Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: учебник для 3 класса в 2 частях
На уроки русского языка выделяется 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебных недели). В том числе на изучение внутрипредметного модуля «Развитие речи» 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и на междисциплинарный модуль 4 часа (1 час в четверть).
Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:
В результате третьего года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
писать под диктовку текст объемом 55–60 слов с учетом изученных правил правописания
Различение звуков русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твердый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объеме изученного).
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах
Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание.
Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.
Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении.
Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
№ п/п | Тема урока I четверть | Примерная дата |
| | |
-
| Что нужно для общения (12часов) Лексическое и грамматическое значение слова. Текст. Признаки текста, типы текста | |
-
| Состав слова. Однокоренные слова. | |
-
| Многозначность слов. Контрольное списывание. | |
-
| Средства устного и письменного общения. Средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Р.Р.Восстановление деформированного текста. | |
-
| Работа над ошибками. Чередование: позиционное и историческое. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | |
-
| Оформление диалога. Правописание З, С на конце приставок. Словарный диктант. | |
-
| Обобщение знаний по теме «Что нужно для общения в устной и письменной форме». Проверочная работа. | |
-
| Административная входная контрольная работа. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. « Мои летние каникулы» | |
-
| Работа над ошибками. Словарный диктант. | |
-
| Тема, план текста. Контрольное списывание. | |
-
| Составление текста. Правописание сочетаний -ОЛО-, -ОРО-,- ЕРЕ-. | |
-
| Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Заголовок текста. | |
-
| Секреты появления слов в русском языке (10 часов) Работа над ошибками. Состав слова. Способы словообразования | |
-
| Основа слова. Составление текста-описания. | |
-
| Суффикс как словообразовательная морфема. Суффиксы существительных. | |
-
| Уменьшительно-ласкательные суффиксы и их правописание. Словарный диктант. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Р.Р.Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». | |
-
| Работа над ошибками. Суффиксы-омонимы. | |
-
| Значения суффиксов. | |
-
| Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Состав слова. | |
-
| Обращение. Устаревшие слова. Словарный диктант. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Текст-описание. Р.Р.Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья». | |
-
| Контрольный диктант с грамматическим заданием | |
-
| Работа над ошибками. Стилистические ошибки. Паронимы. | |
-
| Как из слов образуются предложения (107 часов) Контрольное списывание «Предложение» | |
-
| Работа над ошибками. Предложение. Члены предложения и части речи. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Р.Р. Изложение по коллективно составленному плану. | |
-
| Предложение. Члены предложения и части речи. | |
-
| Предлоги и приставки. Время глагола. Выделение обращения в устной и письменной речи. | |
-
| Правописание гласных и согласных в приставках. | |
-
| Текст-описание и текст-рассуждение. Словарный диктант. | |
-
| Правописание приставок и предлогов. Характеристика героя. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Части текста и связь между ними . «Осенняя прогулка» | |
-
| Работа над ошибками. Предупредительный диктант. | |
-
| Способы словообразования. Словарный диктант. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Описание животного | |
-
| Междициплинарный модуль | |
| II четверть | |
-
| Правописание соединительных гласных в сложных. | |
-
| Правописание сложных слов. Лексическое значение сложных слов. Сложение без соединительной гласной. | |
-
| Проверочная работа по теме «Правописание сложных слов» Текст-рассуждение. | |
-
| Контрольный диктант «Состав слова. Словообразование». | |
-
| Работа над ошибками. Образование и правописание сложных слов. Стили текста. Обобщение темы: «Состав слова. Словообразование. Тестирование. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Рассказ по рисункам | |
-
| Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словарный диктант. | |
-
| Логическое ударение и смысл высказывания. | |
-
