СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по русскому языку 3 класс "Школа России" 2018-2019

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено без УУД по новым требованиям. Региональное содержание для  Архангельска. Включено домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«КТП по русскому языку 3 класс "Школа России" 2018-2019»


Практическая часть программы


Русский язык 3 класс

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Контрольный диктант

2

1

1

1

5

Проверочный диктант

-

1

2

1

4

Словарный диктант

2

2

2

2

8

Контрольное списывание

1

1

1

1

4

Изложение

3

2

3

2

10

Сочинение

-

2

3

1

6

Проверочные работы

2

2

2

2

8

Проект

1

2

3

-

6

РС

5

4

4

4

17


Словарные слова

Береза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.

















Календарно – тематическое планирование

уроков РУССКОГО ЯЗЫКА в 3 классе


Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2018 г.

Наша речь (2 часа)

п/п

Дата

Наименование разделов, тем

Планируемые результаты

Домашнее задание

«Выпускник научится»

1.

03.09

Беседа по технике безопасности. Знакомство с учебником. Виды речи.

Называть виды речи. Объяснять назначение речи. Составлять текст по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст. Писать правильно слово «праздник».

Уч. упр. 4, с.7

2.

04 .09

Наш язык.


Объяснять назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.

Писать правильно слово «вместе». Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Составлять рассказ по наблюдениям за природой.

С. 9 упр.9

Текст. Предложение. Словосочетание (15 часов)

3.

05 .09

Текст. Признаки текста.


Называть признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста: вступление, основная часть, заключение и обосновывать правильность их выделения.

Уч. упр. 12, с.12 правило

4.

06.09

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Р/с «Русь» по С.Романовскому



Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Писать правильно слово «орех».

С. 14 упр.16

5.

07.09

Предложение. Контрольное списывание № 1


Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений. Объяснять, что такое предложение, разъяснять постановку разных знаков препинания в конце. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог.

уч: упр. 22, с. 18 правило


6.

10.09

Виды предложений по цели высказывания.

Называть виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Объяснять постановку знаков препинания в

конце предложений. Писать правильно слово «овёс».

С.20 упр.26

7.

11.09

Виды предложений по интонации.

Р/с« Времена года на Севере. Золотая осень»

Называть виды предложений по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями.

уч: упр 33, с.23

8.

12.09

Предложения с обращениями.


Объяснять, что такое обращение. Находить и использовать обращения в тексте. Составлять предложения из группы слов.

С.25правило, с.26 упр. 36

9.

13.09

Развитие речи. Обучающее изложение.

«Путешественница»

Определять тип текста. Выделять части текста: вступление, основная часть, заключение. Писать изложение небольшого текста.

изложение

10.

14.09

Главные и второстепенные члены предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Называть главные и второстепенные члены предложения. Писать правильно слово «восток».

С.27таблица, упр.41

11.

17.09

Распространённое и нераспространённое предложение.

Определять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

С.30 упр.46

12.

18.09

Простое и сложное предложение.

Различать простые и сложные предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Использовать союзы в сложном предложении. Писать правильно слово «заря».

С.31,32правила упр.51


13.

19.09

Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2 классе».

Записывать под диктовку текст. Проверять свои записи. Применять изученные правила. Выполнять грамматические задания.


14.

20.09

Работа над ошибками. Знаки препинания в сложном предложении.

Обозначать грамматическую основу предложения. Отделять запятой части сложного предложения. Составлять и оформлять предложения, Выполнять работу над ошибками, подбирать проверочные слова, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

С.34 упр.55

15.

21.09

Словосочетание.

Различать словосочетание и предложение. Писать правильно слово «пшеница».

С.35правило, с.36 упр.60

16.

24.09

Связь слов в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

С.37 упр.63

17.

25.09

Проверочная работа №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

С.38


Слово в языке и речи (20часов)

18.

26.09

Работа над ошибками.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Понимать слова как единство звучания и значения. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Писать правильно слово «альбом».

