СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КУЛЕШ Ю.С. Урок "Х.К.Андерсен. "Снежная королева". Друзья и враги Герды", РЯиЛ 2015-8

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока КУЛЕШ Ю.С. "Х.К.Андерсен. "Снежная королева". Друзья и враги Герды", 2015-8

Просмотр содержимого документа
«КУЛЕШ Ю.С. Урок "Х.К.Андерсен. "Снежная королева". Друзья и враги Герды", РЯиЛ 2015-8»

Ю. С. Кулеш, учитель русского языка и литературы УПК Ворнянский ясли-сад — средняя школа Островецкого района Гродненской области


Тема. Друзья и враги Герды

Цели: помочь учащимся понять истин­ную сущность поступков героев, раскрыть их внутренний мир; совершенствовать на­выки выразительного чтения, анализа ху­дожественного текста, обобщения и оценки литературного материала; способствовать развитию навыков работы с таблицей; совер­шенствовать связную речь учащихся, умение логически мыслить; способствовать воспи­танию талантливого, вдумчивого читателя, умеющего выделять главное в произведении, обобщать и делать выводы.

Оборудование: Русская литература : учеб. пособие для 5 класса : в 2 ч. Ч. 1. — Минск : НИО, 2014; фрагмент кинофильма «Снежная королева», 1957 г.; запись мелодии В. А. Мо­царта «Маленькая ночная серенада»; заго­товки кластеров; фломастеры; листы белой бумаги.

Межпредметные связи: музыка, кинема­тография.

Ход урока

  1. Организационный момент (создание положительного эмоционального фона).

Игра «Цепочка пожеланий».

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада при­ветствовать вас сегодня на уроке. Чтобы ра­бота была успешной, прошла в дружелюб­ной атмосфере, давайте что-нибудь пожелаем друг другу. Начну с себя. Желаю всем полу­чить удовольствие от своей работы на уроке. (Пожелания учащихся.)

  1. Объявление темы и целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами

вместе с Гердой отправимся в увлекатель­ное путешествие на поиски Кая, попытаемся определить, кто помогал девочке, кто стал её другом, а кто, напротив, хотел ей навредить. Готовы? (Ответы учащихся.)

  1. Актуализация опорных знаний и уме­ний.

Метод «Рассыпанные эпизоды».

Учитель. Сказочная история начинается с необычного пролога — истории о тролле и раз­битом зеркале. В Дании разбитое зеркало — символ семи лет несчастий. Далее следуют одна за другой семь частей сказочного пове­ствования. Но злющий-презлющий тролль пе­репутал все события в сказке. Давайте распо­ложим их в правильной последовательности.

Дети работают в парах.

Событие

2

«— Что ты хнычешь? — спросил он Герду. — У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! — закричал он вдруг. — Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событие

7

«... ты отнесёшь вот эту девочку во дворец Снежной королевы — там её названый брат»

Событие

5

«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в чёрную землю»

Событие

3

«Салазки погрузили на белую курицу, крепко привязали, и она полетела с ними за большими санями. Снежная королева ещё раз поцеловала Кая, и он позабыл и Герду, и бабушку...»

Событие

4

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, — красные баш­мачки её плыли за лодкой...»

Событие

6

«На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки...»

Событие

1

«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полете­ло на землю и разбилось вдребезги»

Озвучивание таблицы: первый учащийся из пары зачитывает текст эпизода, вто­рой — номер события по порядку.

Учитель. Ребята, с какими персонажами сводит судьба Герду?

Во время ответов учащихся на доску в хаотичном порядке вывешиваются кар­точки с именами героев сказки: солнечный свет, бабушка, Кай, маленькая разбойница, воробьи, река, принц и принцесса, тролль, розы, ворон и ворона, Снежная королева, олень, финка, лапландка, отряды Снежной королевы, ласточки, голуби, разбойники, старуха-колдунья.

  1. Изучение нового материала.

  1. Аналитическая беседа по проблеме. Составление кластера.

В начале урока учащимся раздаются за­готовки кластеров.

Учитель. Молодцы! Чары злого тролля на вас не подействовали, и это прекрасно. Давайте же поможем Герде вернуть Кая к прежней жизни. Отправимся вместе с ней на поиски.

  • В сказках Андерсена часто действия одного героя повторяют другие. В этой — сначала исчезает Кай, затем — Герда. Похо­же ли её исчезновение на исчезновение Кая?

  • Каждая встреча на пути девочки — это её испытание. Какие испытания проходит наша героиня? С какими героями они свя­заны?

