Тема. Культура древнегреческого полиса
Философия – наука о законах развития природы, общества, человека
Что интересовало первых греческих философов? Устройство и происхождение мира. Поэтому философы пытались понять законы природы и были тесно связаны с науками )медицина, математика, астрономия) – Фалес, Анаксимандр (закон о сохранении энергии)
Философы искали первооснову, первоэлемент происхождения мира
По их мнению, первоэлементом является:
VII – VI вв до н.э. Фалес – вода, создает все, что человек видит вокруг себя
VI в до н.э. Анаксимен – воздух, сгущаясь, образует воду, землю, камни и др.
Нач VI в до н.э. Гераклит – огонь, мир находится в постоянном движении, изменении, противоречии
В области социально-политического устройства появилось философское направление – софистика, изчавшее человека и общество. Протагор (V – IV вв до н.э.) считал: истина субъективна, человек сам оценивает её, вносит в суждение свое, личное.
Софисты сравнивали полисы и произносили аргументированные речи за и против (способствовало широте взглядов, пониманию чужой точки зрения).
Человек в литературе и искусстве Древней Греции
Что давала человеку жизнь в полисе?
Возможность реализовать себя;
Пробуждала интерес к личности;
Способствовала формированию разнообразия и неповторимости человеческого характера, эмоций.
Индивидуальное начало отражалось:
В лирике VII-VI до н.э. | В театре VI-VI вв до н.э. | В искусстве V в до н.э. |
Раскрывала внутренний мир человека, утверждала ценности личности | Осмеивал человеческие пороки и недостатки, вырабатывал стойкость и силу перед испытаниями | Передавало характер, настроение, красоту человеческого тела в движении. Утверждение новых моральных норм |
Поиски неземного совершенства
Взгляды Сократа и Платона на человека и общество
Сократ | Платон |
1.Нравственное совершенствование 2.Познание через знания для искоренения недостатков и невежества 3.Главный девиз: «Познай самого себя» Совершенствование духовного начала за счет предпочтения высоких и благородных мотивов низким | 1.Есть мир идей (эйдосов),т.е. первообразов 2.Духовное совершенство за счет отрицания дурных, низменных страстей 3.Задача законодателя – создать полис, близкий к идеальному (трактат «Государство») 4.Вернуть утраченную гармонию в общественных отношениях 5.Привести в полис элементы спартанского общества, разделив его на три группы: мудрецы, воины, земледельцы |
Д/З. Установите правильное соответствие:
Фалес - Анаксимандр - Гераклит - Сократ - Платон
впервые провозгласил нравственное совершенствование человека для достижения гармонии
заложил основы математики и астрономии
открыл закон движения и борьбу противоречий как его главный источник; впервые разработал принципы диалектики
создал учение об идеях(эйдосах), из которых состоит все сущее; разработал теорию идеального государства
создал первую геометрическую модель Вселенной
Д/З. Укажите правильное соответствие:
1) греческие поэты-лирики
2) поэты Востока
а) внимание индивидуальным качествам человека б) описание отношений человека с богом в) обожествление явлений природы г) показ разнообразных человеческих характеров и эмоций
Д/З. Установите правильное соответствие:
Софисты – Стоики
А) поставили вопрос о способности человека познать окружающий мир
Б) учили, что человек обретет счастье, если будет любить добродетель и исполнять свой долг перед обществом
Д/З. В древней Греции театр называли «школой для взрослых», авторов трагедий – «вождями мудрости». Обоснуйте эти высказывания.