С. 42 упр.67

19.

27.09

Синонимы и антонимы. Р/с Животные нашего края

Использовать синонимы и антонимы в речи, подбирать к слову синонимы и антонимы, объяснять их лексическое значение. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Писать правильно слово «погода».

С.44 упр.74

20.

28.09

Омонимы. Словарный диктант.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Писать правильно слово «понедельник».

С.45правило, с.46 упр.78

21.

01.10

Слово и словосочетание.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Составлять словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса

С.48 упр.82

22.

02.10

Фразеологизмы.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Писать правильно слово «ракета».

С.49правило, с.50 упр.87

23.

03.10

Развитие речи. Обучающее изложение. «Осенняя ёлочка»

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца.

Придумать 2 предложения с фразеологизмами

24.

04.10

Части речи Р/с Поговорим о Севере

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Объяснять, по каким признакам определяют части речи. Писать правильно слово «трактор».

С.53 таблица, с.55 упр.93

25.

05.10

Имя существительное.


Различать в тексте изученные части речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. Приводить примеры слов изученных частей речи. Писать правильно слово «чёрный».

С.56 упр.96

26.

08.10

Имя прилагательное.

Различать в тексте изученные части речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. Приводить примеры слов изученных частей речи. Писать правильно слова «вторник», «среда».

С.58 упр.100

27.

09.10

Глагол.

Различать в тексте изученные части речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. Приводить примеры слов изученных частей речи.

С.58 упр.102

28.

10.10

Имя числительное.

Находить в тексте имена числительные по значению и по вопросу. Писать правильно слова «восемь», «четыре».

С.60 правило, упр. 105

29.

11.10

Проверочная работа № 2 по теме «Части речи».

Оценивать результаты выполненного задания.


30.

12.10

Работа над ошибками. Однокоренные слова.

Выделять группы однокоренных слов, обозначать в них корень. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Писать правильно слово «картофель».

С.61правило, с.62 упр.111

31.

15.10

Развитие речи. Обучающее изложение «Сыроежка».

Передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами


32.

16.10

Гласные звуки и буквы. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Различать слово и слог, звук и букву. Определять ударные и безударные гласные. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Писать правильно слова «овощи», «петрушка», «горох».

С.63таблица, с.64 упр.116

33.

17.10

Согласные звуки и буквы.

Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса», «мороз». Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

С.65таблица, с.66 упр.120

34.

18.10

Звонкие и глухие согласные звуки.

Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Писать правильно слова «помидор», «огурец», «огород».

С.68правило, с.69 упр.127

35.

19.10

Проект: ”Рассказ о слове”. Р/с Малая Родина

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Объяснять значение выбранного слова.

Подготовить проект «рассказ о слове»

36.

22.10

Разделительный мягкий знак.

Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки». Различать разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости. Объяснять написание разделительного мягкого знака. Писать правильно слово «компьютер».

Написать 5 слов с разделительным мягким знаком

37.

23.10

Контрольный диктант за 1 четверть с грамматическим заданием.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.



Состав слова (16 часов)

38.

24.10

Работа над ошибками. Корень слова.

Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

С.74правило, Упр.132

39.

25.10

Корень слова. Однокоренные слова.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Писать правильно слово «столица»

С.77 упр.137

40.

26.10

Сложные слова.

Различать сложные слова, находить в них корни. Объяснять правописание сложных слов с соединительной гласной

С.78 упр.141

41.

29.10

Формы слова. Окончание.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

С.80правило, с.81 упр.146

42.

30.10

Окончание слова Словарный диктант

Выделять в словах окончания. Писать правильно слова «обед», «ужин».

С.81правило, с.83 упр.152

43.

31.10

Приставка. Определение в словах приставок.

Формулировать определение приставки. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. Писать правильно приставки с гласной о и с гласной а.

С.84,86 правило, Упр.156

44.

01.11

Приставка. Значения приставок

Объяснять значение приставки в слове. Называть приставки, при помощи которых можно образовать однокоренные глаголы.

