(1 час в неделю. Всего 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Дата | ЭЦОР | §, страницы |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях (20 ч) |
1.1. Экономика – основа жизнедеятельности человека (5 ч) |
1/1 | Экономическая жизнь общества | Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. | Осваивать и применять знания об основных проявлениях экономической жизни общества: извлекать и интерпретировать информацию из разных источников. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность. Решать познавательные и практические задачи: анализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов | 03.09 | https://m.edsoo.ru/f5ebfda0 | §17 |
2/2 | Экономическая система и её функции. Собственность | Экономическая система и её функции. Собственность. | Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах: описывать различные способы хозяйствования и формулировать основания для сравнения | 10.09 | https://m.edsoo.ru/f5ebff6c | §18,19 |
3/3 | Производство — источник экономических благ | Производство ‒ источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. | Овладевать смысловым чтением: преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблицу, схему). Приводить примеры организации эффективного производства на основе жизненных ситуаций: иллюстрировать действие факторов, влияющих на повышение производительности труда. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. | 17.09 | https://m.edsoo.ru/f5ec0124 | §21 |
4/4 | Предпринимательство. Производительность труда. Разделение труда | Производительность труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. | Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни, своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к решениям людей в конкретных ситуациях. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность. Использовать полученные знания для объяснения социально-экономической роли предпринимательства: описывать и раскрывать на примерах функции предпринимательства. Вносить коррективы в моделируемую экономическую деятельность на основе изменившихся ситуаций | 24.09 | https://m.edsoo.ru/f5ec06f6 | §22 |
5/5 | Деньги, обмен, торговля | Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы | Оценивать значение экономически рационального поведения основных участников обмена: анализировать сложившиеся практики и модели поведения. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность | 01.10 | https://m.edsoo.ru/f5ec091c | |
1.2. Рыночные отношения в экономике (5 ч) |
6/1 | Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков | Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков | Осваивать и применять знания о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни: формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма и необходимости развития конкуренции для регулирования экономики. Использовать полученные знания для объяснения взаимосвязей рынка и конкуренции: высказывать обоснованные суждения о влиянии конкуренции на функционирование рынка. Извлекать социальную информацию из адаптированных источников и СМИ о тенденциях развития современной рыночнойэкономики: выявлять соответствующие факты. | 08.10 | https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8 | §20 |
7/2 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие | Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. | Искать и отбирать социальную информацию из различных источников в соответствии с познавательной задачей, систематизировать, интерпретировать и оценивать достоверность социальной информации, в том числе о тенденциях развития современной рыночной экономики. | 15.10 | https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4 | §20 |
8/3 | Предприятие в экономике | Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства. | Приводить примеры использования способов повышения эффективности производства: иллюстрировать на основе социальных фактов различные способы повышения его эффективности. Оценивать поведение людей с точки зрения его экономической рациональности: анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения производителя. | 22.10 | https://m.edsoo.ru/f5ec0e62 | С. 187-192 |
9/4 | Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица | Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. | Приобретать опыт использования знаний для выбора профессий и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере: устанавливать преимущества профессионализма и его взаимосвязь с жизненным успехом. Готовность к саморазвитию и личностному самоопределению. | 2 ч 05.11 | https://m.edsoo.ru/f5ec1132 | §27 |
10/5 | Финансовый рынок и финансовые посредники | Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации | Приводить примеры деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников: описывать ситуации деятельности финансовых посредников и их функции на основе предложенных учителем источников | 12.11 | https://m.edsoo.ru/f5ec12ea | |
1. 3. Финансовые отношения в экономике (5 ч) |
11/1 | Банковские услуги | Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание | Анализировать, обобщать, систематизировать, критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; выполнять задания к предложенным учителем фрагментам. | 19.11 | https://m.edsoo.ru/f5ec14b6 | С. 221-223. ФГ, с. 115-142 |
12/2 | Страховые услуги | Страховые услуги. | Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Выявлять проблемы и выбирать различные подходы (способы) для принятия решений в жизненных и учебных ситуациях в целях защиты экономических интересов | 26.11 | https://m.edsoo.ru/f5ec175e | §25, с. 211-212, ФГ, с. 146-168 |
13/3 | Защита прав потребителя финансовых услуг | Защита прав потребителя финансовых услуг | Оценивать собственные поступки и поступки других участников финансового рынка с точки зрения их экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик): формулировать и представлять краткие выводы о способах эффективного использования денежных средств. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность. Приобретать опыт использования знаний основ финансовой грамотности для реализации защиты прав потребителя финансовых услуг: выражать собственное отношение к нарушению прав и недобросовестному поведению участников финансового рынка. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность. | 03.12 | https://m.edsoo.ru/f5ec1920 | С. 212-213 |
