Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) и авторской программы Н.И.Роговцевой и др., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и является составной частью УМК «Школа России».
Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 г.
В федеральном базисном учебном плане во 2 классе на изучение «Технологии» отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов и обеспечена следующим методическим комплектом:
-Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова, Рабочая программа «Технология». 2011. Москва «Просвещение».
-Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова, Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2010. Москва «Просвещение».-.Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг, Уроки технологии: 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2011. Москва «Просвещение».
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Цели НОО в рамках изучения курса:
1.Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
2.Освоение продуктивной проектной деятельности.
3.Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход.
-Теорияразвитияличностиучащегося на основе освоения универсальныхспособовдеятельности.
Основные задачи курса:
-духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
-развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
-формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
-формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
-развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
-формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
-развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
-формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
-гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
-развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
-формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
-формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
-формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
-формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
-формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Проектная деятельность формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Планируемые результаты изучения курса «технология» 2 класс
Данная программа обеспечит формирование УУД
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Ученик научится:
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться;
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания;
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
Ученик получит возможность научиться:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
решать доступные технологические задачи;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Содержание тем учебного курса «Технология» 2 класс
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. (1ч)
Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты.
Человек и земля (23 ч)
Работа с природным материалом. Работа с пластилином. Понятия «эскиз», «композиция». Понятие «проект». Работа с бумагой, картоном. Понятие «коллаж». Понятие «шаблон», «симметрия». Понятие «макет». Учимся шить.
Человек и вода (3 ч)
Выращивание рассады. Оригами.
Человек и воздух (3 ч)
Понятие: «флюгер».Понятие: «мозаика».
Человек и информация (4 ч)
Способы общения. Письменность. Компьютер.
Понятия: «компьютер», «интернет»
Календарно – тематическое планирование по технологии 2 класс
№ п/п | Тема учебного занятия (урока) | Формы организации учебных занятий | Материально - техническая база ЭОРы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. https://infourok.ru/ | Урок-игра | Pover Point (презентация) | | |
2 | Земледелие. Практическая работа: «Выращивание лука». https://infourok.ru/ | урок - практикум | Pover Point (презентация) | | |
3 | Посуда. Изделие: «Корзина с цветами» https://multiurok.ru/ | комбинированный урок | Pover Point (презентация) | | |
4 | Посуда. Изделие: «Семейка грибов на поляне». https://znanio.ru/ | комбинированный урок | Pover Point (презентация) | | |
5 | Посуда. Изделие: «Игрушка из теста». https://infourok.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
6 | Посуда. Проект «Праздничный стол». Изготовление изделий из пластичных материалов. https://videouroki.net/ | урок - проект | Pover Point (презентация) | | |
7 | Народные промыслы. «Золотая хохлома». Папье-маше.Изделие: «Чашка». https://urok.1sept.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
8 | Народные промыслы. «Городецкая роспись». Изделие: «Тарелка». https://urok.1sept.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
9 | Народные промыслы. «Дымковская игрушка». Изделие: «Лошадка». https://urok.1sept.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
10 | Народные промыслы. «Семеновская матрешка». Изделие: «Матрешка». https://compedu.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
11 | Народные промыслы. Изделие: пейзаж «Деревня. https://infourok.ru/ | комбинированный урок | Pover Point (презентация) | | |
12 | Домашние животные и птицы. Конструирование из бумаги. Изделие: «Лошадка». https://weburok.com/ | комбинированный урок | Pover Point (презентация) | | |
13 | Домашние животные и птицы. Работа с природными материалами.Изделия:«Петушок». https://uchitelya.com/ | комбинированный урок | Pover Point (презентация) | | |
14 | Домашние животные и птицы. Конструирование из бумаги. Проект «Деревенский двор». https://infourok.ru/ | комбинированный урок | Pover Point (презентация) | | |
15 | Новый год. Симметричные фигуры. Изделие: «Ёлочные игрушки». https://nsportal.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
16 | Строительство. Работа с яичной скорлупой в технике кракле. Изделия: «Изба». https://infourok.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
17 | В доме. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Изделие: «Домовой». https://znanio.ru/ https://nsportal.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
18 | Проект: «Убранство избы». Изготовление модели печи из пластичных материалов.Изделие: «Русская печь». https://multiurok.ru/ | комбинированный урок | Pover Point (презентация) | | |
19 | Ткачество. Изготовление модели ковра из полосок бумаги. Изделие: «Коврик». https://urok.1sept.ru/ https://easyen.ru/ | комбинированный урок | Pover Point (презентация) | | |
20 | Мебель для русской избы. Конструирование мебели из картона. Изделие: «Стол и скамья». https://nsportal.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
21 | Народный костюм. Работа с нитками и картоном. Изделие: «Русская красавица». https://infourok.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
22 | Элементы мужского и женского костюмов. Способы украшения костюмов.Разметка ткани по шаблону. Изделие: «Костюмы для Ани и Вани». https://znanio.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
23 | Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Изделие: «Кошелёк». https://infourok.ru/ | урок - практикум | Pover Point (презентация) | | |
24 | Виды швов и стежков для вышивания. Технология выполнения тамбурных стежков. Изделие: «Салфетка». https://uchitelya.com/ | урок - практикум | Pover Point (презентация) | | |
25 | Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Новый вид техники «изонить». Изделие: композиция «Золотая рыбка». https://infourok.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
26 | Проект «Аквариум». Композиция из природных материалов. Изделие: «Аквариум». https://www.metod-kopilka.ru/ | урок отработки умений и рефлексии | Pover Point (презентация) | | |
27 | Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие: «Русалка». https://infourok.ru/ | урок отработки умений и рефлексии | Pover Point (презентация) | | |
28 | Птица счастья. в технике оригами. Изделие: «Птица счастья». https://urok.1sept.ru/ | комбинированный урок | Pover Point (презентация) | | |
29 | Использование ветра.Работа с бумагой. Изделие: «Ветряная мельница». https://znanio.ru/ | урок отработки умений и рефлексии | Pover Point (презентация) | | |
30 | Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Использование фольги. Изделие: «Флюгер» https://nsportal.ru/ | комбинированный урок | Pover Point (презентация) | | |
31 | Книгопечатание. История книгопечатания. Способы создания книги. Изделие: «Книжка-ширма». https://infourok.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
32 | Книгопечатание. Оформление разных видов книг.Выполнение чертежей, разметка по линейке. Изделие: «Книжка-четвертушка». https://infourok.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
33 | Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации. Правила набора текста. https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/ | Урок открытия новых знаний | Pover Point (презентация) | | |
Электронные образовательные ресурсы
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
http://www.uroki.net - бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков, внеклассные мероприятия и др.
http://www.solnet.ee - Детский портал Солнышко. Сценарии для маленьких учеников.
http://www.rusedu.ru - Раздел начальная школа: Архив учебных программ.
http://www.proshkolu.ru - Бесплатный школьный портал – все школы России.