С.88 упр.163


45.

02.11

Упражнение в единообразном написании корня в однокоренных словах.

Формулировать определение корня, приставки, окончания. Выделять в словах приставку , окончание, корень. Образовывать слова с помощью приставки.


46.

12.11

Суффикс. Общее понятие о суффиксах.

Формулировать определение суффикса; объяснять значение суффиксов в слове, выделять суффикс в слове

С.89,90 правила упр. 167

47.

13.11

Значение суффиксов.

Р/с Растения нашего края.

Находить однокоренные слова, выделять в них суффиксы. Подбирать слова с одинаковым суффиксом, образовывать слова с помощью суффикса.

С.94 упр.176

48.

14.11

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе»

Рассматривать картину. Высказывать своё отношение к картине. Составлять (под руководством учителя) по картине текст-описание.

С.92, упр.171

49.

15.11

Основа слова.

Использовать понятие «основа слова». Находить и выделять в слове основу и окончание, объяснять значение окончания, основы, разбирать слова по составу

С.95правило, с.96 упр.182

50.

16.11

Обобщение знаний о составе слова.


Соотносить состав основы слова и соответствующую ей схему (модель). Писать правильно слова «пирог», «шоссе». Выделять в словах все значимые части. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разбирать по составу слова.

С.98 упр.188

51.

19.11

Проверочная работа №3 по теме «Состав слова»

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Редактировать предложения с однокоренными словами. Оценивать результаты выполненного задания. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, делать выводы.

Упр.191

52.

20.11

Работа над ошибками. Упражнение в разборе слов по составу. Р/с Профессии нашего края

Выделять в словах все значимые части. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разбирать по составу слова.

С.98 упр.189

53.

21.11

Проект «Семья слов».

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы

С.99 упр.190


Правописание частей слова (27 ч.)

54.

22.11

Орфограммы в значимых частях слова

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Писать правильно слово «четверг».

С.105 упр.195 2 часть

55.

23.11

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Писать правильно слово «север». Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

С.104правило, с.107 упр.200

56.

26.11

Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант

Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Писать правильно слово «берег». Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Записать 10 слов с безударными гласными в корне

57.

27.11

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне. Применять орфографические правила, контролировать свои действия, проверять написанное.

С.108 упр.203

58.

28.11

Развитие речи. Обучающее изложение. «Клесты»

Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

изложение

59.

29.11

Работа над ошибками.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными.

Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

С.112 упр.211

60.

30.11

Р/с Мальчик из Холмогор. Детские годы М.В Ломоносова»

Правописание слов с парными согласными.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

С.113 упр.214


61.

03.12

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

Писать правильно слова «чувство», «лестница». Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове. Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне.

С.115 упр.218

62.

04.12

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными».

Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте

С.117 упр.224


63.

05.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Писать правильно слово «интересный». Устанавливать, все ли согласные корня произносятся. Использовать алгоритм обнаружения непроизносимых согласных в корне слова. Подбирать проверочные слова.

С.120 упр.229


64.

06.12

Слова с удвоенными согласными в корне.

Выделять в тексте слова с двойными согласными, разбирать слова с двойными согласными по составу, определять, в какой части слова пишутся двойные согласные: в корне, на стыке корня и суффикса, корня и приставки

С.122 упр.235


65.

07.12

Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Словарный диктант

Писать правильно слова «коллекция», «коллектив», «аккуратный», «грамм», «килограмм». Объяснять, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких – в месте соединения корня и суффикса.

Записать 10 слов с удвоенными согласными

66.

10.12

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова "Снегурочка".

Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова "Снегурочка" и опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


67.

11.12

Правописание суффиксов и приставок.

Находить в словах приставки. Выделять суффиксы. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы

С.125упр.241


68.

12.12

Контрольное списывание №2.

Писать правильно слова на изученные орфограммы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

С.128упр.247

69.

13.12

Правописание суффиксов.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов -ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса -ок.

Различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня

с.129упр.251


70.

14.12

Правописание приставок.

Сравнивать и различать одинаково звучащие ( и пишущиеся) приставки. Использовать правила правописания приставок в практической деятельности. Толковать ( объяснять) значение слов по словарю, через контекст, в котором употребляются слова

с.130упр.255

71.

17.12

Правописание приставок и предлогов.

Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании Писать правильно слово «желать». Понимать, как отличать приставку от предлога.

С.132правило упр.260

72.

18.12

Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

С.134упр.263

73.

19.12

Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с изученными орфограммами.

Находить в словах изученные орфограммы. Использовать правила правописания приставок и предлогов в практической деятельности. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

С.134правило упр.266

74.

20.12

Проект «Составляем орфографический словарь».

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.


75.

21.12

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки. Объяснять, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак.

С.136правило упр.270

76.

24.12

Развитие речи. Обучающее изложение «Скворец».

Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану

С.140 упр.278

77.

25.12

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Перенос слов.

Различать правописание разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

С.138правило упр.274

78.

26.12

Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками. Р/с

Приводить примеры слов с заданной орфограммой Объяснять правописание гласных и согласных, ь и ъ знаков в словах. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями. Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.


79.

27.12

Проверочная работа №4 по теме «Правописание частей слова».

Оценивать результаты выполненного задания. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, делать выводы.

С.141 упр.279

80.

28.12

Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком.

Называть общие признаки произношения слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.


Части речи (78 ч.)

81.

08.01

Части речи.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи, подбирать примеры слов, классифицировать слова по частям речи. Составлять по рисунку текст и определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

С.3правило

С.6 упр.7

82.

09.01

Контрольное списывание №3

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Определять по изученным признакам слова различных частей.


83.

10.01

Имя существительное как часть речи.

Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Писать правильно слова «самолёт», «комната».

С.8правило, с.10 упр.11

84.

11.01

Имя существительное и его роль в речи.

Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме. Ставить слова в начальную форму.

С.11правило

85.

14.01

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению)

Записать 5 одушевлённых и 5 неодушевлённых

86.

15.01

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Устаревшие слова.

Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

С.14 упр.20

87.

16.01

Развитие речи. Обучающее изложение. «Мал да удал»

Определять тему текста и его частей. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану

С.14 упр.21

88.

17.01

Собственные и нарицательные имена существительные. Р/с Знаменитые земляки

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

С.17, упр.27

89.

18.01

Проект "Тайны имен"


Наблюдать над толкованием значения некоторых имён, составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

Проводить исследовательскую работу, составлять связный текст.

С.15,16прав.


90.

21.10

Число имен существительных.


Определять число имени существительного. Изменять форму числа имён существительных. Наблюдать, анализировать и устанавливать, какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного

С.21 упр.32


91.

22.01

Число имён существительных. Словарный диктант

Писать правильно слово «однажды».

Называть имена существительные, имеющие форму одного числа.

С.23 упр.37

92.

23.01

Род имён существительных.

Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по родам. Определять род имён существительных. Писать правильно слово «кровать». Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода.

С.25правило, с.27 упр.44


93.

24.01

Род имён существительных.


Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные (Этот мальчик – большой умница. Эта девочка – большая умница). Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

С.30 упр.50

94.

25.01

Развитие речи. Обучающее изложение.

«Добром за добро»

Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Определять тему текста, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти

С.35 упр.62

95.

28.01

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Использовать на практике правило правописания существительных женского и мужского рода с нулевым окончанием и основой на ж, ч, ш, щ.

С.31правило, с.33 упр.56


96.

29.01

Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

С.34 упр.60

97.

30.01

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте

С.35 упр.63

98.

31.01

Работа над ошибками. Склонение имён существительных

Анализировать таблицу падежей и падежных вопросов к существительным. Формулировать вывод по результатам наблюдений: как определить падеж существительного Писать правильно слово «рябина». Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Просклонять слова стрела, гроза

99.

