», 2011 г.
Сведения о программе
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для четвёртого класса составлена на основе авторской программы Г.В. Дорофеевой, Т.Н. Мираковой «Математика» 4 класс в соответствии с требованиями ФГОС.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Обоснование выбранной программы
Математика как учебный предмет играет существенную роль в образовании и воспитании младших школьников, с её помощью ребёнок учится решать жизненно важные проблемы, познавать окружающий мир, что отражено в содержании НРК при решении текстовых задач.
Данная программа определяет начальный этап непрерывного курса математики (с 1 по 9 класс), разрабатываемого с позиций усиления общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования подрастающего человека как личности.
Предлагаемая система обучения опирается на эмоциональный и образный компоненты мышления третьеклассника и предполагает формирование обогащённых математических знаний и умений на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знания и культуры.
Практическая реализация данной концепции находит выражение:
1) В логике построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий;
2) В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями;
3) В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них умения контролировать и оценивать свои действия;
4) В методике обучения решению текстовых задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи;
5) В методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приёмов умственной деятельности;
6) В построении уроков математики, на которых реализуется геометрическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность.
Место предмета в базисном учебном плане
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта начального образования. Примерная программа по предмету рассчитана на 140 часов. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на140 часов. В 4 классе на обучение по предмету «Математика» отводится 35 недели (140 часов, в неделю 4 часа). Расхождений по программе нет.
Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам.
Из разделов формируется учебный курс по предмету.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов по плану | Количество часов фактически |
1. | Числа от 100 до 1000. Повторение. | 16 часов | 16 часов |
2. | Приём рациональных вычислений. | 35 часов | 35 часов |
3. | Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 13 часов | 13 часов |
4. | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. | 12 часов | 12 часов |
5. | Умножение и деление | 28 часов | 28 часов |
6. | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. | 32 часа | 32 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. | Числа от 100до 1000. | 51час |
| Повторение и обобщение пройденного. | 17часов |
1. | Нумерация. Счет предметов. Разряды. | 1 |
2. | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | 1 |
3. | Умножение и деление вида: 170 х 2, 560:7. | 1 |
4. | Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел. | 1 |
5. | Умножение вида: 324 х 2. | 1 |
6. | Умножение вида: 246 х 3. | 1 |
7. | Деление вида: 872 : 4. | 1 |
8. | Деление вида: 612 : 3. | 1 |
| Числовые выражения. | |
9. | Порядок выполнения действий в выражениях. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | 1 |
10. | Повторение по теме «Порядок выполнения действий в выражениях». | 1 |
11. | Порядок выполнения действий первой и второй ступеней. Чтение и заполнение таблицы. | 1 |
12. | Диагонали прямоугольника, их свойства. | 1 |
13. | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | 1 |
14. | Закрепление по теме «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок». | 1 |
15. | Числовые выражения. | 1 |
16. | Порядок выполнения действий в выражениях. | 1 |
17. | Входная контрольная работа №1 по теме: «Повторение и обобщение пройденного». | 1 |
| Приемы рациональных вычислений. | 34 часа |
1. | Работа над ошибками. Группировка слагаемых. | 1 |
2. | Сложение нескольких слагаемых, используя приём группировки. | 1 |
3. | Округление слагаемых. | 1 |
4. | Округление слагаемых. Самостоятельная работа. | 1 |
5. | Умножение чисел на 10 и на 100. | 1 |
6. | Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз. | 1 |
7. | Умножение числа на произведение. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | 1 |
8. | Умножение числа на произведение тремя способами. | 1 |
9. | Окружность и круг. | 1 |
10. | Среднее арифметическое. | 1 |
11. | Вычисление среднего арифметического чисел. | 1 |
12. | Умножение двузначного числа на круглые десятки. | 1 |
13. | Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 |