| Служебные части речи. Признаки текста и типы текста. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи». Особенности построения текстов. Текст-повествование. | |
-
| Роль предлогов и приставок. Сочинение – миниатюра. | |
-
| Контрольный диктант «Предлог в предложении». | |
-
| Работа над ошибками. Контрольное списывание. | |
-
| Предлог как часть речи. Правописание предлогов с существительными и местоимениями. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи». Рассказ по серии картинок . | |
-
| Обращение. Знаки препинания при обращении. | |
-
| Союз как часть речи. Соединительные и противительные союзы. Словарный диктант. | |
-
| Соединительные и противительные союзы. Различение союзов «а» и «но». Составление текста о союзах. | |
-
| Текст. Стиль, тип, тема, микротема. Текст-рассуждение. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Контрольное изложение «Первый помощник» | |
-
| Работа над ошибками. | |
-
| Частица как часть речи. Правописание частиц. | |
-
| Предложения утвердительные и отрицательные. Правописание частицы НЕ с глаголами. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Текст-описание. «Мой друг». | |
-
| Проверочная работа «Служебные слова. Состав слова». | |
-
| Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола (число, время, род). Словарный диктант. | |
-
| Время глагола. Вид глагола. Письмо по памяти | |
-
| Глаголы прошедшего времени. Понятие формообразующего суффикса. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Текст-рассуждение. Составление текста на тему «Выбор книги в библиотеке» | |
-
| Разбор глаголов по составу. Проверочная работа. | |
-
| Анализ текста: стиль, тип, признаки, тема, микротема. | |
-
| Лексико-грамматические признаки глагола. | |
-
| Неопределённая форма глагола и его грамматические признаки. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» План. Составление плана. «Птицы наши друзья» | |
-
| -ТЬ, - ЧЬ в неопределённой форме. Неопределённая форма глагола. | |
-
| Контрольный диктант за первое полугодие. | |
-
| Работа над ошибками. Будущее время глагола: простое и сложное. | |
-
| Обобщение знаний по теме « Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределённая форма» | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Части текста. Рассказ по плану на тему «Интересный случай» | |
-
| Междициплинарный модуль | |
| III четверть | |
-
| Грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Изменения имён существительных по вопросам. | |
-
| Значение предметности им.существительного. Начальная форма им.существительного. Орфограммы в окончаниях существительных. | |
-
| Имена существительные, имеющие форму только ед. /мн. числа. | |
-
| Синонимы, антонимы. Многозначность слов. Предупредительный диктант. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Р.Р. Сочинение с элементами рассуждения «Самый интересный день каникул». | |
-
| Работа над ошибками. | |
-
| Род, число имени существительного. Словарный диктант | |
-
| Соотношение рода и окончания у имён существительных. | |
-
| Контрольный диктант «Грамматические признаки имени существительного». | |
-
| Работа над ошибками. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Имена прилагательные для описания | |
-
| Работа над ошибками. Роль Ь в словах. Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных. | |
-
| Имена существительные с шипящими в конце слова. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Обучающее изложение «Ь после шипящих у существительных». | |
-
| Работа над ошибками. Словарный диктант. | |
-
| Словосочетание. Главное и зависимое слово. Грамматические признаки имени прилагательного. Связь слов в словосочетании. | |
-
| Лексическая работа: стиль, фразеологический оборот. Редактирование текста. | |
-
| Работа с текстом: сжатый текст, стиль, тема, микротема. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Опорные слова « Зимние забавы» | |
-
| Контрольное списывание «Предложение и словосочетание». | |
-
| Работа над ошибками. Словосочетание. Главное и зависимое слово. | |
-
| Написание И, Ы после шипящих и Ц. | |
-
| Разбор словосочетаний. Проверочная работа по теме. | |
-
| Изменение имени существительного по падежам. Словарный диктант. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Составление рассказа по наблюдениям «Природа зимой». | |
-
| Проверочная работа «Грамматические признаки имени существительного». | |
-
| Склонение имён существительных. Падежи имен существительных. | |
-
| Контрольный диктант «Имя существительное». | |
-
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Составление сжатого текста. | |
-
| Предлог как указатель падежа. | |
-
| Контрольное списывание «Имя существительное» | |
-
