Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ртищево Саратовской области»
Принята на заседании педагогического совета Протокол № ___ от _______ 20__ г. | Утверждаю: Директор МОУ «СОШ №2 г.Ртищево Саратовской области» __________/Дмитриенко И.Ю. Приказ № _____ от __________ 20___ г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Культура народов Поволжья»
для 6 класса
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель:Слаповская М.С.,
1 категория.
2021 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа по курсу«Культура народов Поволжья» составлена для обучающихся 6-х классов МОУ СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области на основе авторской программы для общеобразовательных школ «Культура народов Поволжья»Т.Ю. Сторожевой (учитель высшей категории МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска», старший методист кафедры филологического образования ГАУ ДПО «СОИРО») и Е.Л. Юнг (старший методист кафедры филологического образованияГАУ ДПО «СОИРО»)
Программа рассчитана на 1 год обучения (2019-2020 гг).
Личностные результаты:
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
осознавать себя гражданином России;
объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
уважать иное мнение;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
учиться обнаруживать и формулировать проблему;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
работать по составленному плану;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
предполагать, какая информация нужна;
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Жанры устного народного творчества. Моя родословная. 3 ч.
Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира.
Родословная. Начальные сведения о топонимике.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала по УНТ, собранного ребятами в своих семьях, характерного для каждого поколения).
Топонимика. История в названиях. 2 ч.
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.
Тексты для чтения: предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.
Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь.
Экскурсии
Экскурсия по улицам города «О чем рассказывают названия улиц и районов населенного пункта?».
Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».
Экскурсия в областной краеведческий музей (по возможности).
Предания волгарей. 2 ч.Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). «Ковыли» – легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.
Тексты для чтения: предания, записанные М. Ежовым: «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным: «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаенное подземелье»; Г. Шенеманом: «Пароход на лугу» (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя.
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Обитатели Среднего Поволжья. 2 ч.
Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы области. История заселения. Народы района, в котором проживает школьник.
Тексты для чтения: предания и легенды о народах, проживающих в нашем крае.
Творческая работа.Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).
Экскурсии
Экскурсия в местный краеведческий музей «Народы нашего края».
Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).
Экскурсия в музей этнографии.
Сербские сказки. 2 ч.
Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.
Тексты для чтения: «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Счастье и ум», «Век живи – век учись».
Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).
Татарские легенды. 2ч.
Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях разных народов. Отражение действительности в легендах и сказках.
Тексты для чтения: «Предания о Казани», «Завещание», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой березе».
Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе сравнительного анализа сербской сказки «Правда и кривда» и татарской сказки «Правда спасает, а неправда подводит»).
Мифы и легенды чувашей. 2 ч.
Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан.
Тексты для чтения: «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Как ловили луну».
Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.
Мифы и легенды мордвы. 2 ч.
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.
Тексты для чтения: «Ехал по Волге князь Мурза», «Волга-Рав и Каспий», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».
Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие – учитывать исторические факты).
Предания княжеской Руси. 2 ч.
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.
Тексты для чтения: «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Утесы над Волгой», «Воцарение Ивана Грозного», «Наказание Волги», «Свеча».
Творческая работа.Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).
Сказания о немцах Поволжья. 2 ч.
Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.
Тексты для чтения: Б. Пильняк «Немецкая история», сказания о немцах Поволжья.
Творческая работа.Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).
Экскурсии
Возможна экскурсия в областной краеведческий музей на выставку «Из истории немцев Поволжья».
Мифы и легенды казахов. 2 ч.
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
Тексты для чтения: «Сказания об орлах», Легенда о Ер-Каптагае.
Творческая работа.Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).
Предания о волжских малороссах. 2 ч.
«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия.
Тексты для чтения: «Иван-да-Марья».
Творческая работа. Сочинение о происхождении украинского народа (жанр выбирают учащиеся).
Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия» 4 ч.
Защита проектов. 2 ч.
