Культура Каракалпакского
народа в XVI – в первой половине
XIXвека
образ жизни
Процесс перехода каракалпаков от кочевого образа жизни к оседлому образу продолжался долго. Основная часть населения жила в аулах – в юртах и глиняных домах.
Потом появились курганы (крепости) и города.
образ жизни
образ жизни
Каракалпаки обращали особое внимание на национальное своеобразие в одежде. Это особенно ярко проявлялось в головном уборе женщин и девушек — савкели (головной убор из плотной бязи, украшенный серебром и ожерельем). И ювелирные украшения.
города
Каракалпаки построили такие крупные города, как Кунграт , Чимбай , Ходжейли . Кунграт и Чимбай были административными центрами каракалпаков. Они были воздвигнуты в конце XVII – начале XIX веков.
Города окружались высокими стенами, внутри которых были построены красивые здания, дворцы.
города
В начале XIX века в городах было 318 школ.
Имелись медресе. Ремесленники принимали в подмастерье детей 12 – 13 лет и обучали их ремеслу. Каракалпакская молодёжь обучалась также в медресе Хивы и Бухары
Фольклор, изобразительное искусство и музыка
У каракалпаков богатое наследие устного народного творчества.
Народ любил своих сказителей и бахши.
Рядом с аксакалами, предводителями всегда были сказители. Каракалпакский фольклорный герой – Амирбеклакки , как у узбеков – Насритдин Афанди . В его анекдотах высмеиваются человеческие недостатки, несправедливость в обществе. Он разоблачает богатых людей – чиновников, кази, духовенство – и воспевает храбрость, справедливость простого народа. Его анекдоты очень лаконичны, остроумны и понятны.
Фольклор, изобразительное искусство и музыка
.
Фольклор, изобразительное искусство и музыка
Известны и героические дастаны каракалпаков. В дастанах «Кирккиз» , «Алпамыш» , «Кублон» , «Эдыгей» воспевается богатая история каракалпаков.
В дастане «Эдыгей» описываются события, связанные с деятельностью Амира Тимура и Тохтамыша, то в дастане «Кирккиз» находит своё художественное воплощение борьба за свободу каракалпаков, и борьба народа против иранского шаха Надиршаха.
Фольклор, изобразительное искусство и музыка
Давайте поговорим о поэме „Кирк киз“.
В каракалпакской литературе особое место занимает поэма „Кирк киз“, она рассказывает об исторических событиях XVII—XVIII веков.
Это произведение является героическим эпосом каракалпакского народа. В произведении преобладают идеи свободы, патриотизма и гуманизма. Главная героиня произведения со своими сорока подругами и любимым человеком собралась защищать родину от нападений иранского шаха Надиршаха. Она освобождает Хорезм и основывает государство, которое объединяет представителей каракалпакского, туркменского, узбекского и казахского народов. В образах Алтынай, Арслана, Сарвиноза, которые боролись в одном строю с девушкой, нашли отражение идеи храбрости, патриотизма, гу гуманизма и ненависти к врагам.
«Кирк киз» или «сорок девушек»
Изобразительное искусство
Своеобразие каракалпакского изобразительного искусства нашло своё яркое выражение в сотканных каракалпакскими умельцами коврах и вышитых изделиях. Узоры и орнаменты, нанесённые на них, имели вид волн, что символизирует воду. И это было не без основания, потому что каракалпаки издревле жили в прибрежьях рек и озёр
музыка
Исполнителей дастанов делили на три группы: сказители, бахши и народные певцы, отличавшиеся друг от друга по содержанию дастанов, по стилю исполнения, музыкальным сопровождением и музыкальными инструментами.
музыка
Каракалпакское вокальное искусство по содержанию делится на народные, исторические и обрядовые песни, которые исполнялись при помощи таких музыкальных инструментов, как кобуз , дутар , гижжак , сурнай , нагара .
В XVIII – первой половине XIX веков жили и творили каракалпакские литераторы, чьи имена известны и сегодня.
Каракалпакская письменная литература
Каракалпакская письменная литература
КУНХОДЖА ИБРАГИМ
известный представитель каракалпакской литературы – Кунходжа Ибрагим (1799 – 1880). Вся его жизнь прошла в нужде. Широко известны были в народе его стихи « Пастухи » , « Косильщики » , « Вместе с народом » . В них поэт отразил тяжёлую подневольную жизнь каракалпакского народа под игом хивинского хана, раскрыл лживую сущность правителей.
АДЖИНИЯЗ КУСИЬАЙ-УГЛИ
(ЗЕВАР)
Аджинияз Кусибайуглы (псевдоним Зевар) – известный поэт каракалпакского народа. Его наследие составляют более ста стихов и поэм. В его стихах отразились его патриотические и гуманистические идеи. В его поэме «Бузатов» мастерски описываются причины вынужденного скитания каракалпакского народа по чужим странам. В его стихах «Необходим» , «Быть этому» , «Если этому не быть» , «Хорошо» , «Джигиты» мы видим его гуманистические и философские взгляды. Его произведения широко распространены среди народа.
АДЖИНИЯЗ КУСИЬАЙ-УГЛИ
(ЗЕВАР)
Рабу, что мучается в нудже,
Гниет в неволе и беде,
Кому удачи нет нигде.
Тому свободный жебий нужен.
Чтоб радость знал
Аджинияз,
И чтоб мечта его сбылась,
Чтоб в мире правда
прижилась, -
Ему, друзья, век долгий
нужен.
АДЖИНИЯЗ КУСИЬАЙ УГЛИ
(ЗЕВАР)
В 1999 году отмечалось 175-летие со дня рождения Аджинияза. В Нукусе была заложена площадь имени Аджинияза и установлен памятник .
«Бог не наделил меня ничем,
Кроме дара слова.»
БЕРДАХ
Бердах (настоящее имя – Бердымурад Каргабай-углы) (1827 – 1900) – основатель литературы каракалпакского народа. Его творчество началось с чтения стихов под мелодию домбры, когда ему было 18 – 19 лет. В 25 лет он был уже известен среди своего народа как талантливый поэт. В его стихах «Не может быть» , «Жизнь моя» , «Налог» описывается тяжёлая жизнь трудового народа и гнев против правителей и хивинского хана. В частности, в стихотворении «Налог» звучит жалоба на тяжёлую судьбу, а в таких стихах, как «Сыну» , «Возьмись за ум» он призывал молодёжь к патриотизму, просвещению.
БЕРДАХ
В 1998 году в нашей стране широко отмечалось 170-летие со дня рождения Бердаха. Один из ташкентских скверов назван в честь этого поэта, там установлен его бюст. На родине поэта – также установлен бюст Бердаха, а в Нукусе ему поставлен памятник. И открыт музей.
БЕРДАХ
Связь времен. Без знания прошлого - нет будущего! Мы должны уважать, почитать, знать свои корни.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить § 31. Культура каракалпакского народа
Ответить на вопросы:
1. Какие произведения вызнаете? Выразите своё отношение к их содержанию. 2. Какие идеи нашли отражение в произведениях Бердаха – основателя литературы каракалпакского народа?