14. | Понятие скорости. Единицы скорости. | 1 |
15. | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 |
16. | Решение задач на движение. Создание простейшей информационной модели –цепочки. | 1 |
17. | Контрольная работа №2 по теме «Задачи на движение». | 1 |
18. | Работа над ошибками. Урок повторения и самоконтроля. | 1 |
19. | Умножение двузначного числа на двузначное. | 1 |
20. | Письменное умножение на двузначное число. | 1 |
21. | Виды треугольников. (Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). | 1 |
22. | Урок повторения и самоконтроля по теме «Виды треугольников». | 1 |
23. | Деление круглых чисел на 10 и на 100. | 1 |
24. | Величины. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («если…, то…»). | 1 |
25. | Деление числа на произведение. | 1 |
26. | Цилиндр. | 1 |
27. | Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. | 1 |
28. | Урок повторения и самоконтроля по теме «Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам». | 1 |
29. | Деление круглых чисел на круглые десятки. | 1 |
30. | Деление круглых чисел на круглые десятки. Самостоятельная работа. | 1 |
31. | Деление на двузначное число (письменные вычисления). | 1 |
32. | Деление с остатком. | 1 |
33. | Контрольная работа №3 по теме «Умножение и деление». | 1 |
34. | Работа над ошибками. Урок повторения и самоконтроля. | 1 |
II. | Числа, которые больше 1000. | 85 часов |
| Нумерация. | 14 часов |
1. | Тысяча. Счет тысячами. | 1 |
2. | Чтение чисел. Запись многозначных чисел. | 1 |
3. | Чтение, запись и сравнение чисел. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | 1 |
4. | Десяток тысяч. Счет десятками тысяч. | 1 |
5. | Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. | 1 |
6. | Сотня тысяч. Счет сотнями тысяч. Миллион. | 1 |
7. | Виды углов. | 1 |
8. | Разряды и классы чисел. | 1 |
9. | Конус. | 1 |
10. | Миллиметр. | 1 |
11. | Закрепление по теме «Миллиметр». Создание простейшей информационной модели – цепочки. | 1 |
12. | Контрольная работа № 4 по теме «Нумерация чисел больше тысячи». | 1 |
13. | Работа над ошибками. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. | 1 |
14. | Урок повторения и самоконтроля по теме «Нумерация чисел больше тысячи». | 1 |
| Сложение и вычитание. | 11часов |
1. | Алгоритм письменного сложения многозначных чисел. | 1 |
2. | Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. | 1 |
3. | Центнер и тонна. Построение выражений с помощью слов «если … ,то …» | 1 |
4. | Закрепление по теме «Центнер и тонна». | 1 |
5. | Доли и дроби. | 1 |
6. | Закрепление по теме «Доли и дроби». | 1 |
7. | Секунда. | 1 |
8. | Секунда. Закрепление по теме. | 1 |
9. | Сложение и вычитание величин. Построение выражений с помощью слов «если … ,то …». | 1 |
10. | Урок повторения и самоконтроля. Самостоятельная работа. | 1 |
11. | Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание». | 1 |
| Умножение и деление. | 60часов |
1. | Работа над ошибками. Умножение многозначного числа на однозначное число (письменные вычисления). | 1 |
2. | Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 |
3. | Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10000, 1000000. | 1 |
4. | Нахождение дроби от числа. | 1 |
5. | Закрепление по теме «Нахождение дроби от числа». | 1 |
6. | Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи. | 1 |
7. | Таблица единиц длины. | 1 |
8. | Контрольная работа №6 по теме «Нахождение дроби от числа». | 1 |
9. | Работа над ошибками. Урок повторения и самоконтроля. | 1 |
10. | Задачи на встречное движение. | 1 |
11. | Задачи на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы. | 1 |
12. | Закрепление по теме «Задачи на встречное движение». | 1 |
13. | Таблица единиц массы. Сбор и представление информации, связанной с измерением величин. | 1 |
14. | Задачи на движение в противоположных направлениях. | 1 |
15. | Задачи на движение в противоположных направлениях. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | 1 |
16. | Закрепление по теме «Задачи на движение в противоположных направлениях». | 1 |
17. | Умножение на двузначное число. | 1 |
18. | Закрепление по теме «Умножение на двузначное число». | 1 |
19. | Задачи на движение в одном направлении. | 1 |
20. | Задачи на движение в одном направлении. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | 1 |
21. | Закрепление по теме «Задачи на движение в одном направлении». | 1 |
22. | Урок повторения и самоконтроля. | 1 |
23. | Контрольная работа №7 по теме «Задачи на движение». | 1 |
24. | Работа над ошибками. Время. Единицы времени. | 1 |
25. | Единицы времени. Секунда. Век. | 1 |
26. | Таблица единиц времени. | 1 |
27. | Закрепление по теме «Время. Единицы времени». Самостоятельная работа. | 1 |
