СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура народов Поволжья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа способствует формированию культуры народов ПОВОЛЖЬЯ, их ценностей . традиций. развитию патриотизма у  школьников средних классов.

Просмотр содержимого документа
«Культура народов Поволжья»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ртищево Саратовской области»




Принята

на заседании педагогического совета

Протокол № ___ от _______ 20__ г.




Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ №2 г.Ртищево Саратовской области»

__________/Дмитриенко И.Ю.

Приказ № _____ от __________ 20___ г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружок «Культура народов Поволжья»

для 6 класса

на 2021 - 2022 учебный год





Составитель:Слаповская М.С.,

1 категория.





2021 год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности



Рабочая программа по курсу«Культура народов Поволжья» составлена для обучающихся 6-х классов МОУ СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области на основе авторской программы для общеобразовательных школ «Культура народов Поволжья»Т.Ю. Сторожевой (учитель высшей категории МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска», старший методист кафедры филологического образования ГАУ ДПО «СОИРО») и Е.Л. Юнг (старший методист кафедры филологического образованияГАУ ДПО «СОИРО»)

Программа рассчитана на 1 год обучения (2019-2020 гг).

Личностные результаты:

    • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

    • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;

    • осознавать себя гражданином России;

    • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

    • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

    • уважать иное мнение;

    • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

    • учиться обнаруживать и формулировать проблему;

    • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

    • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

    • работать по составленному плану;

    • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

    • предполагать, какая информация нужна;

    • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

    • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

    • выстраивать логическую цепь рассуждений;

    • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

    • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

    • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

    • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

    • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

    • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.























Содержание курса внеурочной деятельности

Жанры устного народного творчества. Моя родословная. 3 ч.

Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира.

Родословная. Начальные сведения о топонимике.

Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала по УНТ, собранного ребятами в своих семьях, характерного для каждого поколения).


Топонимика. История в названиях. 2 ч.

Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.

Тексты для чтения: предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.

Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь.

Экскурсии

  1. Экскурсия по улицам города «О чем рассказывают названия улиц и районов населенного пункта?».

  2. Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».

  3. Экскурсия в областной краеведческий музей (по возможности).


Предания волгарей. 2 ч.Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). «Ковыли» – легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.

Тексты для чтения: предания, записанные М. Ежовым: «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным: «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаенное подземелье»; Г. Шенеманом: «Пароход на лугу» (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя.

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.


Обитатели Среднего Поволжья. 2 ч.

Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы области. История заселения. Народы района, в котором проживает школьник.

Тексты для чтения: предания и легенды о народах, проживающих в нашем крае.

Творческая работа.Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).

Экскурсии

    1. Экскурсия в местный краеведческий музей «Народы нашего края».

    2. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).

    3. Экскурсия в музей этнографии.


Сербские сказки. 2 ч.

Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.

Тексты для чтения: «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Счастье и ум», «Век живи – век учись».

Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).



Татарские легенды. 2ч.

Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях разных народов. Отражение действительности в легендах и сказках.

Тексты для чтения: «Предания о Казани», «Завещание», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой березе».

Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе сравнительного анализа сербской сказки «Правда и кривда» и татарской сказки «Правда спасает, а неправда подводит»).



Мифы и легенды чувашей. 2 ч.

Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан.

Тексты для чтения: «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Как ловили луну».

Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.



Мифы и легенды мордвы. 2 ч.

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.

Тексты для чтения: «Ехал по Волге князь Мурза», «Волга-Рав и Каспий», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».

Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие – учитывать исторические факты).



Предания княжеской Руси. 2 ч.

Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.

Тексты для чтения: «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Утесы над Волгой», «Воцарение Ивана Грозного», «Наказание Волги», «Свеча».

Творческая работа.Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).



Сказания о немцах Поволжья. 2 ч.

Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.

Тексты для чтения: Б. Пильняк «Немецкая история», сказания о немцах Поволжья.

Творческая работа.Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).

Экскурсии

Возможна экскурсия в областной краеведческий музей на выставку «Из истории немцев Поволжья».



Мифы и легенды казахов. 2 ч.

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.

Тексты для чтения: «Сказания об орлах», Легенда о Ер-Каптагае.

Творческая работа.Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).



Предания о волжских малороссах. 2 ч.

«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия.

Тексты для чтения: «Иван-да-Марья».

Творческая работа. Сочинение о происхождении украинского народа (жанр выбирают учащиеся).

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия» 4 ч.

Защита проектов. 2 ч.

Резерв учебного времени (используется на экскурсии) 4 ч

Тематическое планирование

Тема занятия

Основное содержание темы, термины и понятия

Характеристика основных видов деятельности.

Формируемые УУД

Календарные сроки

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ. 1 ЧАС.

1.

Жанры устного народного творчества. Моя родословная

Что понимается под устным народным творчеством? Знание о своём происхождении: имени. Фамилии. Моя родословная

Осуществлять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Познавательные УУД:

  • находить в различных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;



2.

Жанры устного народного творчества. Моя родословная

Соотносить понятия, давать определения, приводить примеры из жизни, извлекать социальную информацию из разных видов наглядности (рисунки, схемы, фотографии), проводить аналогии, привлекать родителей к решению познавательных задач.

  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;



3.