| Склонение существительных во множественном числе. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Образные выражения. | |
-
| Склонение существительных во множественном числе. | |
-
| Второстепенные члены предложения, их роль. Дополнение. Различение существительных в форме И.п. и В.п. | |
-
| Определение падежей имён существительных. Предупредительный диктант. | |
-
| Окончания и предлоги существительных в Д.п. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Обучающее изложение «Медвежонок» | |
-
| Работа над ошибками. Определение падежей имён существительных | |
-
| Работа с текстом. Орфографическая работа | |
-
| Понятие «склонение». Три склонения имён существительных. Определение склонения существительных. Составление алгоритма. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Использование фразеологизмов. | |
-
| Окончания существительных различных типов склонения. Тестирование. Первое склонение существительных. Буквы Е, И в окончаниях им.существительных. | |
-
| Второе склонение им. существительных. | |
-
| Контрольный диктант «Безударные окончания имён существительных 1-3 склонений». | |
-
| Работа над ошибками. Тестирование «Окончания существительных различных типов склонения». | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Редактирование текста. «Мы – твои друзья природа» | |
-
| Работа над ошибками. | |
-
| Междициплинарный модуль | |
| IV четверть | |
-
| Третье склонение имён существительных. Словарный диктант. | |
-
| Абзац. Микротема. Стиль и типы текста. | |
-
| Буква безударного гласного в окончании существительного. Правописание безударных окончаний существительных 1-го и 3-го склонений. | |
-
| Безударные окончания им. существительных 1-го и 2-госклонения в П.п. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Собеседники. Умение вести диалог. Словесная игра «Бывает, не бывает». | |
-
| Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний им. Существительных. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п, Д.п, П.п. | |
-
| Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения. | |
-
| Правописание гласных после шипящих согласных и Ц. Правописание О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц. | |
-
| Значение суффиксов. Буква гласного в суффиксах -ек-, -ик-. Словарный диктант. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Речевой этикет. Составления приглашения | |
-
| Контрольное списывание «Правописание падежных окончаний существительных». | |
-
| Работа над ошибками. Правописание суффиксов –ек-, -ик-. | |
-
| Склонение имен существительных во мн. числе. Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа. | |
-
| Правописание безударных окончаний имен существительных в форме мн. числа. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Пишем сказку для сестры (брата) | |
-
| Родительный падеж имен существительных множественного числа. | |
-
| Контрольный диктант «Падежные окончания имён существительных». | |
-
| Работа над ошибками. Тестирование. | |
-
| Грамматические признаки и лексическая сочетаемость слов. Словарный диктант. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Обучающее изложение «На льдине». | |
-
| Работа над ошибками. | |
-
| Имя прилагательное как часть речи. Второстепенный член предложения – определение. | |
-
| Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. | |
-
| Согласование имени прилагательного с именем существительным | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Составление рассказа по наблюдениям «Весенняя пора». | |
-
| Склонение имен прилагательных Правописание безударных окончаний прилагательных. | |
-
| Развитие речи: многозначность слова, лексическая сочетаемость. | |
-
| Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Словарный диктант. | |
-
| Знаки препинания при однородных членах предложения и при обращении. Тестовое задание. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Обучающее изложение с элементами сочинения | |
-
| Союзная и бессоюзная связь при однородных членах. Смысловые группы однородных членов. | |
-
| Соединительные и противительные союзы. Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом «да». | |
-
| Контрольный диктант итоговый за 3 класс. | |
-
| Работа над ошибками. Тестирование | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Контрольное изложение. | |
-
| Как из предложений образуется текст (3 часов) Языковые средства оформления текста. Художественный и научный стили. План текста | |
-
| Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омоформы. | |
-
| Связный текст. Признаки связного текста Языковые средства оформления текста. | |
-
| Внутрипредметный модуль «Развитие речи» Сочинение–рассуждение «Для чего надо учиться». | |
-
| Междициплинарный модуль | |