28. | Умножение величины на число. | 1 |
29. | Таблица единиц времени. | 1 |
30. | Деление многозначного числа на однозначное. | 1 |
31. | Шар. | 1 |
32. | Нахождение числа по его дроби. | 1 |
33. | Закрепление по теме «Нахождение числа по его дроби». | 1 |
34. | Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи. | 1 |
35. | Закрепление по теме «Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи». | 1 |
36. | Задачи на движение по реке. | 1 |
37. | Заполнение таблицы при решении задачи на движение по реке. Сбор и представление информации. | 1 |
38. | Контрольная работа №8 по теме «Деление и умножение многозначных чисел». | 1 |
39. | Работа над ошибками. Деление многозначного числа на двузначное число. | 1 |
40. | Деление величины на число. Деление величины на величину. Построение простейших выражений с помощью слов «если … ,то …» | 1 |
41. | Закрепление по теме «Деление величины на число. Деление величины на величину». | 1 |
42. | Ар и гектар. | 1 |
43. | Ар и гектар. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. | 1 |
44. | Таблица единиц площади. Сбор и представление информации, связанной с измерением величин. | 1 |
45. | Умножение многозначного числа на трехзначное число. | 1 |
46. | Деление многозначного числа на трехзначное число. | 1 |
47. | Закрепление по теме «Деление многозначного числа на трехзначное число». | 1 |
48. | Деление многозначного числа с остатком. | 1 |
49. | Закрепление по теме «Деление многозначного числа с остатком». Самостоятельная работа. | 1 |
50. | Прием округления делителя. Построение простейших выражений с помощью слов «если … ,то …» | 1 |
51. | Особые случаи умножения и деления многозначных чисел. | 1 |
52. | Решение задач на противоположное движение. | 1 |
53. | Умножение вида 364Х207. | 1 |
54. | Деление числа, которое оканчивается одним, двумя, тремя нулями, на круглые десятки, сотни, тысячи. | 1 |
55. | Деление вида 32256:32. Построение простейших выражений с помощью слов «если … ,то …» | 1 |
56. | Итоговая контрольная работа № 9 за 4 класс. | 1 |
57. | Работа над ошибками. Коррекция знаний. | 1 |
58. | Итоговое повторение по теме «Величины». | 1 |
59. | Итоговое повторение по теме «Геометрические фигуры». | 1 |
60.-65 | Итоговое повторение по теме «Решение задач». | 1 |
Всего | | 140 часов |
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя самостоятельная работа, тестовая работа, устный опрос, проверочная работа, фронтальный опрос.
Формы организации учебного процесса
Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.
Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем.
Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов.
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Педагогические условия и средства реализации стандарта
В классе обучаются учащиеся разного уровня развития памяти, внимания, мышления, общеучебных умений и навыков, физического статуса. Всех обучающихся можно условно поделить на три группы, в зависимости от успешности обучения. Для достижения всеми обучающимися положительной динамики успешности, при проведении уроков планируется использовать: беседы, практикумы, работу в парах, группах, организационно - деятельностные игры и другие формы.
Основная форма: урок.
Типы уроков:
урок изучение нового материала;
урок совершенствования знаний, умений и навыков;
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
комбинированный урок;
урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Принципы обучения:
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Формы подведения итогов:
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года
Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к
своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступпки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.
Метапредметные результаты
1.Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4. Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
7. Формирование специфических для математики логических операций(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов.
9. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
10. Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.
11. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития.
12. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Материально – техническое обеспечение
для учителя:
основная:
Программа по математике для 1-4 классов Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой (УМК «Перспектива»), изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год;
Дорофеев Г.Ф, Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика»-4 класс, М., «Просвещение», 2016 год.
