Урок истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
МБОУ СОШ п. Приузенский
Мерекенева Д.К.
2017 г.
Тема урока | Место урока по теме |
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Второй урок по теме «Московская Русь в 14-16 веках» |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Комбинированный | Фронтальная, работа в паре, работа в группе. Приемы «Мозговой штурм», «Круг», составление сравнительной таблицы, «Дальше-дальше», продуктивные методы, активные методы. |
Цель урока | Задачи урока |
Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы, выявить значение Куликовской битвы. | На основе прослушанного материала, ключевых слов, анализа личностных качеств Дмитрия Ивановича усвоить этапы борьбы Москвы за политическое первенство На основе работы с источником информации, переработки ее и представлении в структурированном виде в группах иметь представление о внутреннем положении Руси и Орды, о военных событиях накануне Куликовской битвы. На основе индивидуального анализа источника информации проследить ход Куликовской битвы в том числе и на эмоционально-чувственном уровне. На основе собственных предположений и их сравнения с материалом учебника в парах выявить значение Куликовской битвы На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях на доказательном уровне. |
Предполагаемый результат |
Знать | Уметь |
- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством, - знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды -точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия. | - определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича; - давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы; - проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение; - применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации. |
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование |
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая | ТРКМ, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения. | мультимедийная презентация, лист ватмана с изображенным кругом, бланки выполнения задания , оценочные листы, тетради |
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: организационный 2 мин. |
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Здравствуйте, ребята! | Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. | Личностно-смысловая – я пришел на урок, чтобы.. Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения | Не оценивается | Включение в учебный процесс |
II этап: постановка цели и задач урока 3 мин. |
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.. | Слайд №2 Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок? Работа с эпиграфом урока (выведен на экран) Для русских нет достойней клятвы, Чем память битвы у Непрядвы, Там даже Дона берега Нам помогли разбить врага. Терпела долго Русь обиды, В церквах справляя панихиды, Пока в Москве не кликнул клич Князь Дмитрий Иоаннович: Пришли на поле Куликово, Полки расставили толково, Лишь только битва началась, А кровь уже рекой лилась. В. Марахин (Записать число, тему урока) (Слайд №1)
| Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Москва – единое сильное государство. Не желает мириться с игом ордынского владычества. Связывают положение Московского государства с именем князя Дмитрия Ивановича. Москва – сильный политический центр. Москва – духовный центр русских земель. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | Учебно-познавательная – анализ эпиграфа, принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении | Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
III этап: актуализация знаний 5 мин. |
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | «Мозговой штурм» - Каждая пара предъявляет свои вопросы другой по теме «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей и т.д. | Демонстрируют знаний, умения по предыдущей теме. Критично относятся к вопросам-ответам. | Учебно-познавательная – установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация. | Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах) | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности |
IV этап: Усвоение новых знаний 25 мин. |
Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии. | Но прежде, чем говорить о Куликовской битве, давайте вспомним, какая обстановка на Руси была в 13 веке? Почему войско Батыя разорило и разрушило столько русских городов? Чем же прославился Иван Калита? Что объединяет имена Даниила Александровича, Юрия Данииловича, Ивана Калиты? | Могло. Учащиеся предполагают, что нет, что другие русские князья не хотели отдавать политическое первенство Москве Опираясь на ключевые слова. учащиеся отвечают на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?» Но Орда просто так не отпустит Русь из своей власти. Значит, впереди у русских и ордынцев будет битва. | Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать, речь педагога – образец публичного выступления. Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация. Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Коммуникативная - продуктивное сотрудничество – создание таблицы. Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности. | Участие в диалоге, интерактивной беседе. КОЗ: составление таблицы «Русь и Орда накануне решающего столкновения» Представление работ. Сравнение с модельным ответом. Самооценивание по заданным критериям. Работа с оценочными листами. | Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге, принятие точки зрения других. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Создание таблицы. Самооценка. |