Жанры устного народного творчества. Моя родословная

Соотносить понятия, давать определения, приводить примеры из жизни, извлекать социальную информацию из разных видов наглядности (рисунки, схемы, фотографии), проводить аналогии, привлекать родителей к решению познавательных задач.

  • устанавливать причинно-следственные связи.




4.

Топонимика. История в названиях

Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.


Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.

Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь.


Регулятивные УУД:

  • определять цель, проблему в учебной деятельности;

  • выдвигать версии;

  • планировать учебную деятельность;

  • работать по плану, сверяясь с целью;

  • находить и исправлять ошибки;

  • оценивать степень достижения цели.




5.

Топонимика. История в названиях

Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

  • организовывать работу в паре, группах.

Личностные УУД:

  • осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества;



6.

Предания волгарей

Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). «Ковыли» – легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.


Работа с преданиями, записанными М. Ежовым: «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным: «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова»,

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.




7.

Предания волгарей




8.

Обитатели Среднего Поволжья

Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы области. История заселения. Народы района.


Знакомство с преданиями и легендами о народах, проживающих в вашем крае.

Творческая работа.Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).





9.

Обитатели Среднего Поволжья




10.

Сербские сказки

Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.


Легенды «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Счастье и ум», «Век живи – век учись».

Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).





11.

Сербские сказки

Познавательные УУД:

  • находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;



12.

Татарские легенды

Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях разных народов. Отражение действительности в легендах и сказках.

Знакомство с легендами: «Предания о Казани», «Завещание», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой березе».

Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе сравнительного анализа сербской сказки «Правда и кривда» и татарской сказки «Правда спасает, а неправда подводит»).


  • анализировать (в т.ч. выделять главное,) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;



13.

Татарские легенды

  • устанавливать причинно-следственные связи.




14.

Мифы и легенды чувашей

Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан.


Знакомство с легендами: «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Как ловили луну».

Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.


Регулятивные УУД:

  • определять цель, проблему в учебной деятельности;

  • выдвигать версии;

  • планировать учебную деятельность;




15.

Мифы и легенды чувашей

  • работать по плану, сверяясь с целью;

  • находить и исправлять ошибки;

  • оценивать степень достижения цели.




16.

Мифы и легенды мордвы

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.


Знакомство с легендами: «Ехал по Волге князь Мурза», «Волга-Рав и Каспий», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».

Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие – учитывать исторические факты).


Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

  • организовывать работу в паре, группах.




17.

Мифы и легенды мордвы

Личностные УУД:

  • осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества;



18.

Предания княжеской Руси

Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.


Знакомство с легендами: «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Утесы над Волгой», «Воцарение Ивана Грозного», «Наказание Волги», «Свеча».

Творческая работа.Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).

  • осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.



19.

Предания княжеской Руси




20.

Сказания о немцах Поволжья

Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.


Знакомство с легендами, работой

Б. Пильняк «Немецкая история», сказания о немцах Поволжья.

Творческая работа.Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).


Познавательные УУД:

  • находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;



21.

Сказания о немцах Поволжья

  • анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;



22.

Мифы и легенды казахов

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.

Знакомство с легендами: «Сказания об орлах», Легенда о Ер-Каптагае.

Творческая работа.Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).


  • устанавливать причинно-следственные связи.



23.

Мифы и легенды казахов

Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

  • организовывать работу в паре, группах.



24.

Предания о волжских малороссах

«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия.


Знакомство с легендами: «Иван-да-Марья».

Творческая работа. Сочинение о происхождении украинского народа (жанр выбирают учащиеся).


Регулятивные УУД:

  • определять цель, проблему в учебной деятельности;

  • выдвигать версии;

  • планировать учебную деятельность;

  • работать по плану, сверяясь с целью;

  • находить и исправлять ошибки;

  • оценивать степень достижения цели.



25.

Предания о волжских малороссах

Личностные УУД:

  • осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества;

  • осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.



26.

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия»

Создание творческих проектов по пройденным темам в рамках итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия»

Соотносить понятия, давать определения, приводить примеры из жизни, извлекать социальную информацию из разных видов наглядности (рисунки, схемы, фотографии), проводить аналогии, привлекать родителей к решению познавательных задач. Развитие творческих способностей обучающихся.



27.

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия»

Познавательные УУД:

  • находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

  • устанавливать причинно-следственные связи.



28.

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия»



29.

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия»



30.

Защита проектов


Этническое разнообразие. Расширить знание об обычаях, традициях народа. Дать знания о народных художественных промыслах.

Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

  • организовывать работу в паре, группах.

Регулятивные УУД:

  • определять цель, проблему в учебной деятельности;

  • выдвигать версии;

  • планировать учебную деятельность;

  • работать по плану, сверяясь с целью;

  • находить и исправлять ошибки;

оценивать степень достижения цели.

Личностные УУД:

  • осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества;

  • осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.



31.

Защита проектов




32.

Экскурсия в краеведческий музей г. Ртищево

История заселения, освоения района. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла.




33.

Экскурсия в краеведческий музей г. Ртищево




34.

Экскурсия в краеведческий музей г. Ртищево

Использовать в контексте изученные понятия, обобщать изученный материал, давать оценку изученного материала с точки зрения личной и общественной значимости.



35.

Экскурсия в краеведческий музей г. Ртищево




Лист корректировки рабочей программы



Дата пропущенных занятий

Что скорректировано

Причина корректировки

Зам. Директора по ВР




































































19