для учащихся:
основная:
Учебник по математике для 4 класса в 2-х частях, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год;
Тетради на печатной основе для 4 класса, ч.1,2, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, изд-во «Просвещение» Москва, 2018 год.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
I.Числа от 100 до 1000 – 51 час. Повторение и обобщение пройденного(17часов) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. ЧИСЛО 0. Умножение и деление |
1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды. Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | | | |
2 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | | | |
3 | Умножение и деление вида: 170 х 2, 560:7. | | | |
4 | Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел. | | | |
5 | Умножение вида: 324 х 2. | | | |
6 | Умножение вида: 246 х 3. | | | |
7 | Деление вида: 872 : 4. | | | |
8 | Деление вида: 612 : 3. | | | |
9 | Порядок выполнения действий в выражениях. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | | | |
10 | Повторение по теме «Порядок выполнения действий в выражениях». | | | |
11 | Порядок выполнения действий первой и второй ступеней. Чтение и заполнение таблицы. | | | |
12 | Диагонали прямоугольника, их свойства. | | | |
13 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | | | |
14 | Закрепление по теме «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок». | | | |
15 | Числовые выражения. | | | |
16 | Порядок выполнения действий в выражениях. | | | |
17 | Входная контрольная работа №1 по теме: «Повторение и обобщение пройденного». | | | |
Приемы рациональных вычислений (34 часа) |
18 | Работа над ошибками. Группировка слагаемых. | | | |
19 | Сложение нескольких слагаемых, используя приём группировки. | | | |
20 | Округление слагаемых. | | | |
21 | Округление слагаемых. Самостоятельная работа. | | | |
22 | Умножение чисел на 10 и на 100. | | | |
23 | Решение задач на увеличение уменьшене числа в несколько раз. | | | |
24 | Умножение числа на произведение. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | | | |
25 | Умножение числа на произведение тремя способами. | | | |
26 | Окружность и круг. | | | |
27 | Среднее арифметическое. | | | |
28 | Вычисление среднего арифметического чисел. | | | |
29 | Умножение двузначного числа на круглые десятки. | | | |
30 | Решение задач. Самостоятельная работа. | | | |
31 | Понятие скорости. Единицы скорости. | | | |
32 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | | | |
33 | Решение задач на движение. Создание простейшей информационной модели –цепочки. | | | |
34 | Контрольная работа №2 по теме «Задачи на движение». | | | |
35 | Работа над ошибками. Урок повторения и самоконтроля. | | | |
36 | Умножение двузначного числа на двузначное. | | | |
|
37 | Письменное умножение на двузначное число. | | | |
38 | Виды треугольников. (Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). | | | |
39 | Урок повторения и самоконтроля по теме «Виды треугольников». | | | |
40 | Деление круглых чисел на 10 и на 100. | | | |
41 | Величины. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («если…, то…»). | | | |
42 | Деление числа на произведение. | | | |
43 | Цилиндр. | | | |
44 | Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. | | | |
45 | Урок повторения и самоконтроля по теме «Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам». | | | |
46 | Деление круглых чисел на круглые десятки. | | | |
47 | Деление круглых чисел на круглые десятки. Самостоятельная работа. | | | |
48 | Деление на двузначное число (письменные вычисления). | | | |
49 | Деление с остатком. | | | |
50 | Контрольная работа №3 по теме «Умножение и деление». | | | |
51 | Работа над ошибками. Урок повторения и самоконтроля. | | | |
II.Числа, которые больше 1000 (85 часов) Нумерация (14 часов) |
52 | Тысяча. Счет тысячами. | | | |
53 | Чтение чисел. Запись многозначных чисел. | | | |
54 | Чтение, запись и сравнение чисел. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | | | |
55 | Десяток тысяч. Счет десятками тысяч. | | | |
56 | Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. | | | |
57 | Сотня тысяч. Счет сотнями тысяч. Миллион. | | | |
58 | Виды углов. | | | |
59 | Разряды и классы чисел. | | | |
60 | Конус. | | | |
61 | Контрольная работа № 4 по теме «Нумерация чисел больше тысячи». | | | |
62 | Работа над ошибками. Миллиметр. | | | |
63 | Закрепление по теме «Миллиметр». Создание простейшей информационной модели – цепочки. | | | |
64 | Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. | | | |
65 | Урок повторения и самоконтроля по теме «Нумерация чисел больше тысячи». | | | |
Сложение и вычитание (11 часов) |
66 | Алгоритм письменного сложения многозначных чисел. | | | |