Резерв учебного времени (используется на экскурсии) 4 ч
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Основное содержание темы, термины и понятия | Характеристика основных видов деятельности. | Формируемые УУД | Календарные сроки |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ. 1 ЧАС. |
1. | Жанры устного народного творчества. Моя родословная | Что понимается под устным народным творчеством? Знание о своём происхождении: имени. Фамилии. Моя родословная | Осуществлять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. | Познавательные УУД: находить в различных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; | | |
2. | Жанры устного народного творчества. Моя родословная | Соотносить понятия, давать определения, приводить примеры из жизни, извлекать социальную информацию из разных видов наглядности (рисунки, схемы, фотографии), проводить аналогии, привлекать родителей к решению познавательных задач. | анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; | | |
3. | Жанры устного народного творчества. Моя родословная | Соотносить понятия, давать определения, приводить примеры из жизни, извлекать социальную информацию из разных видов наглядности (рисунки, схемы, фотографии), проводить аналогии, привлекать родителей к решению познавательных задач. | | | |
4. | Топонимика. История в названиях | Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. | Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе. Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь. | Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | | |
5. | Топонимика. История в названиях | Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в паре, группах. Личностные УУД: осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества; | | |
6. | Предания волгарей | Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). «Ковыли» – легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа. | Работа с преданиями, записанными М. Ежовым: «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным: «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности. | | |
7. | Предания волгарей | | | |
8. | Обитатели Среднего Поволжья | Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы области. История заселения. Народы района. | Знакомство с преданиями и легендами о народах, проживающих в вашем крае. Творческая работа.Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район). | | | |
9. | Обитатели Среднего Поволжья | | | |
10. | Сербские сказки | Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках. | Легенды «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Счастье и ум», «Век живи – век учись». Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок). | | | |
11. | Сербские сказки | Познавательные УУД: находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; | | |
12. | Татарские легенды | Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях разных народов. Отражение действительности в легендах и сказках. | Знакомство с легендами: «Предания о Казани», «Завещание», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой березе». Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе сравнительного анализа сербской сказки «Правда и кривда» и татарской сказки «Правда спасает, а неправда подводит»). | анализировать (в т.ч. выделять главное,) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; | | |
13. | Татарские легенды | | | |
14. | Мифы и легенды чувашей | Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан. | Знакомство с легендами: «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Как ловили луну». Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности. | Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; | | |
15. | Мифы и легенды чувашей | работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | | |
16. | Мифы и легенды мордвы | Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. | Знакомство с легендами: «Ехал по Волге князь Мурза», «Волга-Рав и Каспий», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал». Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие – учитывать исторические факты). | Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в паре, группах. | | |
17. | Мифы и легенды мордвы | Личностные УУД: осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества; | | |
18. | Предания княжеской Руси | Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. | Знакомство с легендами: «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Утесы над Волгой», «Воцарение Ивана Грозного», «Наказание Волги», «Свеча». Творческая работа.Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся). | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | | |
19. | Предания княжеской Руси | | | |
20. | Сказания о немцах Поволжья | Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. | Знакомство с легендами, работой Б. Пильняк «Немецкая история», сказания о немцах Поволжья. Творческая работа.Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся). | Познавательные УУД: находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; | | |
21. | Сказания о немцах Поволжья | анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; | | |
22. | Мифы и легенды казахов | Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. | Знакомство с легендами: «Сказания об орлах», Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа.Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор). | | | |
23. | Мифы и легенды казахов | Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в паре, группах. | | |
24. | Предания о волжских малороссах | «Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. | Знакомство с легендами: «Иван-да-Марья». Творческая работа. Сочинение о происхождении украинского народа (жанр выбирают учащиеся). | Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | | |
25. | Предания о волжских малороссах | Личностные УУД: осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | | |
26. | Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия» | Создание творческих проектов по пройденным темам в рамках итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия» | Соотносить понятия, давать определения, приводить примеры из жизни, извлекать социальную информацию из разных видов наглядности (рисунки, схемы, фотографии), проводить аналогии, привлекать родителей к решению познавательных задач. Развитие творческих способностей обучающихся. | | |
27. | Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия» | Познавательные УУД: находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; устанавливать причинно-следственные связи. | | |
28. | Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия» | | |
29. | Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия» | | |
30. | Защита проектов | | Этническое разнообразие. Расширить знание об обычаях, традициях народа. Дать знания о народных художественных промыслах. | Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в паре, группах. Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. Личностные УУД: осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | | |
31. | Защита проектов | | | |
32. | Экскурсия в краеведческий музей г. Ртищево | История заселения, освоения района. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла. | | | |
33. | Экскурсия в краеведческий музей г. Ртищево | | | |
34. | Экскурсия в краеведческий музей г. Ртищево | Использовать в контексте изученные понятия, обобщать изученный материал, давать оценку изученного материала с точки зрения личной и общественной значимости. | | |
35. | Экскурсия в краеведческий музей г. Ртищево | | | |
Лист корректировки рабочей программы
Дата пропущенных занятий | Что скорректировано | Причина корректировки | Зам. Директора по ВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
19