01.02

Падеж имён существительных.

Называть падежи. Изменять имена существительные по падежам.

С.39 упр.69

100.

04.02

Падеж имён существительных.


Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Составить словосочетания со словом книга в разных падежах

101.

05.02

Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Рассматривать картину. Высказывать своё отношение к картине. Составлять (под руководством учителя) по картине текст-описание.

Просклонять ручка

102.

06.02

Именительный падеж имен существительных.

Определять именительный падеж существительных по вопросу и окончанию. Находить имена существительные в именительном падеже и объяснять, каким членом предложения они являются.

С.40,42правило

103.

07.02

Родительный падеж имен существительных.

Определять родительный падеж существительных по вопросу, предлогу и окончанию. Писать правильно слова «трамвай», «пятница», «около». Находить имена существительные в родительном падеже.

С.44,45прав. Упр.81

104.

08.02

Дательный падеж имен существительных.

Определять дательный падеж существительных по вопросу, предлогу и окончанию. Писать правильно слово «солома».

С.47правило упр.84

105.

11.02

Винительный падеж имен существительных.

Определять винительный падеж существительных по вопросу, предлогу и окончанию. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы винительного падежа и именительного, винительного падежа и родительного.

С.49,50прав.

С.52 Упр.93

106.

12.02

Именительный, родительный, винительный падежи имён существительных.

Сопоставлять падежные формы,


107.

13.02

Творительный падеж имен существительных.

Определять творительный падеж существительных по вопросу, предлогу и окончанию. Писать правильно слово «потом».

С.53правило упр.96

108.

14.02

Предложный падеж имен существительных.

Определять предложный падеж существительных по вопросу, предлогу и окончанию. Находить имена существительные в предложном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются.

С.54правило упр.98

109.

15.02

Развитие речи. Обучающее изложение «Кот»

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста, работать с памяткой "Как подготовиться к изложению"

С.56 упр.101

110.

18.02

Все падежи. Морфологический разбор имени существительного.

Называть падежи, использовать падежные вопросы, вспомогательные слова и предлоги для определения падежа. Разбирать существительные как части речи

(морфологический разбор).

упр. 102, с. 57.

111.

19.02

Проверочная работа № 5 по теме «Имя существительное».

Оценивать результаты выполненного задания. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, делать выводы.


112.

20.02

Обобщение знаний об имени существительном.

Писать правильно слово «вокруг». Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

упр. 105, с. 59

113.

21.02

Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Рассматривать картину. Высказывать своё отношение к картине. Составлять (под руководством учителя) по картине текст-описание.

Подготовить проект существительные по теме «зима»

114.

22.02

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Выделять имена прилагательные в тексте.

Сравнивать и различать имена прилагательные и существительные, называющие признаки.

Выделять словосочетания прилагательных с существительными в предложении

С.64правило,

с.65 упр.112


115.

26.02

Проект «Зимняя страничка». Р/с Подвижные игры Русского Севера

Подбирать имена существительные по теме "Зима", составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.


116.

27.02

Связь имени прилагательного с именем существительным

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

С.67правило упр.115 с.66

117.

28.02

Роль прилагательных в тексте Словарный диктант

Писать правильно слово «приветливый». Находить в предложении связанные по смыслу имена прилагательные и имена существительные. Распространять предложения с помощью имён прилагательных. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать.

Подготовиться к сочинению

с.69 упр.121

118.

01.03

Текст-описание. Р/с « Наш Северный край. Моя малая Родина»

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Составлять текст-описание растения в научном стиле. Писать правильно слова «ромашка», «растение».

С.71 прочитать

119.

04.03

Развитие речи. Сочинение - отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Писать правильно слова «Красная площадь», «Московский Кремль».

С.70 упр.123

120.

05.03

Род имен прилагательных.

Определять род имени прилагательного, разбирать прилагательные по составу, составлять словосочетания,

подбирать прилагательные, близкие и противоположные по назначению. Писать правильно слова «поэт», «гвоздика».