|
Организовать деятельность по изучению хода Куликовской битвы с эмоциональной «окраской» с последующей рефлексией - рассказом по плану. | - В 1359 году дело Ивана Калиты продолжил внук Дмитрий. (Слайд № Работа с док. (Прил. 1) Сообщение о князе. - А какая ситуация была в это время в Орде? Комментированное чтение текст учебника. С 148 - Какие события происходили в 50 гг. 14 века? - На какие части разделилась Орда? - Кто правил Ордой в это время? (Слайд №) -Почему Мамай не имел права на ханский престол? - Как готовился князь к битве? - Рассмотрите картины и сравните их. (Слайд №) - В 1377 г. князь Дмитрий Боброк Волынский совершил поход в ордынские земли и взял с них выкуп. (Слайд №) На что Мамай направил отряд Арап шаха. Русское войско отнеслось к битве безответственно. Арапша нанес поражение. - С.р. чтение текста с. 149. -Беседа по прочитанному: 1. Какое событие произошло в 1378 г? 2. Что стало итогом этой битвы? 3. К каким последствиям она привела? 4. Какова была численность Мамаева войска? 5. Перечислите союзников Орды? | Самостоятельно индивидуально работают с источником информации, делают пометы на полях. Готовят рассказ по плану. 1.Осведомленность о действиях и состояния войска противника и их союзников. 2.Выбор места битвы. 3. Поддержка церкви. 4. Расположение войск Дмитрия. Засадная тактика. 5.Неожиданность появления свежих сил (засадный полк) 6.Разгром полчищ Мамая. Участвуют 6 человек. | Учебно-познавательная – установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого, ключевыми словами. Коммуникативная – высказывания учащихся, умение слушать других. Личностно-смысловая – ценностное отношение к содержанию читаемого, чувство гордости за героическое прошлое России, за ее героев Дмитрия Донского, Владимира Храброго, Дмитрия Боброка-Волынского. | Взаимооценка по критерию (участвуют все ученики): соответствие рассказа плану. Работа с оценочными листами. | Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесениение с планом. Взаимооценивание. |
Организовать прогнозирование с последующими подтверждениями/опровержениями с помощью источника информации и проверкой по образцу. . | Как готовился князь Дмитрий вы мне скажете, просмотрев фрагмент мультфильма? («Лебеди Непрядвы» реж. Давыдова) - С какой целью князь приехал к преподобному? - В чем сила князя по мнению Сергия? - Кто выступил на стороне князя? Работа с иллюстрацией. Новоскольского. Перед битвой необходимо размяться, что мы и сделаем. Физминутка. Дружно встали Раз, два, три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и ещё Через левое плечо…
Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись — вверх поднимись. А теперь чуть-чуть попрыгай: Влево, вправо наклонись И тихонечко садись. -Молодцы, ребята. Итак, бой! Просмотр иллюстраций Утро на Куликом поле - Создайте чувстенно-эмоциональный фон картины. «Поединок Пересвета и Челубея».(Слайд №) Просмотр видеофрагмента. Работа по контурным картам. - В 1382 году хан Тохтамыш совершил набег на Москву. -Сравните итоги битв и попробуйте сформулировать проблему урока. | Ответы детей | Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала. Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация. | Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают. | Предметная. Умение ориентироваться в содержании предмета. Информационная. Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи. Коммуникативная - освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. . |
VII этап: Рефлексия 6 мин |
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов. | В результате урока «Куликовская битва МНЕ ОТКРЫЛИСЬ: Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных чувства: | Ответы учащихся . Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся | Коммуникативная – монологическая речь учащихся, учебно-познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе. Личностно-смысловая – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение. | Не оценивается | Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения. Соединять части в целое. Высказывать суждения свои суждения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения. |
Итог урока. Домашнее задание. Эмоциональная разрядка 4 мин |
Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу в баллах, соотнести общее количество баллов со шкалой оценок. Запишите домашнее задание: прочитать с 147-154 учебника, выполните задания 1-6, «зайти» на «кафедру истории» - изучить документ, ответить на послетекстовые вопросы – по желанию. Эмоциональная разрядка Прием «Я - сосулька». Спасибо за урок. | Оценочная деятельность по количеству набранных баллов.(Слайд №8) Записывают домашнее задание. | Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке. Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин. | Самооценка (по шкале) Оценка педагогом. | Логическая завершенность урока. |
Приложение 1.
Критерии оценивания: за каждую линию сравнения по 2 балла. Максимальный балл - 18
Выделены все значения – по одному баллу за каждое значение, максимальное количество – 5.