  • Первая пристань — это река. На какие жертвы готова пойти Герда ради встречи с Каем? Получается ли у неё?

Заполняется первый столбец кластера.

  • Лодка причалила у вишневого сада, и Герда оказалась у старухи-колдуньи. Как встретила её старуха? Чем очаровала? Поче­му препятствовала встрече друзей?

Заполняется второй столбец кластера.

  • Есть ли общее в желании колдуньи оставить у себя Герду и в поступке Снежной королевы? Каковы различия?

  • Герде было хорошо у старухи, но она смогла вспомнить о Кае. Как? Какую черту ха­рактера Герды помогает понять эта история?

  • Во время поисков Кая Герда встрети­ла много хороших людей. Как ей помогли принц и принцесса? Как об этом говорится в тексте? Прочитайте. Кто помог Герде попасть во дворец?

Заполняется третий столбец кластера.

  • Герда оказывается в лесу. Что же с ней происходит?

Художественный пересказ содержания эпизода «Герда у маленькой разбойницы» (индивидуальное домашнее задание).

Заполняется четвёртый столбец кла­стера.

  • Как вы думаете, почему изменилась маленькая разбойница? (Герда своим рас­сказом и слезами растопила её сердце. Раз­бойницу поразил рассказ Герды о том, сколь­ко ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека. Герда плакала сначала от горя, потом — от радости. Значит, любовь способна изменить человека, преобразить его.)

  • Как помогла девочке лапландка?

Заполняется пятый столбец кластера.

  • Вспомним разговор финки с оленем.

Чтение по ролям отрывка.

Заполняется шестой столбец кластера.

  • Как финка объяснила, почему Герде служат и люди, и животные? Какая сила жила в сердце Герды?

В конце аналитической беседы кластер приобретёт законченный вид (приложе­ние ).

Физкультминутка.

Учитель. Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

  1. Просмотр видеофрагмента «Герда в чертогах Снежной королевы. Возвращение домой».

Учитель. Ребята, предлагаю вашему вниманию интересный видеофрагмент.


Просмотр видеофрагмента.

  • Как же Герде удалось вернуть Кая? Как она смогла победить Снежную королеву? (Ответы учащихся.)

Заполняется итоговое окно кластера.

  1. Обобщение и систематизация изучен­ного.

Учитель. На доске вы видите карточки с названиями всех героев, с которыми Герду свела судьба. Расположите их в две колон­ки — «Друзья Герды» и «Враги Герды».

Учащиеся по очереди подходят к до­ске и передвигают карточки в нужную ко­лонку.

  • Как вы думаете, почему у Герды боль­ше друзей, чем врагов? (Герда сильна своей любовью, добротой, желанием бороться за человека, сердце которого покрылось ледя­ной коркой. Её отзывчивое, доброе сердце способно воздействовать на других — вот почему рядом с ней невозможно быть пло­хим. Именно поэтому у неё много друзей, а когда рядом друзья, готовые прийти на помощь, непреодолимых препятствий не бы­вает. Вот почему Герда не только нашла Кая, но и смогла растопить льдинку в его сердце.)

  1. Рефлексия.

Метод «Цветопись».

Звучит мелодия «Маленькая ночная сере­нада» В. А. Моцарта.

Учитель. Ребята, с какими цветами у вас ассоциируются герои сказки, их поступки? В цвете постарайтесь выразить свои чувства и эмоции. Прокомментируйте.

Учащиеся оставляют цветовые знаки на бумаге и комментируют свой выбор.

  1. Подведение итогов урока. Выставле­ние отметок.

Учитель. Мне очень понравилась ваша активность и подготовка к уроку. В качестве награды за свой труд вы получите соответ­ствующие баллы.

Добросовестно подготовился ученик, ко­торому было предложено индивидуальное домашнее задание. Он успешно справился с заданием и принял активное участие в об­суждении нашей проблемы, поэтому его ста­рания оценены в .

Хорошим знанием текста, умением ана­лизировать и правильно оценивать поступки героев отличились ответы . г

Содержательностью, правильным пони­манием смысла происходящего выделялись ответы .

Однословные ответы были характерны Для .

  1. Домашнее задание.

Учитель. Борьба сил Добра и Зла в сказке заканчивается. Красота живого сердца по­беждает Владычицу Царства Холода И Льда. Дети возвращаются домой. Но прощаться со сказкой и её героями не хочется.

Домашнее задание я предлагаю вам вы­брать самостоятельно:

  • письменно ответить на вопрос: «Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду?»;

  • Придумать ещё одного друга или врага Герды и историю, связанную с ним.

Методика и опыт


Русский язык и литература 8/2015


Приложение