С.72правило, с.73 упр.126

121.

06.03

Изменение имён прилагательных по родам.

Понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др.

С.75 упр.130

122.

07.03

Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


123.

11.03

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно слово «сирень». Объяснять написание окончаний имён прилагательных.

С.77 упр.134

124.

12.03

Число имен прилагательных.

Указывать число имён прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. Писать правильно слово «животное».

С.78правила, с.80 упр.138


125.

13.03

Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках». Р/с Северные загадки

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок

С.81 упр.142

126.

14.03

Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного

Составлять словосочетания прилагательных с существительными во всех падежах, наблюдать (анализировать) и устанавливать, как изменяется прилагательное в словосочетании с существительным при изменении падежа существительного.

С.83правило упр.146


127.

15.03

Проверочный диктант. Изменение имён прилагательных по падежам.

Определять падеж имен прилагательных. Определять начальную форму имени прилагательного. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями.

С.85 упр.149


128.

18.03

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Применять полученные знания на практике: склонять имена прилагательные, определять род, число и падеж прилагательного в предложении.

Устанавливать, можно ли проверять правописание падежных окончаний прилагательных по окончаниям падежных вопросов прилагательных.

С.87 упр.153


129.

19.03

Развитие речи. Сочинение - отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

Составлять текст-отзыв по картине и опорным словам.


130.

20.03

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного.


131.

21.03

Проверочная работа № 6 по теме «Имя прилагательное».

Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.


132.

22.03

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор.

Использовать в практической деятельности способ проверки правописания падежных окончаний прилагательных по окончаниям падежных вопросов прилагательных.

Разбирать имя прилагательное как часть речи.


133.

01.04

Личные местоимения.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять грамматические признаки личных местоимений. Писать правильно слово «одуванчик».

С.92правило упр.158

134.

02.04

Изменение личных местоимений по родам.

Называть личные местоимения.

Называть лицо и число местоимений в единственном числе, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Писать правильно слово «воскресенье».

С.95правило упр.162

135.

03.04

Местоимение. Составление письма

Р/с Составление рассказа «О себе»

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями, оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

С.96 упр.164

136.

04.04

Местоимение.

Проверочная работа №7.

Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

С.97 упр.168


137.

05.04

Значение и употребление глаголов в речи.

Выделять глаголы в предложении (в тексте), ставить к ним вопросы и определять их лексическое значение.

Наблюдать и различать глаголы, называющие действие предмета, и существительные, называющие действие.

С.101правило,

с.102 упр.172


138.

08.04

Развитие речи. Обучающее изложение. «Кошкин выкормыш»

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.


139.

09.04

Значение и употребление глаголов в речи.

Писать правильно слово «завтрак». Находить в предложениях глаголы. Называть, каким членом предложения является глагол.

С.103 упр.176


140.

10.04

Значение и употребление глаголов в речи. Р/с Составление рассказа по опорным сло­восочетаниям « Весна на Севере»

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.

С.105 упр.180

141.

11.04

Неопределенная форма глагола.

Различать глаголы, отвечающие на вопрос

ч т о д ел а т ь? ч т о с д ел а т ь ?

Использовать термин «неопределенная форма глагола».

Изменять данную форму глаголов на неопределенную форму.

С.106правило,

с.107 упр.184

142.

12.04

Неопределенная форма глагола.

Дифференцировать глаголы в неопределенной форме, отвечающие на вопросы ч т о

д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь ? Писать правильно слово «песок». Понимать значение фразеологизмов.

С.108 упр.188

143.

15.04

Число глаголов.

Изменять глаголы по числам. Применять полученные знания на практике: определять форму числа глагола.

С.109 упр.191

144.

16.04

Число глаголов. Словарный диктант

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.

С.111 упр.194

145.

17.04

Времена глаголов.

Находить глаголы в предложении (в тексте) и устанавливать, какое время действия они обозначают. Изменять глаголы по временам, лицам и числам.