14/4 | Экономические функции домохозяйств | Экономические функции домохозяйств. | Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Выявлять проблемы и выбирать различные подходы (способы) для принятия решений в жизненных и учебных ситуациях в целях защиты экономических интересов | 10.12 | https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2 | |
15/5 | Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования | Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования | Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Выявлять проблемы и выбирать различные подходы (способы) для принятия решений в жизненных и учебных ситуациях в целях защиты экономических интересов | 17.12 | https://m.edsoo.ru/f5ec1e70 | §25 |
1.4. Домашнее хозяйство (1 ч) |
16/1 | Источники доходов и расходов семьи | Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений | Использовать знания для объяснения взаимосвязей экономических явлений: объяснять причины достижения (недостижения) результатов экономической деятельности. Приобретать опыт использования полученных знаний в практической повседневной жизни: анализировать потребление домашнего хозяйства, структуру семейного бюджета, выполнение гражданских обязанностей (в том числе по уплате налогов), собственные перспективы в профессиональной сфере в целях осознанного выбора профессии; сопоставлять свои потребности и возможности. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность. Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их экономической рациональности: давать оценку рациональному распределению семейных ресурсов. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность. Решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений: формулировать и представлять краткие выводы о способах эффективного использования денежных средств и различных форм сбережений. Основы функциональнойграмотности: финансовая грамотность. Приобретать опыт составления простейших документов: составлять семейный бюджет, личный финансовый план, заявление, резюме. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность. Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов | 24.12 | https://m.edsoo.ru/f5ec2046 | ФГ, с. 20-28 |
1. 5. Экономические цели и функции государства (4 ч) |
17/1 | Экономические цели и функции государства | Экономические цели и функции государства | Осваивать и применять знания о роли государства в экономике; описывать экономические цели и функции государства. Классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики: составлять классификационную таблицу. Устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве: описывать социальные ситуации и факты. | 3 ч 14.01 | https://m.edsoo.ru/f5ec21ea | С. 193-195 |
18/2- 19/3 | Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции | Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежнокредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции | Осваивать и применять знания о роли государства в экономике, об основах государственной бюджетной и денежнокредитной политики Российской Федерации: описывать экономические цели и функции государства. Использовать знания для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, в том числе государственной политики по развитию конкуренции: высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и её влиянии на экономическую жизнь общества, о влиянии государственных решений на развитие конкуренции. Выявлять причинно-следственные связи при изучении экономических явлений и процессов | 21.01 28.01 | https://m.edsoo.ru/f5ec23a2 | С. 195-200 |
20/4 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" | Повторение, обобщение и контроль знаний по разделу 1 "Человек в экономических отношениях" | Применять полученные знания для решения учебных и практических задач. | 4.02 | https://m.edsoo.ru/f5ec255a; https://m.edsoo.ru/f5ec27f8 | |
Раздел 2. Человек в мире культуры (11 ч) |
2. 1. Культура, её многообразие и формы (1 ч) |
21/1 | Культура, её многообразие и формы. | Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура | Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни: различать в предлагаемых ситуациях формы культуры, выявлять их описания в тексте, составлять опорные схемы и планы. Классифицировать по разным признакам формы и виды культуры: сопоставлять определённые примеры с указанными формами (видами) культуры, составлять собственные модельные примеры различных видов культуры. Сравнивать формы культуры: различать признаки разных форм культуры в предлагаемых ситуациях и примерах. Устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности: описывать взаимовлияние различных форм культуры, современной молодёжной культуры и личностного развития личности. Овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры: составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность. Приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи в процессе совместной работы. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Содействовать формированию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Способствовать осознанию ценности самостоятельности и инициативы. Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи в процессе работы с кейсами (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) | 11.02 | https://m.edsoo.ru/f5ec29ce | §6. Справочник школьника , с.106-109 |
2. 2. Наука и образование в РФ (4 ч) |
22/1 | Наука. Роль науки в развитии общества | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества. | Сравнивать естественные и социально-гуманитарные науки: находить их сходство и различия в предлагаемых примерах. Осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных в разных источниках: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную) | 18.02 | https://m.edsoo.ru/f5ec2b86 | §11 |