67 | Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. | | | |
68 | Центнер и тонна. Построение выражений с помощью слов «если … ,то …» | | | |
69 | Закрепление по теме «Центнер и тонна». | | | |
70 | Доли и дроби. | | | |
71 | Закрепление по теме «Доли и дроби». | | | |
72 | Секунда. | | | |
73 | Секунда. Закрепление по теме. | | | |
74 | Сложение и вычитание величин. Построение выражений с помощью слов «если … ,то …». | | | |
75 | Урок повторения и самоконтроля. Самостоятельная работа. | | | |
76 | Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание». | | | |
Умножение и деление (60 часов) |
77 | Работа над ошибками. Умножение многозначного числа на однозначное число (письменные вычисления). | | | |
78 | Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | | | |
79 | Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10000, 1000000. | | | |
80 | Нахождение дроби от числа. | | | |
81 | Закрепление по теме «Нахождение дроби от числа». | | | |
82 | Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи. | | | |
83 | Таблица единиц длины. | | | |
84 | Контрольная работа №6 по теме «Нахождение дроби от числа». | | | |
85 | Работа над ошибками. Урок повторения и самоконтроля. | | | |
86 | Задачи на встречное движение. | | | |
87 | Задачи на встречное движение.Чтение и заполнение таблицы. | | | |
88 | Закрепление по теме «Задачи на встречное движение». | | | |
89 | Таблица единиц массы. Сбор и представление информации, связанной с измерением величин. | | | |
90 | Задачи на движение в противоположных направлениях. | | | |
91 | Задачи на движение в противоположных направлениях. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | | | |
92 | Закрепление по теме «Задачи на движение в противоположных направлениях». | | | |
93 | Умножение на двузначное число. | | | |
94 | Закрепление по теме «Умножение на двузначное число». | | | |
95 | Задачи на движение в одном направлении. | | | |
96 | Задачи на движение в одном направлении. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. | | | |
97 | Закрепление по теме «Задачи на движение в одном направлении». | | | |
98 | Урок повторения и самоконтроля. | | | |
99 | Контрольная работа №7 по теме «Задачи на движение». | | | |
100 | Работа над ошибками. Время. Единицы времени. | | | |
101 | Единицы времени. Секунда. Век. | | | |
102 | Таблица единиц времени. | | | |
103 | Закрепление по теме «Время. Единицы времени». Самостоятельная работа. | | | |
104 | Умножение величины на число. | | | |
105 | Таблица единиц времени. | | | |
106 | Деление многозначного числа на однозначное. | | | |
107 | Шар. | | | |
108 | Нахождение числа по его дроби. | | | |
109 | Закрепление по теме «Нахождение числа по его дроби». | | | |
110 | Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи. | | | |
111 | Закрепление по теме «Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи». | | | |
112 | Задачи на движение по реке. | | | |
113 | Заполнение таблицы при решении задачи на движение по реке. Сбор и представление информации. | | | |
114 | Контрольная работа №8 по теме «Деление и умножение многозначных чисел». | | | |
115 | Работа над ошибками. Деление многозначного числа на двузначное число. | | | |
116 | Деление величины на число. Деление величины на величину. Построение простейших выражений с помощью слов «если … ,то …» | | | |
117 | Закрепление по теме «Деление величины на число. Деление величины на величину». | | | |
118 | Ар и гектар. | | | |
119 | Ар и гектар. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. | | | |
120 | Таблица единиц площади. Сбор и представление информации, связанной с измерением величин. | | | |
121 | Умножение многозначного числа на трехзначное число. | | | |
122 | Деление многозначного числа на трехзначное число. | | | |
123 | Закрепление по теме «Деление многозначного числа на трехзначное число». | | | |
124 | Деление многозначного числа с остатком. | | | |
125 | Закрепление по теме «Деление многозначного числа с остатком». Самостоятельная работа. | | | |
126 | Прием округления делителя. Построение простейших выражений с помощью слов «если … ,то …» | | | |
127 | Особые случаи умножения и деления многозначных чисел. | | | |
128 | Решение задач на противоположное движение. | | | |
129 | Умножение вида 364Х207. | | | |
130 | Деление числа, которое оканчивается одним, двумя, тремя нулями, на круглые десятки, сотни, тысячи. | | | |
131 | Деление вида 32256:32. Построение простейших выражений с помощью слов «если … ,то …» | | | |
132 | Итоговая контрольная работа № 9 за 4 класс. | | | |
133 | Работа над ошибками. Коррекция знаний. | | | |
134 | Итоговое повторение по теме «Величины». | | | |
135 | Итоговое повторение по теме «Геометрические фигуры». | | | |
136 | Итоговое повторение по теме «Решение задач». | | | |