С.113 упр.199

146.

18.04

Времена глаголов. Второе лицо глаголов

Правильно писать окончания -ешь, -ишь в глаголах, находить суффикс -л- в глаголах прошедшего времени

С.115правило упр.204 с.116

147.

19.04

Изменение глаголов по временам.

Отличать одну временную форму от другой по вопросу; изменять глаголы настоящего времени по лицам и числам, правильно писать окончание глаголов 2 лица единственного числа

С.116правило упр.209 с.118

148.

22.04

Изменение глаголов по временам.

Писать правильно слова «квартира», «герой», «солдат». Называть время и число глаголов. Изменять глаголы по временам.

С.119 упр.212

149.

23.04

Развитие речи. Обучающее изложение. «Лось»

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Упр.213

150.

24.04

Род глаголов в прошедшем времени

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Работать с орфоэпическим словарём.

С.122правило упр.218

151.

25.04

Род глаголов в прошедшем времени

Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

С.124 упр.222

152.

26.04

Правописание частицы не с глаголами.

Наблюдать за глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.Формулировать правило правописания не с глаголами.

С.124правило упр.225

153.

29.04

Правописание частицы не с глаголами.

Находить в предложениях глаголы с частицей не. Раздельно писать частицу не с глаголами.

С.126 упр.228

154.

30.04

Проверочная работа №8 Морфологический разбор глагола.

Разбирать глаголы как части речи (морфологический разбор) определять изученные грамматические признаки глагола, обосновывать правильность их выбора

С.127 упр.231

155.

02.05

Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе.

Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола

С.128 упр.233

156.

03.05

Обобщение знаний о глаголе.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

С.130 №1 Подготовиться к диктанту

157.

06.05

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 3 класса

Контролировать умение определять все изученные части речи в тексте. Называть их отличительные признаки. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте


158.

07.05

Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.


Повторение (14 ч.)

159.

08.05

Повторение по теме «Части речи».

Различать изученные части речи. Находить все изученные части речи в тексте. Называть их отличительные признаки.

С.132 упр.239

160.

10.05

Повторение изученного о частях речи.


Закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений

Упр.242

161.

13.05

Обобщение изученного о слове, предложении. Р/с Составление предложений об Архангельске.

Различать виды предложений по цели высказывания и по интонации. Выполнять разбор предложений по частям речи и членам предложения.

С.134 упр.246

162.

14.05

Проверочный диктант по теме «Части речи».

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в дик­танте. Выполнять грамматические задания.


163.

15.05

Работа над ошибками. Правописание окончаний имён прилагательных.

Различать окончания имен прилагательных. Изменять имена прилагательные, согласовывать их с именами существительными.

С.135 упр.249

164.

16.05

Правописание приставок и предлогов.

Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Называть правила правописания слов на изученные темы. Грамотно писать слова с изученными орфограммами

С.135 упр.250

165.

17.05

Правописание безударных гласных. Контрольное списывание № 4

Грамотно писать слова с изученными орфограммами. Находить безударные гласные в словах. Проверять безударную гласную в корне. Правильно писать слова с непроверяемыми гласными.

С.137 упр.255

166.

20.05

Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова».

Выделять все изученные части в словах. Применять правила правописания слов на изученные темы.

С.138 упр.257

167.

21.05

Орфограммы в значимых частях слова.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Грамотно писать слова с изученными орфограммами

С.140 упр.263

168.

22.05

Однокоренные слова.

Словарный диктант

Подбирать однокоренные слова. Находить однокоренные слова в тексте. Определять части речи среди однокоренных слов.


169.

23.05

Р/с Лето на Севере. Текст. Составление рассказа на тему «Почему я жду летних каникул».

Различать текст и предложение, выделять части текста, подбирать заголовок, восстанавливать текст,

составлять небольшой текст по репродукции картин,

определять типы текста, оценивать свои результаты


170.

24.05

Обобщающий урок. КВН «Знатоки русского языка».

Проводить обобщение изученного материала