23/2 | Образование в современном обществе | Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе | Выявлять причинно-следственные связи, доказывая значение образования в условиях усложнения технологий в современном обществе | 25.02 | https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a | §10 |
24/3 | Образование в Российской Федерации. Самообразование | Образование в Российской Федерации. Самообразование | Осваивать и применять знания о науке и образовании, о системе образования в Российской Федерации: отбирать с заданных позиций приведённые в тексте описания. Приводить примеры политики Российского государства в сфере культуры и образования: отбирать соответствующие ситуации из учебных текстов и СМИ. Использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования: выполнять индивидуальные и групповые проекты. Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности (получению образования). | 4.03 | https://m.edsoo.ru/f5ec305e | С. 82-85 |
25/4 | Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации | Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации | Решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры: анализировать жизненные ситуации и принимать решения относительно осуществления конкретных действий в области науки, образования, самообразования. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого миниисследования (работа со статистикой), владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений | 11.03 | https://m.edsoo.ru/f5ec31da | |
2. 3. Роль религии в жизни общества (2 ч) |
26/1 | Роль религии в жизни человека и общества | Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. | Осваивать и применять знания о религии. Оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Овладевать навыками работы с информацией: воспринимать и создавать информационные тексты в различных форматах, в том числе цифровых | 18.03 | https://m.edsoo.ru/f5ec3356 | §12 |
27/2 | Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации | Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации | Осваивать и применять знания о религии, мировых религиях: различать в предлагаемых ситуациях мировые религии, особенности религии как социального института. Сравнивать мировые и национальные религии: составлять сравнительную таблицу. Осуществлять поиск информации о религиозных объединениях в Российской Федерации в разных источниках информации: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную). | 4 ч 1.04 | https://m.edsoo.ru/f5ec34c8 | §12 |
2. 4. Роль искусства в жизни человека (2 ч) |
28/1 | Что такое искусство. Виды искусств | Что такое искусство. Виды искусств | Осваивать и применять знания об искусстве и его видах: различать в предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к разным видам искусства. Характеризовать искусство: отбирать в тексте значимые признаки для его характеристики. Сравнивать виды искусств: составлять сравнительные таблицы. | 08.04 | https://m.edsoo.ru/f5ec363a | Справочник школьника, С. 109 |
29/2 | Роль искусства в жизни человека и общества | Роль искусства в жизни человека и общества | Осуществлять поиск информации о роли искусства в жизни человека и общества в разных источниках информации: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную). Формировать готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности в определении своего отношения к искусству как форме общественного сознания. Овладевать навыками работы с информацией: восприятием и созданием информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых | 15.04 | https://m.edsoo.ru/f5ec38c4 | |
2. 5. Роль информации в современном мире (2 ч) |
30/1- 31/2 | Роль информации и информационных технологий в современном мире | Роль информации и информационных технологий. в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете | Осваивать и применять знания об информации как важном ресурсе современного общества: различать в предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к разным видам информации. Характеризовать информационную культуру и информационную безопасность: находить в тексте признаки информационной культуры, информационной безопасности. Приводить конкретные примеры правил информационной безопасности: моделировать ситуации, отражающие их действие и значение. Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. Осуществлять поиск информации о видах мошенничества в Интернете: составлять алгоритм безопасного поведения в Интернете, сопоставляя и обобщая информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную). Использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры: выступать с сообщениями в соответствии с особенностями аудитории и регламентом. Содействовать формированию готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению. Овладевать навыками работы с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи | 22.04 29.04 | | |
Защита проектов, итоговое повторение (3 ч) |
32 | Всероссийская проверочная работа | | | 6.05 | | |
33/1 | Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность" | Как работает коммерческий банк | Использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности: выступать с сообщениями в соответствии с особенностями аудитории и регламентом. Содействовать формированию готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению. Овладевать навыками работы с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи | 07.05 | https://m.edsoo.ru/f5ec3d60 | |
34//2 | Защита проектов по теме "Человек в экономике" | Доходы и расходы моей семьи | Использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности: выступать с сообщениями в соответствии с особенностями аудитории и регламентом. Содействовать формированию готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению. Овладевать навыками работы с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи | 14.05 | https://m.edsoo.ru/f5ec3f72 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | | |